Три дороги - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

Три дороги

8 августа, 2008, 13:04 Распечатать

Исторические коллизии иногда сами собой «завязывают» такие интересные узлы, только удивляешься…...

Исторические коллизии иногда сами собой «завязывают» такие интересные узлы, только удивляешься… Казалось бы, что объединяет трагическую судьбу русского императора Ивана VІ и жизненный путь украинца Василия Мировича? Или же: каким удивительным образом «пересеклись» исторические параллели и свели на одной орбите фаворита Екатерины ІІ Григория Потемкина с гениальным украинским скрипачом и композитором Иваном Хандошкиным? Эти и некоторые другие как музыкальные, так и политические сюжеты во многом связаны с жизнью украинской общины в Санкт-Петербурге — с малоисследованными страницами, собственно, нашей истории.

15 сентября 1764 года за попытку осуществления государственного переворота на Сытном рынке Санкт-Петербурга напротив моста через Кронверкский канал был казнен подпоручик Смоленского полка Василий Мирович. После казни эшафот вместе с телом Мировича был
сожжен...

10 ноября того же 1764 года Российская императрица Екатерина II подписала указ об упразднении украинского гетманства. Автономия Украины была окончательно ликвидирована. Как свидетельствуют исторические исследования последнего времени, инициатором попытки государственного переворота в Российской империи был гетман Украины Кирилл Григорьевич Разумовский...

В середине XIX в., изучая биографию выдающегося композитора и скрипача ХVІII в. Ивана Хандошкина, русский философ и музыкант князь В.Одоевский в своей «Записке о Хандошкине» указал, что одна из скрипичных сонат композитора написана «на смерть Мировича».

Но обратимся к событиям начала века...

Как известно, после поражения войск шведского короля Карла XII и украинского гетмана Ивана Мазепы в Полтавской баталии в июне 1709 года часть ближайшего окружения гетмана эмигрировала в Западную Европу, где продолжала политическую борьбу с целью восстановления украинской государственности. Одним из таких эмигрантов был и генеральный бунчужный гетманского правительства Федор Мирович — родной дед Василия Мировича. Двое сыновей Федора Мировича Петр и Яков были сосланы царским правительством в Сибирь, и только в 1742 г. по ходатайству Алексея Разумовского императрица Елизавета Петровна позволила Якову Мировичу вместе с семьей и малолетним сыном Василием вернуться из ссылки и поселиться в Санкт-Петербурге.

В 1754 г. Василий Мирович был зачислен в Сухопутный благородный кадетский корпус, но после конфликта с главным директором корпуса князем Борисом Юсуповым его отчислили из корпуса и направили рядовым солдатом в действующую армию.

За храбрость, проявленную в боях, Василий Мирович получает офицерское звание, а после заключения мира с Пруссией возвращается в Петербург.

В июле 1764 г. с небольшим отрядом солдат В.Мирович осуществляет попытку освобождения из Шлиссельбургской тюрьмы бывшего русского императора Ивана VІ Антоновича. Но во время штурма тюрьмы личные тюремщики Ивана VІ Чекин и Власьев, исполняя распоряжение Екатерины II, убивают бывшего императора. Мировича арестовывают. Власьев и Чекин получают награду: по семь тысяч рублей каждому. На суде В.Мирович отказался назвать своих соучастников и единомышленников и всю вину за попытку осуществления переворота взял на себя.

Биография убитого узника довольно известна. После смерти императрицы Анны Иоанновны в 1740 году он был провозглашен императором под именем Ивана VІ Антоновича, когда ему исполнилось всего лишь два месяца. От его имени управление Российской империей осуществлялось около 400 дней. В честь ребенка-императора выпускались монеты и медали, писались картины с его изображением и стихи. Ему, правнуку русского царя Ивана Алексеевича, посвятил свою оду и великий Ломоносов:

Природы царской ветвь прекрасна

Моя надежда, радость, свет.

Счастливых дней Аврора ясна

Монарх-младенец, райский цвет!»

Однако счастливых дней было немного, и сразу после военного переворота, осуществленного в ноябре 1741 г. дочерью Петра І
Елизаветой, Ивана VІ вместе с семьей арестовали и выслали на север в Архангельскую губернию, а с1756 года и до самой смерти Иван под именем Григория был узником в одиночной камере Шлиссельбургской крепости.

Так сплелись две трагические судьбы русского императора Ивана VІ и украинца Василия Мировича.

Иная судьба ожидала гениального скрипача и композитора Ивана Хандошкина (1747—1804). Он, как и Василий Мирович, был украинцем, и родовая его фамилия была Хандошко. Отец Ивана Остап Лукьянович Хандошко родился в селеПеревоз Миргородского полка, и в 1730 году родственник гетмана Данилы Апостола прапорщик Преображенского полка Павел Иванович Апостол привез его в Петербург. Остап учился игре на валторне у придворного валторниста Антона Шмита, позже служил в оркестре графа П.Шереметева. Феноменальные музыкальные способности его сына обнаружились еще в раннем детстве. С шести лет Иван учится искусству игры на скрипке у итальянского скрипача-виртуоза Тито Порта, а с октября 1760 г. его официально зачисляют «музыкантским учеником» в оркестр великого князя, со временем императора Петра III Федоровича. После убийства Петра III вследствие дворцового переворота, осуществленного Екатериной II, 1 июля 1762 г. Ивана Хандошкина зачисляют скрипачом придворного театра, а с 15 марта 1764 г. он уже преподает игру на скрипке в Академии искусств. Документальных свидетельств о жизни и творчестве И.Хандошкина между 1764 и 1772 гг. нет. По моему мнению, именно в этот период начинается его интенсивная исполнительская и композиторская деятельность и именно в эти годы он создает свои знаменитые сонаты для скрипки, одна из которых, а именно соль-минорная (как считают некоторые музыковеды) и написана «на смерть Мировича». И действительно, трагическая первая часть сонаты, заканчивающаяся похоронным маршем, дает основания для вывода об определенной зашифрованной програмности этой музыки.

Исполнительское мастерство И.Хандошкина было всеохватывающе и безупречно; как пишут исследователи, он играл «и в чертогах Екатерины, и в палатах бояр, и на площадях». По воспоминаниям современников, игра И.Хандошкина отличалась непревзойденной техникой и вместе с тем «никто не в силах был удержаться от слез», когда он играл медленную лирическую или драматическую музыку. Он был блестящим импровизатором и в открытых для публики концертах-соревнованиях, в которых участвовали лучшие европейские скрипачи, И.Хандошкин всегда выходил победителем. Именно блестящее исполнительское мастерство стало основой композиторского творчества И.Хандошкина.

В 80-е годы наиболее влиятельным почитателем музыки и исполнительского искусства И.Хандошкина становится князь Григорий Потемкин (самый близкий в то время к Екатерине II человек). Именно по просьбе Г.Потемкина были подписаны указы о предоставлении И.Хандошкину придворного чина мундшенка, патента на звание капитана (как тут не вспомнить капитанское звание А.Веделя) и назначение его директором только что открытой Екатеринославской музыкальной академии. Следует заметить, что назначение И.Хандошкина в Екатеринослав было связано как с его музыкальным авторитетом, так и с украинским происхождением композитора.

Кстати, и сам Г.Потемкин получает титул Великого гетмана Екатеринославского и Черноморского казачества.

После смерти Г.Потемкина материальное положение И.Хандошкина резко ухудшается. Новый фаворит Екатерины II Платон Зубов относился к И.Хандошкину недоброжелательно, а Дж.Сарти, сменивший И.Хандошкина на должности директора Екатеринославской музыкальной академии, считал его опасным конкурентом.

Стремясь издавать свои произведения (а издание нот стоило чрезвычайно дорого), И.Хандошкин задолжал большую сумму денег и попал в серьезные материальные затруднения. 18 марта 1804 года он умирает от инфаркта «придя в кабинет за пенсионом». Отпели И.Хандошкина в Казанском соборе и похоронили на Волковом кладбище.

Судьба большей части творческого наследия И.Хандошкина неизвестна. Опубликовано только незначительное количество его сонат и вариаций.

Из композиций мастера, связанных с украинским фольклором, до нас дошли только: «Казачок с 21 вариацией для фортепиано solo», «12 вариаций ре мажор solo для скрипки на тему песни «Вийшли в поле косарі» и «12 вариаций фа мажор для скрипки с аккомпанементом баса на тему танца «Казачок».

До недавнего времени вопрос об Иване Хандошкине как об украинском композиторе вообще не возникал, хотя еще в 1850 году известный писатель Федор Кони отмечал:

«Знаем ли мы что-нибудь о малороссийском художнике Гандошке, великом скрипаче, обворожившем двор Екатерины? А между тем Гандошка написал и напечатал до ста композиций для скрипки. Ныне эти творения археологическая редкость».

Славное имя петербургского украинца Ивана Хандошко мы можем с гордостью прибавить к целому ряду великих имен украинских художников, живших и работавших в столице Российской империи в ХVIII в.: Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский, Марк Полторацкий, Антон Лосенко, Тимофей и Елизавета Билоградские, Иван Мартос, Дмитрий Левицкий, Тимофей Бубличенко, Владимир Боровиковский, Иван Хандошко.

Кстати… Фамилия «Хандошко» или «Хандожко» довольно распространена в Украине и в наше время. В ХVII в. так называли посполитых и казаков, ухаживавших за лошадьми в усадебных хозяйствах и военных частях, их основной задачей было «хандожение», то есть чистка коней.

P.S. Соната Ивана Хандошкина «На смерть Мировича» впервые после смерти автора будет исполнена 9 сентября нынешнего года в городе Торунь (Польша). Исполнитель — украинский скрипач Дмитрий Ткаченко.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно