ТЕАТР КОНТРАБАНДОЙ,

Поделиться
или «Служанки» двух господ «Роман Виктюк представляет» - гласили афиши спектакля «Служанки», развешанные по Киеву...

или «Служанки» двух господ

«Роман Виктюк представляет» - гласили афиши спектакля «Служанки», развешанные по Киеву. Увы, Роман Григорьевич и представить себе не может, где без его ведома гастролирует поставленный им спектакль.

Все было как обычно во время традиционных уже приездов в Киев сверхпопулярного режиссера. Ажиотаж экстравагантной публики, непременный аншлаг, несмотря на сумасшедшие цены на билеты. Не наблюдалось только самого Романа Григорьевича. И еще чувствовалась некая таинственность происходящего: организаторы гастролей явно не афишировали себя и общения с журналистами избегали.

«А спектакль-то ворованный!» - пояснил мне известный театровед. Оказывается, можно красть не только компьютерные программы или копии фильмов, делать пиратские издания чужих книг. Можно продавать даже чужую интеллектуальную собственность в виде спектакля.

Я стал набирать Москву. Домашний автоответчик мэтра его голосом задушевно читал стихи.

Вот что пишет по поводу «театрального конфликта» российская пресса, а также «Новая газета» (Израиль).

Режиссер-постановщик Роман Виктюк подал в суд на ТОО «Театральное агентство «Арба», финансировавшее новую постановку «Служанок». Конфликт между режиссером и руководством ТОО возник еще весной 1995 года: продюсер спектакля Олег Березкин отказался платить Роману Виктюку, решив, что тот запросил чересчур много денег. Не договорившись об оплате своего труда, в начале этого года Виктюк подал иск к «Арбе». Он потребовал прекратить «незаконную» эксплуатацию спектакля и выплатить ему 337 млн. рублей за упущенную выгоду.

Спектакль «Служанки» по пьесе Жана Жене Виктюк поставил в «Сатириконе» еще в 1987 году. Спектакль прошел с большим успехом. В 1991 году Виктюк восстановил его на сцене Дома культуры АПН, где выступал не только в качестве режиссера, но и как продюсер спектакля. Театральный Киев тоже помнит феноменальный успех гастролей театра Виктюка три года назад, когда на сцене Международного центра искусств были показаны и «Служанки».

Романа Григорьевича увлекли новые проекты, и постановка на время прекратила свое существование. Тем не менее, весной 1995 года Театр им.Пушкина предоставил ему сцену для возобновления «Служанок» при финансовой поддержке ТОО «Театральное агентство «Арба», гендиректором которого является Олег Березкин. Режиссер договорился с Березкиным, что подпишет контракт после премьеры: прежде чем выдвигать финансовые требования, Виктюк, видимо, хотел удостовериться в «кассовости» спектакля.

Напряженность во взаимоотношениях режиссера и продюсера возникла уже в ходе работы, когда без согласия Виктюка некоторые участники спектакля были заменены на актеров второго состава. Летом 1995 года стало очевидным, что восстановленная версия «Служанок» пользуется успехом у зрителей. Роман Виктюк возобновил с Березкиным переговоры о контракте и потребовал по 300 долларов после каждой его демонстрации. Продюсеру это показалось «слишком много», и он предложил Виктюку вдвое меньше.

Стороны безуспешно пытались уладить конфликт. В итоге Березкин отказался заключить с Виктюком контракт. Масло в огонь подлило то, что продюсер осуществил «широкий прокат» спектакля, гастролируя с ним по СНГ и Израилю.

Тогда Виктюк и подал в суд на «Арбу», потребовав прекращения эксплуатации спектакля и выплаты ему в качестве упущенной выгоды 337 млн. рублей. Свои требования он обосновал ссылками на нарушение его смежных с авторскими прав режиссера-постановщика. Однако Березкин не обратил внимания на эти претензии и показал спектакль в Театре им.Пушкина 17 февраля.

Желание судиться в продюсером выразил и автор музыкального оформления спектакля Асаф Фараджев, который, как и Виктюк, не договорился с Березкиным об оплате своего труда. Правда, Фараджев свою упущенную выгоду оценил скромнее, намереваясь потребовать с «Арбы» всего 100 млн. рублей...

К сожалению, все эти сведения мне удалось отыскать только тогда, когда лжевиктюковская труппа, приманившая публику афишей «Роман Виктюк представляет», свое уже отыграла в театре им.И.Франка (напомню, билеты стоили от 4 до 10 млн. крб.) и отбыла в очередной вояж. А во время самих гастролей, сколько ни пытался я встретиться с их организаторами, девушка на контактном телефоне объявляла об их отсутствии...

Впрочем, какие могут быть претензии к киевской стороне? Приехала официальная труппа, привезла заведомо кассовый спектакль, публика ломилась, привлеченная именем Виктюка, - хоть конную милицию выставляй. А то, что спектакль краденный, - ну кого это в наше время волнует? Тем паче, что украден он в другом государстве.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме