ТЕЛЕЕВРАЗИЯ В КОЛЫБЕЛИ

Поделиться
В октябре прошлого года в Москве в рамках четвертого Евразийского телефорума с его международным ...
Технический директор ТК «Хабар» Владислав Богусевич ведет экскурсию по студии для членов ЕАТА
Дарига Назарбаева
Вице-президент ЕАТА Валерий Рузин

В октябре прошлого года в Москве в рамках четвертого Евразийского телефорума с его международным творческим конкурсом, рынком телепродуктов и выставкой новых технологий состоялось учреждение Евразийской телевизионной академии (ЕАТА). Провозглашенные цели этого негосударственного профессионального новообразования безупречны: сохранение и расширение культурного пространства независимых государств, их духовное сближение; активный творческий обмен идеями между представителями всех основных телепрофессий; подготовка кадров; участие работников электронных СМИ региона в других международных организациях и вообще — в крупнейших событиях в сфере ТВ. В ЕАТА на первых порах вошли 96 видных деятелей ТВ (руководителей каналов, творческих работников, теоретиков и критиков) из девяти стран СНГ. Украину в президиуме академии представил Александр Роднянский (« 1+1»), а президентом и вице-президентом избраны известные деятели российского ТВ — соответственно Анатолий Лысенко и Валерий Рузин.

И вот ЕАТА заработала. 22—24 февраля с.г. в Подмосковье прошел творческий семинар по теории и критике телевидения на тему «Homo Medeus»: человек, обожествляющий медиа (трудные задачи и мрачные перспективы)». А в начале марта на первое общее собрание академики съехались в Алматы. Что на этих форумах было и что нам, украинцам, до той Гекубы, скажу позже. Сначала разъяснительный микробросок в прошлое.

Aв ovo

...Когда биологическая эволюция человека закончилась, выяснилось, что расходиться по пещерам с чувством исполненного предназначения рановато. Гомосапиенсам предстояло оправдывать упомянутое во многом авансированное определение в эволюциях иного рода. В частности, в сфере информатики и коммуникаций. К счастью, автор этих строк недостаточно безумен, чтобы здесь воспроизводить весь славный путь прогрессивного человечества в стремлении быть правильно понятым: от простого поглаживания сексуального партнера и мордобоя с врагом до поэтической лирики и дипломатической ноты. Однако замечу, во-первых, что язык элементарного практического действия постепенно дорастал до языка текстов, распространяемых также все более совершенными средствами («медиа») — от почтового голубя до радиоволны. Во-вторых, выяснилось, что пока люди общаются, они не воюют. То есть медиакоммуникация миротворна. Пока люди обмениваются смыслами, они не склонны обмениваться ударами, поскольку это очевидным образом затрудняет восприятие их же посланий адресатом. «Мы разговариваем, чтобы быть вместе», — как выразился один киноперсонаж. А в-третьих, обнаружилась склонность всех субъектов всемирных информационных обменов исторически всегда укрупняться. Межличностные и межплеменные уровни неотвратимо перерастали в межгосударственные и международные. Механизмы этого заданы уже в «Илиаде». Кстати, здесь же ахейско-троянский «диалог» в терминах любви-ненависти вполне можно рассматривать и как одну из ранних попыток диалога частей света -Европы и Азии.

И позже непосредственные (военные и торговые) и опосредованные (смыслами и медиа) контакты культурных материков шли параллельно вплоть до наших дней. Так, бомбежки-99 Сербии можно рассматривать как своеобразное вещественное послание о «гуманизме» европейско-американского сообщества евразийскому. А 11 сентября 2001-го — разве не аналогичный ответ азийского фундаментализма североамериканскому глобализму? И только в медиасфере аргументацию убийством возможно заменить всего лишь убийственной аргументацией. Чем и занялось ТВ постфактум. Нынешняя коллизия между так называемой цивилизованной частью мира и так называемым мировым терроризмом — это по своим истокам евразийский конфликт. Именно на этом пространстве и стоит искать бескровные разрешения, причем именно средствами медиа, среди коих важнейшим для нас есть зримослышимый язык ТВ.

Итак, риторический вопрос: почему бы ЕАТА не стать одним из инструментов для достижения подобных благих и важных целей? Что же касается персонального украинского интереса, то отечественным медиа — кино и ТВ — евразийские ристалища могли бы послужить и курсами повышения профквалификации, и рынком сбыта—обмена—приобретения телепродуктов, и вообще каналом достойного выхода «в свет». Ведь ЕАТА с первых шагов видит себя под патронатом ЮНЕСКО, и советник генерального директора этой почтенной организации г-н Юшкявичус вовсе не случайно принимал участие в алма-атинской сессии академиков.

Казахский баланс

Конечно, не случайно и стартовое собрание ЕАТА пришлось на Алматы. Во-первых, сама концепция «Евразийского единения» восемь лет назад была выдвинута именно президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в качестве демократической альтернативы распавшемуся «лагерю братских народов». Очевидно же, что с грязной водой тоталитаризма было выплеснуто совершенно здоровенькое дитя интенсивных этнокультурных обменов на евразийских просторах бывшего СССР. Во-вторых, Казахстан — в самом центре тех самых просторов (предлагаю убедиться с помощью циркуля). Но, главное,
в-третьих, это чрезвычайно многонациональная страна, которая в постсоветскую десятилетку предельно деликатно и либерально решала проблемы этнокультурного баланса на своей территории. При том, что, как и в Украине, титульная культура и язык здесь, увы, тоже занимают далеко не титульный статус, административное давление по «казахизации» населения здесь неведомо. Афиши и вывески всенепременно на казахском и русском. Кое-где еще и на английском. Знание романо-германских наречий явственно поощряется на госуровне: как залог выхода казахского гражданина в широкий мир. Нет проблем с национальными языками театра, кино, ТВ и образования: юридические приоритеты государственного языка не задевают решительно ни один другой.

В стране 68 телекомпаний, из которых пять — общенациональные. Три из последних — частные, две — государственно-общественные ЗАО. Одной из них, под названием «Хабар» («Новости»), руководит старшая дочь президента Дарига Назарбаева. Члены ЕАТА побывали на этой студии. Первоклассное оборудование, современные студийные помещения, преимущественно молодой и отлично вышколенный персонал. Все закончили исключительно национальные вузы. На стенде — листок со свежим экспресс-анализом речевых ошибок дикторов и ведущих. Это надо видеть: замечания самые придирчивые и тонкие. Вещание ведется на казахском и русском — 50/50. Что интересно: аудитория, которую покрывает «Хабар», оценивается приблизительно в 60 млн. человек, что в несколько раз больше населения страны. Оказывается, их смотрят как в Монголии и Китае, так и в ближайших российских губерниях. Вот так, без национал-шума и квот местный телепродукт на обоих языках продвигается в зарубежье. Кроме плотной сетки новостийных программ, «Хабар» выпускает игровые сериалы — закончен показ социально-политического «Перекрестка», начата типичная «мыльная опера» «Саранча». В анимационном цехе круглые сутки идет работа над шестисерийным мульткомиксом, сценарий для которого написал провинциальный парнишка, победивший в общенациональном конкурсе.

Короче говоря, в казахском медиа- и этнокультурном пространствах все выглядит, как в лучших домах. И отечественные европоцентристы могут прикусить язык: еще неведомо, на Востоке или на Западе нас ждут настоящие учителя. Красивая и мудрая Дарига Назарбаева, самой органикой своей душевности сводящая на нет любую заднюю мысль о папиной протекции, на прощанье сказала примерно так: «Телевидение просто обязано быть умнее денег и политики. Оно соразмерно всей жизни, а те живут от одного выгодного случая до другого... А культ независимости исповедуют только глупцы. Ведь чем дороже нам что-нибудь, тем мы от того зависимее. Другое дело, что мы должны быть самостоятельными. Иначе мы не состоимся. Не надо путать независимость с самостоятельностью». Она воистину неотразима, Евразия, когда предстает в таких гармоничных и изысканных воплощениях.

Подмосковные радения

Да, а что ж там с итогами алма-атинской сессии ЕАТА? Сообщаю. Было решено: усовершенствовать формат ее теоретического органа — журнала «Телефорум» в духе авторитетного журнала «Искусство кино»; поддержать проект создания 26-серийного документального фильма «Евразия: времена и народы» под художественным руководством выдающегося узбекского режиссера Али Хамраева (продюсерский центр «Евразия Телесинема Энтерпрайз»), и ближайшие акции ЕАТА ориентировать как раз на проблемы полиэтничности национальных культур в евразийском телепространстве. Особых дискуссий в Казахстане не было. Они отгремели накануне, в подмосковном пансионате «Круглое озеро» в трехдневном семинаре о «Homo Medeus» — каламбурной категории, обозначающей современного человека, обожествившего медиа. Фактически же речь шла о неких основах вообще теории ТВ в постсоветской ойкумене — «телеведения» и «рейтингологии», «медиасофии» и «медиаметрии». Ведь собственно новое ТВ зародилось в руинах советской модели всего каких-то шесть-семь лет назад. Пробил час первых рефлексий о случившемся.

Концептуальную затравку для совместных размышлений предложили Анатолий Прохоров (ТК «Пилот TV») и Даниил Дондурей («Искусство кино»). Они рассматривали современное ТВ как самоценную культурную («орудийную») среду, не столько управляемую, сколько управляющую человеком. Более того: «Теперь это способ существования самой реальности... Телевидение сегодня и есть сама жизнь» (Д.Дондурей). Утверждалось, что только 5% телезрителей способны дистанцироваться от телереальности: «Произошедшего в действительности события, если его нет в телевизоре, — просто не существует». Пуще того, об «иконном» статусе телевизора в современном интерьере и сакральной природе психологии телесмотрения размышляла социолог Кира Богословская. В этой связи был обнародован и один из тезисов атеизма медиальной эпохи: «Бога нет, поскольку Его не показывали по ТВ».

Оппозицию такой точке зрения составил, в частности, автор этих строк, который, распознавая в поведении нынешнего ТВ замашки Франкенштейна, предложил технику уклонения от слишком тесных контактов с ним и психотехнику предохранения от нежелательных последствий телесмотрения. Среди единомышленников оказался Алексей Левинсон ( ВЦИОМ), приведший конкретно-социологические данные о понижении статуса ТВ в ценностной шкале нынешних россиян: «Это завоевание общества. Знак приоритетной важности не «чужой», а личной реальности». Кроме того, подробно анализировался новейший у нас феномен «реального ТВ», роль телерекламы, передовые методики составления рейтингов и многое другое, что не помещается в газетную статью.

Я вам не скажу «за всю телеевразию», но, кажется, нас там пока ждут. И маргиналам «чистой» Европы стоит поторопиться присоединиться. Ибо, если опоздаем, никакие вакансии на необозримых медиапросторах Австралии и Океании нас не спасут.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме