ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ МИНУТЫ

9 февраля, 1996, 00:00 Распечатать

Одна из заметных перемен на нашем телевидении - сокращение продолжительности большинства передач...

Одна из заметных перемен на нашем телевидении - сокращение продолжительности большинства передач. Представляется, что дело это болезненное, но безусловно полезное. И создатели передач будут вынуждены успеть и суметь в ограниченное время сказать главное. И зрители должны стать внимательнее и активнее.

Что касается зрителей, то за них можно быть спокойным: они натренированы ухватывать суть передач - прошли школу мультипликации, видеоклипов, динамичных киносюжетов. Создателям же новых передач сложнее - хочется за считанные минуты познакомиться и стать неразлучными друзьями телезрителей.

«Монитор» - телепередача о телевидении - по самой своей сути должен стать таким другом. Пока не стал. Не заговорил еще чародей-ведущий - единственный, кто знает, что будет на наших экранах завтра, не появился волшебник-режиссер, способный по сухому сценарию телепрограммы изобрести увлекательные серии. Еще стесняются редакции широко и звонко презентовать свои премьеры. Портреты тружеников телевидения пока еще только в набросках. Так хочется, чтобы те, кто за кадром, стали нашими добрыми знакомыми, а тут вдруг предлагается конкурс на худшую передачу - верный способ перессорить сотрудников между собой, а зрителей сделать свидетелями этой ссоры...

Непоседливых детей сегодня не удержишь тюзовскими сказками. Это под силу энергичному журналу «Карусель и капуста». Поначалу он тоже искал свое место в эфире, свой стиль. Сегодня стал уверенным профессионалом. Буквально на глазах взрослеют юные ведущие Денис и Катя и молодеет вся творческая группа - видимо, вспоминая свое детство, находят сюжеты и слова, интересные ребятам. Силач из Словакии тащит 200-тонный поезд, секреты компьютерной графики, в венском зоопарке заболела обезьянка Жужа, сколько в какой стране длится переменка и т. д. Все любопытно и со смыслом. Учение без скучной навязчивой дидактики.

Научная лекция и театральная игра с трудом уживаются в другом цикле крайне нужных пятнадцатиминуток «Родная речь». Тут вроде бы с переменным успехом проходит некая закадровая борьба. Вот молодые ведущие, увлекаясь, рассказывают о музыкальном ансамбле «Казачок», поют, шутят, смеются. Вот они, заговорив о любви, оказываются красивыми и умными. Увлекся оператор, дал волю фантазии режиссер. Я уж разогнался хвалить всех и все... Не тут-то было. В следующей передаче ведущая-языковед рассказывала о состоянии дел в разработке нормативов современной речи. Передача была скучной, как протокол. А ведь шла она в субботу утром.

Нет, я вовсе не за то, чтобы развлекательность стала основой основ. Вот «Дела житейские» - одна из серьезнейших рубрик первой программы. Двадцать пять передач цикла - беседы на темы морали. У богатых соседей за рубежом популярна специальность врача-психолога. Наши семьи еще не могут себе позволить иметь при доме такого врача, но психологическая консультация на домашних телеэкранах уже работает. Это «Дела житейские» с талантливой Олесей Приймак (автор и ведущая) и ее командой: режиссер, художник, оператор, врачи, юристы, журналисты. Две последние передачи заслуживают самой высокой оценки. Одна - о семейных конфликтах, непрерывной войне с тысячами каждодневных жертв. (Страшно подумать: наибольшее количество преступлений происходит между наиболее близкими людьми!) Другая - о наркомании. Драматизм тут не выдуман, не привнесен, не сгущен - он в сути проблемы. С экрана веет ощущением беды - обаятельные люди вязнут в омуте порока. И как просвет: «Сегодня двадцать дней, как я живу без наркотиков». Если в других передачах задача - осветить, получше показать лица героев, то тут их приходится заслонять, перекрывать, прятать.

Доброта без деклараций.

Помощь без демонстрации.

Совет от души.

Звонят телефоны в студии. И хотя врач-нарколог сетует на то, что сами наркоманы навряд ли смотрят подобные передачи, а звонят их несчастные родственники, хочется, чтобы это было не так. Верится, что для кого-то передача станет спасательным кругом надежды, брошенным другом. Если так, то труд создателей вознагражден.

Художники должны знать, чего они добиваются. Когда же их цель неясна и сомнительна, возможен и результат «с точностью до наоборот». В передаче под веселым названием «Ни пуха, ни пера» показана охота на волков. Авторы убедительно объясняют, что волки - подлые хищники, что они вовсе не «санитары леса», поскольку уничтожают не слабых, а, наоборот, самых здоровых особей. Но сколько ни демонстрируй старания охотников, когда на белом снегу оказываются кровавые трупы волка и волчицы, зритель отказывается разделить радость авторов. Да еще если звучит песня Высоцкого в защиту инакомыслящих, свободолюбивых волков, непутевых братьев наших меньших. Авторы явно промахнулись.

Чтобы завершить заметки оптимистической нотой, посоветую всем бывшим подписчикам «Науки и жизни» отметить в телепрограмме название «Витражи». В ежемесячнике, выпускаемом харьковчанинами, счастливо сошлось все лучшее, чем славилось наше научно-популярное кино и литература. Передачи отличаются на редкость удачным соединением разнородных сюжетов, хорошим ритмом, разумным чередованием серьезности и иронии. Ведущие умны, редакторы тактичны, монтаж современен. Начнешь смотреть - не оторвешься. А сколько времени она длится? Сорок пять минут. Не может быть! Проскочила за четверть часа.

Нет, есть в телеминутах своя тайна. В отличие от хронометрических, они могут быть легкими, как пушинки, или тяжелыми, как гири на ногах. Да избавит нас от последних всемогущее и вездесущее Телевидение!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно