ТЕ, КТО СПАСАЕТ МИР

Поделиться
Я часто задумывался над тем, почему советская пропагандистская машина, не жалея сил для демонстра...
Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко

Я часто задумывался над тем, почему советская пропагандистская машина, не жалея сил для демонстрации того, с каким жестоким и нечеловеческим врагом столкнулся Советский Союз во время Отечественной войны и насколько тяжелыми были потери среди мирного населения, — игнорировала поиск и приведение в порядок могил, которые, как шрамы, покрывают нашу землю. Вместо этого повсюду расставлялись стандартные, подобно шахматным фигурам, памятники неизвестному солдату, а на сравненных с землей городских кладбищах (как, например, в Луцке) выстраивали безликие обелиски, горько-иронично названные одним старым ленинградцем «стамесками».

Глубокие образные решения, например, в белорусской Хатыни, были, скорее, исключением, нежели правилом. И вовсе не по причине отсутствия таланта у наших скульпторов и архитекторов.

Почему партия не распорядилась искать настоящие места массового уничтожения? Ведь существовали и архивы, и свидетели. Неужели ее не устраивало, что тысячи и тысячи людей будут признательны за то, что в конце концов смогут выплакать слезы и положить цветы к могилам своих родных и близких?

Неужели советское руководство боялось, что масштабы гитлеровского Холокоста проявятся в действительно апокалипсических масштабах? Полагаю, пугало его то, что не все свидетели были бы такие же «надежные», как академик Бурденко и писатель А.Толстой, которые исполняли танец смерти на костях сталинских жертв Катыни. И правда поднялась бы из могил, и жертвы «окончательного решения еврейского вопроса» и энкавэдистских чисток стали бы бок о бок на страшном суде совести, обвиняя в смертном грехе две «братские» идеологии.

Шестидесятые годы прошлого века давали надежду, что ростки правды уже никогда не выжжет суховей забвения, не поглотит холодное болото молчания.

Трагедия Бабьего Яра предстала как планетарная неизлечимая рана на теле человечества. Объявили конкурс проектов памятника «Жертвам фашизма в Шевченковском районе г. Киева». Вспышка энтузиазма среди художников была просто поразительной. Одновременно с работами четырех официальных участников конкурса появились десятки образных решений, так сказать, «неприглашенных» творцов.

Среди них отличался нестандартностью и глубиной решения проект молодых художников Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко «Когда разрушается мир...». Эта работа средствами скульптуры и архитектуры пыталась показать внезапный скоропостижный конец обычной человеческой жизни, исполненной больших и маленьких радостей и печалей, конец страшный и неотвратимый, повторенный в тысячах и тысячах разрушенных человеческих миров...

Оттепель закончилась. Холодный отравляющий мрак забвения снова начал ослеплять слабых и уничтожать сильных. Серость праздновала победу.

Микеланджеловские масштабы творчества А.Рыбачук и В.Мельниченко поражают. Кажется, талант художников и агрессивная антихудожественная машина беспрерывно соревнуются.

Первые — в неутомимом созидании новых образов и идей, вторые — в почти маниакальном желании уничтожить все созданное этими художниками. В принципе, это вполне понятные действия, ведь вселенная Рыбачук—Мельниченко выходит за пределы кротового мировосприятия вторых.

Почти невероятный объем работ, выполненный этими художниками при создании Парка памяти на склонах Байковой горы с 1968 по 1981 г., завершился вандальским порицанием идеи авторов и поспешным бетонированием Стены памяти. И не нужно особенно радоваться по поводу формального существования у нас творческой свободы. Разрушение продолжается. Нависли ковши экскаваторов над произведениями А.Рыбачук и В.Мельниченко во Дворце школьников и юношества на площади Славы, должен исчезнуть с лица Киева автовокзал на Московской площади, в оформление которого было вложено столько сил.

Возвращение или, точнее, продолжение темы «Когда разрушается мир...» не случайно. Человеческие жизни, мечты, произведения продолжает неустанно уничтожать зоологическая, сознательно разжигаемая ненависть. Глубоко символично, что выставка, центральной частью которой является гобелен, посвященный трагедии Бабьего Яра, открылась в новом помещении Посольства Федеративной Республики Германия в Киеве. Значительную помощь в подготовке экспозиции и издании каталога предоставили атташе по культуре посольств ФРГ и Израиля. Честным политикам сейчас особенно трудно пропагандировать свои идеи в атмосфере тотального недоверия народов к государственным институтам. Так что вполне разумно и полезно обращение за помощью к художникам. О значении гуманистического заряда визуального искусства говорил на открытии экспозиции посол ФРГ в Украине Дитмар Штюдеманн, отметила творческие достижения Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко посол Израиля в Украине и Республике Молдова Анна Азари.

Апликативное, взывающее к человеческим чувствам произведение контрастировало с техницистическим, составленным только из прямых углов интерьером посольства, что придавало гобелену еще большую эмоциональную силу.

Жалль только, что экспонирование нового произведения Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко не смогло «вклиниться» в календарный план ни одного из украинских бастионов культуры. И даже обращение немецкого посольства ничего не изменило. Ну нет места этим произведениям в Национальном музее изобразительного искусства.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме