ТРАГЕДИЯ ЛЮБВИ И ЕЕ ОТСУТСТВИЯ

29 октября, 1999, 00:00 Распечатать

Хорошее сейчас время. Пересмотра событий, изменения стереотипов, переосмысления истин. Из памятников делаем людей...

Хорошее сейчас время. Пересмотра событий, изменения стереотипов, переосмысления истин. Из памятников делаем людей. Живых, настоящих. Не гранитно-застывших гениев-праведников, а мятущихся страдальцев, с такими же, как и у других, душами. Отличными только тем, что в их душах вмещался целый мир. Спектакль, о котором хочу рассказать, в духе времени. Он - с большим желанием его создателей рассмотреть в признанном классике просто человека. Произнесите: «Вічний революціонер…» и всем понятно - это Иван Франко. О нем и спектакль «Таїна буття» в Киевском Театре на Подоле. Пьеса современного украинского драматурга Татьяны Иващенко. Постановка Виталия Семенцова. В этом дуэтном спектакле, где заняты Владимир Кузнецов (Иван Франко) и Лариса Трояновская (его жена, Ольга Хоружинская), на фоне событий конца прошлого века показана история отношений двух людей, трагедия их несчастливой семейной жизни. Режиссер спектакля В.Семенцов из отдельных картин-сюжетов выстраивает насыщенное глубоким внутренним напряжением повествование о том, что самое страшное в жизни, это отсутствие любви. На сцене Кузнецов-Франко, углубленный в себя, страдающий, стремящийся заменить любовь долгом, обязанностью, принуждением. Но ведь сердце не обманешь. И он, и его жена жаждут любви, но не могут дать ее друг другу. И тогда рождаются удивительные лиричные строки, вызванные безответным чувством к другой женщине. Вечный любовный треугольник. Печальный неразрешимый конфликт.

Спектакль пронзителен по эмоциям, по атмосфере. Верность его тона поддерживается сценографией, образным решением (Оксана Карпус), пластическим рядом (Сергей Швыдкой). Образ спектакля - кровать, ее остов, без сетки. То, что могло бы стать местом соединения мужчины и женщины, их соития, - отсутствует. Отсутствие любви. Вместо него - пустое пространство, через которое Иван и Ольга протягивают друг другу руки, на краях этой неуютной кровати пытаются они прильнуть один к другому, но нет, не получается, пустота между ними, бездна нелюбви.

Пластические вкрапления, в которых Франко предстает какбудто кукла-марионетка, подвластная неким высшим силам, укрупняют его образ, вскрывая моменты его внутренней сущности. Таким образом усиливается визуальное воздействие там, где преобладают элементы литературного театра. И в результате достигается гармоничная сбалансированность действия. Актеры играют динамику, развитие отношений, вот их радужные надежды, обещания взаимоподдержки и верности, вот уже и неутешная тоска, и отказ от поисков обоюдного решения, и самое настоящее страдание от непонимания. Да, такая она - трагедия отсутствия любви.

Спектакль изобилует интересными режиссерскими находками, придумками. Он насыщен украинским гуцульским колоритом, выраженным характерным музыкальным и звуковым рядом, элементами костюмов и сценографии. Он глубок по мысли, содержанию и их воплощению, он дает возможность прикоснуться к судьбе одержимого, гения и почувствовать его как обычного человека, восхититься им и опечалиться его страданиями.

Финал спектакля сконцентрировал, возможно, главную мысль этого сценического действа. В лучах кроваво-алых проблесков света - Иван Франко, отчаянно танцующий гуцульский танец. Его руки широко разбросаны в стороны. Танец это или распятие на кресте собственной трагедии любви?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно