ТРАГИЧЕСКАЯ, НО СЛАВНАЯ ИСТОРИЯ (С.ЕЛИСАВЕТСКИЙ. ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА. КУРС ЛЕКЦИЙ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. К., 2000)

31 августа, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №34, 31 августа-7 сентября

Именно таковой, как обозначено в заголовке, предстает перед читателем рецензируемого труда история одного из древнейших народов Земли — еврейского...

Именно таковой, как обозначено в заголовке, предстает перед читателем рецензируемого труда история одного из древнейших народов Земли — еврейского. На первый взгляд может показаться, что авторская постановка вопроса не отмечена печатью особой оригинальности. Ведь и другие авторы изображают историю библейского народа исполненной величайшего трагизма и вместе с тем славы. Однако иные исследователи и особенно публицисты последнего полустолетия, когда «высочайше позволено» было говорить правду о судьбах этого народа, сильно, как нам представляется, сместили акцент на трагизм истории евреев периода Второй мировой войны. Холокост как бы затмил многовековые страницы величия бессмертного народа.

Ничуть не умаляя исторического значения этой вселенской правды, планетарной боли, автор сумел увидеть в Катастрофе не только очередную попытку самых черных сил реакции уничтожить народ Торы, но и яркие проявления уникальной его живучести. В этой связи исследователь не только солидаризуется с оценкой известного еврейского историка и философа, раввина Макса Даймонта, содержащейся в книге последнего «Евреи. Бог и история», но и весьма умело раскрывает на богатейшем материале, характеризующем разные этапы поступи мирового еврейства, теперь уже неоспоримый факт, что «шесть раз на протяжении истории существование евреев оказывалось под угрозой, и всякий раз евреи преодолевали ее и сохранялись как народ».

Талант кропотливого ученого, блестящего исследователя истории мирового еврейства с особой силой проявился в его видении, абсолютно адекватно историческим реалиям, причин: как смог, терзаемый несметными полчищами откровенных врагов, выжить этот народ. Из многочисленных оценок этого «чуда истории» С. Елисаветский выбирает и убедительно аргументирует главную мысль — в полном согласии с крупнейшим философом Сергеем Булгаковым, который в своем выдающемся труде «Расизм и христианство» недвузначно отметил: «царства египтян, персов, вавилонян, эллинов, греков с иными их современниками миновали в веках древней, средней и новой истории, и на фоне этого сохранение Израиля есть настоящее чудо истории, которого не хотят видеть слепотствующие».

При этом автор — в отличие от некоторых других исследователей — рассматривает мировое еврейство не как конгломерат разрозненных общин, отделенных друг от друга океанами, морями, государственными границами. У него мировое еврейство — духовная планетарная общность людей, объединенных идеей национальной и религиозной свободы независимо от того, живут ли они в Израиле или в диаспоре. И главное в этом единстве — не просто стремление выжить, а упорная и постоянная на протяжении многих веков борьба за свою свободу. Именно названное обстоятельство С. Елисаветский и ставит во главу угла в выяснении причин выживания евреев как уникальной общности людей различного гражданства.

Предметом особой важности и личной привязанности исследователя — и это прослеживается во всех 30 лекциях курса еврейской истории — является вдохновенный рассказ о борьбе евреев на протяжении тысячелетий против чужеземного порабощения за полную свободу, за право вольно и счастливо жить в своей стране… Сколько исследовательского пота пролил Стер Яковлевич, корпя над выцветшими манускриптами, над многочисленными документальными данными на разных языках, чтобы выискать и дать своим слушателям и читателям новейшие факты неординарного героизма и самопожертвования евреев во имя не только своей свободы, но и для спасения людей других рас и национальностей от угрозы смерти, угнетения, особенно в тяжкие годы нацистской оккупации, когда они проявляли массовый героизм в рядах борцов Сопротивления. Ученый отыскал в скупых военных сводках, в воспоминаниях участников антифашистского движения сотни имен подлинных героев, которым правительства ряда стран, в том числе и нашей независимой Украины, еще далеко не в полной мере воздали должное. И речь здесь идет не только о евреях — героях Сопротивления. Интернационалист по духу и поведению, доцент Международного Соломонового Университета Стер Елисаветский своими проникновенными рассказами студентам о героях Сопротивления сеет среди будущих строителей новой Украины семена межнационального братства. Это призвано способствовать практическому искоренению еще не до конца изжитых стереотипов недавнего прошлого о месте и роли евреев в Сопротивлении и некоторых украинцев в трагедии Бабьего Яра.

Хотелось бы заметить, искреннее удивление и сожаление вызывает то обстоятельство, что в независимой Украине не нашлось ни одной государственной структуры, которая поспособствовала бы изданию этого уникального труда не таким до стыда мизерным тиражом (548 экз.), а хотя бы в несколько тысяч, к тому же не только и не столько на русском, сколько на государственном украинском языке. Весьма симптоматичным в контексте сказанного представляется то обстоятельство, что само издание книги стало возможным в огромной мере благодаря спонсорскому участию известного германского Фонда Фридриха Эберта…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно