ТИХАЯ РАДОСТЬ ЛЮБВИ

10 марта, 2000, 00:00 Распечатать

Киевской премьере спектакля «Старосветская любовь» (по пьесе Николая Коляды, написанной по мотив...

Киевской премьере спектакля «Старосветская любовь» (по пьесе Николая Коляды, написанной по мотивам повести Н.Гоголя «Старосветские помещики»), предшествовала мощная рекламная кампания, а критики и журналисты были «разогреты» многочисленными слухами и обвальным негативным восприятием спектакля московской прессой.

Скажу сразу — тех, кто пришел на «чистого» Гоголя, такого каким трактует его каноническая критика века прошлого и нынешнего, от Белинского до Машинского, безусловно, должно было постигнуть разочарование, граничащее с раздражением. От знакомой повести, ее роскошного языка на сцене нет почти ничего, кроме имен главных действующих лиц. Но, с другой стороны, в первоисточнике, т.е. повести, диалоги практически отсутствуют. И не потому что многоуважаемый классик плохо владеет оным — не поленюсь отослать знатоков к его драматургии, — а потому, что им в данном случае был выбран совсем другой жанр.

У тех же, кто сосредоточил внимание на имени автора пьесы, — современного модного и успешного драматурга Коляды, — предложенная трактовка не могла не вызвать неподдельный интерес. Взяв за основу бессмертное произведение, он создал, на мой взгляд, пьесу о Гоголе, одиноком, обделенном любовью гении, который пишет повесть о любви.

О счастливой любви в мировой литературе написано немало, однако, начиная с фольклора, заканчивая современными сказками, финалом всегда является свадьба, счастливое соединение любящих сердец. Дальше — быт с его перипетиями и обыденностью. Лишь романтик Александр Грин решился пойти дальше, обещая возвышенной любви счастье и согласие на долгую жизнь и одновременную смерть.

Постановщик спектакля Валерий Фокин, не раз обращавшийся в своей театральной жизни к произведениям Николая Васильевича Гоголя, со свойственной ему философией жизни, смерти и любви, принял условия игры, предложенные драматургом и, помножив их на собственный опыт общения с классиком, создал свою партитуру. Умный, тонкий, щемяще-светлый гимн вечной любви.

Минималистски скупая сценография и костюмы Александра Боровского, со зловеще горящим камином в глубине сцены, напоминающим одновременно о собственной судьбе гения и «негорящих» рукописях, органично соединяются с режиссерским решением темы, подкрепляя его визуально.

Блестящий, несколько необычный по своему составу актерский ансамбль, «вкусно» следуя диктату Фокина, работает, нет — живет на сцене самозабвенно. Афанасий Иванович (Богдан Ступка) и Пульхерия Ивановна (Лия Ахеджакова) открываются новыми, незнакомыми гранями. Представители разных театральных школ, оба — яркие актерские индивидуальности, они превратили на сцене свое равнопартнерство в мощный импульс нежности и взаимной необходимости, который с лихвой достался каждому зрителю, сидящему в зале. В спектакле есть потрясающе сыгранный Ахеджаковой эпизод, отсылающий нас из полных взаимной заботы стариковских будней к истокам взаимной любви — страстный языческий танец Пульхерии Ивановны. Пластическая ода лечебным травам, которые помогут исцелить внезапный недуг Афанасия Ивановича,визуальный мост к истокам любви молодого Афанасия к юной Пульхерии.

Каждый из актеров столь точно ведет свою партию, что их совместный «уход», невозможность существования друг без друга не подлежит оспариванию.

В заключение хочется сказать, что несмотря на обилие гастрольных спектаклей, играющихся сегодня на разных театральных площадках нашего города, «Старосветская любовь» — безусловное событие в нашей культурной жизни, которое киевлянам подарили талантливые продюсеры Ефим Спектор, (осуществивший давнюю мечту — пригласить в спектакль Богдана Ступку), Анатолий Воропаев и «Альфа-Банк», без материальной поддержки которого проект мог бы и не состояться.

В ближайшее время предстоит тур спектакля по Украине. Его увидят зрители Днепропетровска, Харькова, Одессы и Львова. Я откровенно рада за них.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно