ТЕАТР, СТАВШИЙ ЖИЗНЬЮ

24 декабря, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №51, 24 декабря-30 декабря

Лев Николаевич Венедиктов - уникальная личность в музыкально-театральной жизни Украины. Он работает 46 лет в Национальной опере Украины...

Лев Николаевич Венедиктов - уникальная личность в музыкально-театральной жизни Украины. Он работает 46 лет в Национальной опере Украины. Его творческий путь в театре начинался в феврале 1954 года, после окончания Киевской консерватории (класс профессора Григория Веревки). В театре он работал хормейстером, дирижером, директором, главным хормейстером. И сейчас, занимая должность главного хормейстера, он по сути является создателем хорового коллектива, который по праву можно назвать творением таланта и души Льва Венедиктова.

Народный артист Украины, лауреат Государственной премии Украины им.Т.Шевченко, лауреат премии имени Н.Лысенко - этот 75-летний Мастер хорового искусства принимал участие как хормейстер более чем в 90 постановках Национальной оперы Украины. Фактически, почти все оперные постановки 50-90-х годов - это его вклад в оперное искусство Украины как хормейстера. Все было в его такой продолжительной работе в театре. И блестящие триумфы, и минуты отчаяния, горечи - но всегда побеждала фанатическая любовь к театру, который стал для него не только делом всей жизни, а и просто самой жизнью.

Лев Николаевич так вспоминает об этих годах: «Я пришел работать в наш театр хормейстером - а это специальность очень специфическая по условиям и методам работы (вся работа проходит в репетиционном классе, затем идет сдача дирижеру спектакля - и все спектакли хормейстер работает за кулисами. Подчас на премьере, когда выходит вся постановочная группа, хормейстера не знают. Я однажды пошутил в молодости. На вопрос зрителя театра «Кто вы?» ответил: «Автор»). Несколько лет необходимо артисту хора, солисту-вокалисту, дирижеру, хормейстеру, чтобы войти в оперный репертуар. Я много полезного получил от общения с наиболее опытными артистами, которые в совершенстве знали все особенности работы в оперном хоре. Именно они ускорили процесс моего творческого становления».

В театре Лев Николаевич работал с такими могучими талантами, как Константин Симеонов, Дмитрий Смолич, Федор Нирод, Степан Турчак, Вениамин Тольба, Ирина Молостова...

А какие блестящие певцы: Борис Гмыря, Елизавета Чавдар, Михаил Гришко, Лилия Лобанова, Василий Третяк, Николай Ворвулев, Евгения Мирошниченко, Анатолий Соловьяненко... В творческой работе с этими звездами рождались в те годы настоящие выдающиеся спектакли, которые вошли в золотой фонд украинского театрального искусства.

Хор Национальной оперы за все годы работы с ним Льва Николаевича Венедиктова был всегда на высочайшем уровне профессионального мастерства. Маэстро, развивая прекрасные традиции своих предшественников и коллег А.Коваллини, М.Тараканова, М.Берденникова, В.Колесника, продолжает создавать в каждом спектакле высокохудожественные хоровые сцены, трактуя оперный хор как одно из «главных действующих лиц» музыкального спектакля. Хор - фон, хор - комментатор, хор -участник музыкального действия, но никогда - «безучастная статичная масса певцов». «Венедиктовский хор» отличает тембровое богатство, осмысленно-интонационное, вокально-совершенное пение и особое объемное звучание. Оперный хор потрясает владением мощнейшим forte и нежнейшим, воздушным piano - что примечательно, все оттенки идут от образно-эмоционального содержания музыкального материала. Именно для творческой личности этого большого Художника Хора характерно глубокое проникновение в особенности стиля каждого произведения, очень точное ощущение эпохи, образного содержания, вдумчивого прочтения хора.

Хор Оперы в руках Льва Николаевича - это не просто «послушный инструмент», это «созвездие» талантливых певцов, которых очень тщательно и с любовью подбирает маэстро. О хоре Венедиктов рассказывает с душевным трепетом, как о своем детище: «За мои 46 лет работы в театре сейчас третий состав хора. За последние пять лет введено 64 исполнителя. Сейчас состав хора 110 человек. Это всегда нелегкий момент - ввести певца в репертуар хора - необходимо несколько лет. Эту работу мы ведем постоянно. Сейчас состав стабильный и высокого качества. В нашем хоре много талантливых людей. На репетициях я чувствую, что их объединяет настоящее вдохновение, художественное видение нового спектакля. И я убедился, что творческие люди на время репетиций и спектаклей могут забывать о бытовых трудностях, каких сейчас у всех достаточно, абстрагироваться и творить высокое искусство.

К сожалению, сегодняшнее положение дел в культуре заставляет всех нас учиться зарабатывать деньги. Я планирую сделать компакт-диски с записями хора. Их можно будет продавать и в Украине, и за рубежом. Сейчас сцену театра оборудуют специальной аппаратурой и записи можно будет делать в театре. Мы готовим буклет о хоре. Несколько программ хор подготовил между плановыми спектаклями. Это акапелльная музыка с ХVI столетия до наших дней. В репертуаре Бортнянский, Березовский, Лысенко, Стеценко, Рахманинов, Чесноков, Лятошинский, Майборода...

Мы ездим с хором с «сольными» программами во Францию, Швейцарию, Германию, Австралию. Ни в Большом театре в Москве, ни в Мариинском театре в Санкт-Петербурге хор оперы не поет собственных программ, так как их очень сложно подготовить, учитывая напряженный график репетиций, спектаклей, гастролей».

Наш хор ведет такую своеобразную собственную концертную деятельность благодаря огромной самоотдаче артистов хора и огромному мастерству Льва Венедиктова. Сейчас хор готовит оперу Ш.Гуно «Ромео и Джульетта» вместе со всем творческим коллективом театра и проводит репетиции «Четырех духовных пьес» Дж.Верди. В 2002 году в планах театра оперный фестиваль в Торонто, а затем хор едет в турне по Канаде. Нагрузка на певцов велика, но перед хористами каждый день пример удивительно молодого, нестареющего, любимого всеми Льва Венедиктова, чье творческое горение на репетициях и на спектаклях всегда вдохновляет.

Годы не властны над ним, в свои 75 - он всегда энергичный, окрыленный новой творческой идеей, доброжелательный и мудрый. На мой вопрос, какими он видит перспективы Оперного театра, его сегодняшние проблемы, Лев Николаевич ответил: «Главная задача - решить финансирование спектаклей. В этом году мы имеем только фонд зарплаты и ни рубля постановочных. Нужно больше работать по примеру европейских театров, в которых не имеется постоянных главных режиссеров, а приглашаются современные мастера из разных стран. Это гарантия, что не будет заезженных по стилю постановок, одноплановых идей.

Театр считается стабильным, когда стабильные оркестр, хор, второй состав, а звезды могут быть приглашенные. У нас сейчас как раз такое состояние театра. Пришла прекрасная молодежь - солисты, укомплектованы и обновлены хор, оркестр.

Сегодняшний день в театре я вижу как начало возрождения. Все творческие предпосылки к этому есть. Сейчас надо опираться на молодых, дать им «опериться» 5-6 лет, войти в репертуар. Подобное время было в 60-х, когда приняли в театр около 30 певцов: Огневой, Третяк, Колесник, Стефюк, Ципола... Они стали золотым фондом театра на несколько десятилетий. Необходимо продолжать принцип преемственности, который всегда давал хорошие творческие результаты.

Очень важно не упустить молодежь, как можно больше уделить им внимания.

Этот сезон, безусловно, имеет потенциал к началу возрождения, ведь в планах восстановление «Лоэнгрина» Р.Вагнера, «Леди Макбет» Д.Шостаковича (первая редакция).

Мой следующий вопрос относился к постановкам в театре украинской оперы.

Лев Николаевич ответил: «За 46 лет работы в театре украинской музыки было много поставлено. Классические оперы, безусловно, требуют композиторской редакции - в этой области предстоит большая работа.

Театр в долгу перед таким известным украинским композитором, как Виталий Губаренко, и мы бы поставили его оперу «Вий».

Для воплощения всех планов театра нужны деньги, финансовая помощь государства, государственных фондов, так как оперное искусство требует больших материальных средств. Если меценаты не будут облагаться налогами, они будут вкладывать деньги в оперные постановки. Наш театр пользуется большой известностью за рубежом, нас знают и приглашают. Но мое глубокое убеждение: основная работа у Национальной оперы здесь, в Украине, хотелось бы чтобы этому способствовали материальные условия, при том огромном творческом потенциале, который сейчас есть в театре».

Вот такой он сейчас, главный хормейстер Национальной оперы, выдающийся музыкант Украины второй половины XX века, известный в мире вместе со своим хором. Его не успокаивают лавры и признание, он постоянно в творческом поиске и заботах о процветании Оперного театра, о репертуаре хора, о своих студентах Национальной музыкальной академии. И орден Ярослава Мудрого - это не только награда за огромный вклад в украинскую культуру, это признание его Личности художника, сотворившего чудо - хор Национальной оперы Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно