ТОСКА ОКРАИН ПО- ПОРТУГАЛЬСКИ - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

ТОСКА ОКРАИН ПО- ПОРТУГАЛЬСКИ

26 мая, 2000, 00:00 Распечатать

Продолжается нон-стоп парад зарубежных кинематографий в столичном Доме кино, устроенный дипломатическими представительствами различных стран в нашей...

Продолжается нон-стоп парад зарубежных кинематографий в столичном Доме кино, устроенный дипломатическими представительствами различных стран в нашей. Длится обольщение Украины Европой. Если дела пойдут так дальше, то можно, пожалуй, и уступить. Тем более, что там, в кущах евроэдема, стали обнаруживаться родственные души. Например, Португалия. Вообще-то различий у нас не меньше, чем сходств. И не только в плане дикорастущих фикусов в ландшафте. Достаточно вспомнить их величественное имперское прошлое, глобализировавшее португальскую, в отличие от нашей, «мову». Можно позавидовать и сохраненной традиции национального аристократизма, несомненно отраженной в осанке гранда, с которой посол Португалии Антонио де Фариа и Майа вышел на сцену представлять кино своей страны. У нас так не ходят. К тому же столь конструктивно и ответственно не говорят о ближайших перспективах украино-португальских киноконтактов. Но вот по линии душевной антропологии, что не менее важно, мы, вне сомнений, народы братские. Судя по общему настрою их фильмов, они тоже мечтатели и романтики, поэты и меланхолики, причем — с аналогичным нашему комплексом маргинальности, вторичности и ущемленности «старшим братом». В общем — тоже обитатели геоокраин, «у-краинцы»

«Серро-Майор» так называется захолустный городишко, и фильм, который прямо-таки в модельном виде и в социально-историческом разрезе представил родимый феномен — тоску окраин. 1937 год. Где-то не так уж и далеко в пух и прах разбомбили Гернику, о чем с ельцинской твердостью в голосе по местному радио сообщает «старший брат» Салазара каудильо Франко. А тут тишь да гладь: ярко-золотые поля хлебов, слепяще белые стены домиков, бездонные небеса и... буквально смертельная тоска. Если не считать беспредела местного латифундиста де Руна, не происходит ни-че- го! Простой народ спасается как может. Мужички-батрачки, собравшись в каких-то развалинах, гуртом трахают местную мессалину. А чтоб совсем не скучно было дожидаться своей очереди, хором же поют «чего-то заунывно-национальное». Самый романтичный из поселян как сел у трактира на центральной площади свою «думку гадати», да так и оцепенел, кажись, навеки. Бессмысленное истечение бытия — самое демократичное достояние. В дворянском гнезде тутошних олигархов (а ля Никита Михалков) изнывают и обладатели голубых кровей: сводят счеты и водят шашни, поют французские песенки и мечтают о бегстве в столицу. Совсем по-грибоедовски: «В Лиссабон! В Лиссабон!». Финальный стоп- кадр застает молодого наследника рода де Руна, Адриано, с чемоданом в руке на пути туда, где хоть что-то происходит. Абсолютно точно так же заканчивается картина «До свидания, принцесса», только героиня, красавица Мито, при этом еще исполняет в адрес всего осточертевшего характерный жест, дескать, иди-ка ты... Напрасно погорячилась милая провинциалка: как линия горизонта, вожделенный «центр» убегает от всякого приближающегося к нему.

Сюжет фильма «Рога Хроноса» разворачивается аккурат в Лиссабоне, но проблемы те же. Знаете, как здесь здороваются два столичных интеллектуала? А так: «Как дела?» — «Снова хочу в эмиграцию...» Уж потом следует святое интеллигентское возмущение: «...Ну почему мы ползаем на брюхе перед каждым французиком из Бордо, а чтобы чему-то научиться, едем в Париж?» Главный герой этой ленты, переводчик Алессандро, переживает классический кризис пятидесятилетних: убеждается в невозможности вернуть старую любовь и молодость в новом чувстве к юной деве. Но вот что симптоматично — его жена после 12 лет счастливого брака ушла от него не просто к сопернику, а к американцу и, что прямо сказано, изменила не их супружеству, а жизни на родине. Сын учится в Швейцарии и еще помнит португальский язык, но уже брезгует невзрачными, по его мнению, реалиями отечества.

В костюмно-исторической с налетом мистики драме «Проклятье Мариалва» авторы, начиная действие в неких величественных руинах, населенных злыми демонами, спасаются от них в великом прошлом национальной истории. Но чаще всего неустроенность в настоящем времени, чувство обделенности в каждый данный миг в португальских фильмах выражено в суицидальных мотивах: они присутствуют в половине всех лент. Даже в молодежной любовно-криминальной мелодраме «Туча». Чего-чего, а этого у нас нет: «Якось буде!» — такова отечественная панацея от незадавшегося настоящего.

Пожалуй, лучший из представленных фильмов — «Двенадцать часов с Марией» — предлагает путь мучительной самоидентификации. Это философская притча, в которой якобы безумная героиня (аллегория страны?) оказывается объектом психоаналитического сеанса, который организовали для нее сестра-монахиня и ученый-аналитик, аллегории Религии и Науки. Мертвенность политизированного клерикализма иллюстрируется документальными кадрами организованно-массовых экстазов верующих по праздникам Св.Девы Марии в современной Португалии. Цинизм и бездуховность «голого» научного знания представлены в святотатственно-пародийном перетолковании Евангелия. Отвергая оба полюса заблуждений, Мария меж них возносится к Истине. Правда, сугубо символически. Наконец, явлена и знакомая тактика простого каждодневного выживания.

«До завтра, Марио!» — это история полубеспризорных мальчишек-друзей, живущих в приморском городке. Они искренне презирают посланников европейского «центра», но выживают именно за их счет: попрошайничая, подворовывая, ныряя за монеткой, оказывая услуги заезжим педофилам и т.п. Их «спонсоры» — румяные американские старушки-путешественницы, рыхлые немцы, дебелые скандинавы — легко расстаются с деньгами, но все равно их хватает только на сегодня. Так что до завтра, Марио! До завтра, Португалия! До завтра, Украина?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно