Темные ночи Муратовой

15 июня, 2007, 11:57 Распечатать Выпуск №23, 15 июня-22 июня

Итоги XVIII «Кинотавра» не порадовали отечественного кинопроизводителя (и потребителя тоже). Фильм Киры Муратовой «Два в одном», на который делались определенные ставки оказался «как бы» незамеченным...

Итоги XVIII «Кинотавра» не порадовали отечественного кинопроизводителя (и потребителя тоже). Фильм Киры Муратовой «Два в одном», на который делались определенные ставки оказался «как бы» незамеченным. Хотя еще полгода назад эту картину назвали лучшей в СНГ на «Нике». Сочинский гран-при получил фильм «Простые вещи» режиссера Алексея Попогребского.

О ленте Муратовой достаточно много написано. Как известно, это две разрозненные истории. Один сюжет о повешенном актере придуман Евгением Голубенко (супругом Муратовой). Второй — о странностях любви пожилого героя Ступки и белокурой бестии-трамвайщицы (Ренаты Литвиновой) — сочинен непосредственно самой г-жой Литвиновой. В широкий прокат картина должна была выйти весной. Однако фестивальные соблазны сдвинули премьерные сроки. Лента уже побывала в Нью-Йорке на Международном кинофестивале «Трайбека», в Каннах (вне конкурса). Реакция на муратовскую работу неоднозначна. Один «герой» в Сочи вообще заявил: Муратовой после этого фильма нужно уйти из кино! А маститые критики находят в ленте ту самую муратовскую эсхатологичную «чудаковатость», которой, может быть, меньше в «Настройщике», зато ее с избытком в других «историях».

На «Кинотавре» вроде бы все шло к тому, чтобы «Два в одном» не остались без поощрений — все-таки имена, а значит, и статустность для киносмотра. В итоге — ничего. При этом политмотивов и киноинтриг никто не ищет, так как любой фест — лотерея, конкурс, чего уж там…

— «Кинотавр» — калейдоскоп из достойного кино, звездных имен, увлеченных зрителей и массы положительных эмоций, — благодушно говорит «ЗН» после фестиваля продюсер муратовской картины Олег Кохан. — К тому же идеологам феста удалось самое сложное: удержаться на грани между веселым праздником кино и серьезным форумом. Что не у всех получается. Я бы не занимался поиском «политики» в решении жюри: все сложилось как сложилось. На мой взгляд, на «Кинотавре» развернулась борьба трендов. Первую линию представляло кино жесткое, авторское – «Груз-200», «Кремень», «Два в одном». Вторая линия, если можно так сказать, кинотерапия – по-доброму о добром. В этом ряду «Русалочка». И «Простые вещи» — фильм-победитель… А победителей не судят.

Относительно реакции на «Два в одном»… Людей открытых, думающих, настроенных на диалог этот фильм впечатляет и радует. А негативные отзывы преимущественно у людей, которые не настроены на восприятие необычного «муратовского» киноязыка. Мнения слышал разные, чаще позитивные. Но даже те, кто картину не принял, отмечал и смелость режиссуры, и изысканную игру актерского состава.

А если еще вспомнить, как все непросто было во время работы — и с финансированием, и с производством, ведь в какой-то момент казалось, что все против нас… И на «Кинотавре» жизнь не заканчивается. У фильма — знойное фестивальное лето. Планируется участие картины на кинофорумах Мюнхена, Хайфы, ряда других городов. В Украине официальная премьера «Два в одном» состоится в сентябре.

Если вернуться к итогам «Кинотавра», то на главный приз, помимо Попогребского, претендовали также «Груз 200» (реж. Алексей Балабанов), «Жестокость» (реж. Марина Любакова), «Кремень» (реж. Алексей Мизгирев), «Натурщица» (реж.Татьяна Воронецкая), «Отрыв» (реж. Александр Миндадзе), «Русалка» (реж. Анна Меликян), «Тиски» (реж. Валерий Тодоровский), «День рождения инфанты» (реж. Валерия Гай Германик), «Инзеень-Малина» (реж. Владимир Сивков), «Кука» (реж. Ярослав Чеважеский), «Лучшее время года» (реж. Светлана Проскурина), «Яр» (реж. Марина Разбежкина).

Собственно, фильм-чемпион — «Простые вещи»— это рассказ о враче анестезиологе и его пациенте, старом актере, который просит помочь ему уйти из жизни, взамен предлагая дорогую картину Репина. Главные роли сыграли Сергей Пускепалис и Леонид Броневой. Пускепалис получил также приз за лучшую мужскую роль.

Приз за лучшую женскую роль достался, как говорят, «российской Амели» Марии Шалаевой за работу в картине «Русалка» режиссера Анны Меликян.

Главный приз в конкурсе «Короткий метр» был вручен режиссеру Игорю Волошину за фильм «Коза». А награда «Белый слон», присуждаемая Гильдией киноведов и кинокритиков РФ, досталась короткометражке «Люди из камня» режиссера Леонида Рыбакова.

В жюри основного конкурса вошли: оператор Игорь Клебанов, киновед Сергей Лаврентьев, режиссер Борис Хлебников, актер Александр Яценко. Председателем жюри был Вадим Абдрашитов.

На открытии «Кинотавра» демонстрировали довольно спорный фильм Андрея Кончаловского «Глянец», а подводила черту под фестом лента Андрея Звягинцева «Изгнание», получившая приз за лучшую мужскую роль в Каннах.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42, 9 ноября-15 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно