ТАЙНЫ ПОДЗЕМЕЛИЙ ЧЕРНИГОВЩИНЫ

9 января, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 9 января-16 января

Владимир Мономах в своем «Поучении» пишет, что он «из Чернигова в Киев раз сто ездил к отцу, за день приезжая к вечерней»...

Владимир Мономах в своем «Поучении» пишет, что он «из Чернигова в Киев раз сто ездил к отцу, за день приезжая к вечерней». Сейчас тот же путь автомобиль легко преодолевает за два часа. Но многие ли из нас могут сказать, что они столь же мобильны, как древнерусский государственный деятель? Часто ли бывают в Чернигове рядовые жители украинской столицы? Граждане, прикованные к унылому маятнику дом—работа, получив отпускные, скорее ринутся к египетским пирамидам, чем отправятся в путешествие по Украине. А напрасно — тайн наша земля хранит не меньше, чем Долина царей. Надеемся, информация, которой с нами поделился Владимир Яковлевич Руденок, заведующий отдела истории пещер национального историко-архитектурного заповедника «Чернигов древний», будет интересной и для вас. Профессиональному археологу, посвятившему более 30 лет изучению подземелий, открылись многие загадки…

— Хорошо известны подземелья Киево-Печерской лавры, Антониевы пещеры на черниговских холмах. Являются ли уникальными подобные проявления человеческой деятельности?

— Пещеростроительство, или, как его еще называют, троглодитизм, получило широкое распространение во многих странах и оказалось настолько стойким, что не исчезло и в наше время. Не расстались, например, со своими подземными обителями монахи Афонских монастырей в Греции.

Древнейшее (IV век до н.э.) известное поселение троглодитов (имеются в виду только пещеры искусственного происхождения) расположено в Беершеби, Израиль. Во Франции найден ряд пещер, выдолбленных в меловых скалах каменными орудиями. Широко известны катакомбы Парижа, протяженность которых достигает 300 км, многокилометровые лабиринты Одессы и Аджимушкая. Римские каменоломни стали в свое время убежищем для преследуемых властями первых христиан.

С принятием христианства пещеростроительство быстро распространилось на территории Киевской Руси.

— Пещеры не назовешь комфортным жильем.

— «Инок — истинная вдовица, для которой мир должен быть мертвым», — говорил епископ Игнатий (Брянчанинов). Уходя под землю, монахи тем самым как бы заживо хоронили себя в ими же вырытых могилах — кельях. А когда наступала настоящая смерть, пещеры принимали их тела на вечное хранение. Поэтому каждый пещерный монастырь — своеобразный некрополь. Хоронили монахов по-разному. Одних закапывали в ямы, в полу их же келий, других — в галереях или стенных склепах — лукулах. Существовал еще один погребальный обряд: умершего сначала закапывали в грунтовую могилу, через три года останки извлекались, череп и кости омывались и перекладывались в специально устроенные помещения — кимитрии.

— А останки убитых монголо-татарами монахов, которые показывают посетителям?

— О черниговских пещерах написано много правды, но еще больше придумано. Количество рассказываемых об этих подземельях легенд и преданий значительно превышает их суммарную протяженность.

Татарское разорение, даже если отбросить явные преувеличения, нанесло черниговской земле огромный урон. Нет никаких сомнений, что пострадали и святые обители. Но ведь и во времена междоусобных войн их не жалели. Например, в 1094 году князь Олег Святославич сжег находившиеся за пределами черниговских укреплений монастыри. А ведь среди них были и основанные его отцом.

Исследования отвергают устоявшееся мнение, будто основанный преподобным Антонием Печерским монастырь в Чернигове был начисто уничтожен воинами Батыя. Не получила подтверждение подобная версия и со стороны археологов. В ходе раскопок и архитектурных исследований не было обнаружено ни следов пожара, ни разрушений, ни свидетельств массового избиения людей.

— Киево-Печерский монастырь и комплекс на Болдиных горах связаны с именем Антония. Естественно, не случайно?

— В одну из ночей 1069 года в Чернигов прибыл известный во всей Киевской Руси «отец русского монашества». Антоний поддержал киевлян во время восстания, вызванного поражением русских князей в битве с половцами на реке Альте, радушно общался с занявшим киевский престол полоцким князем Всеславом Брячиславичем. При приближении поддержанного поляками Изяслава Ярославича преподобный Антоний переходит под покровительство Святослава Ярославича Черниговского. По задумке князя, основанный Антонием монастырь ничем не должен был уступать Киево-Печерскому. Этим, по всей видимости, обусловлено его посвящение Святой Богородице, культ которой на Руси имел особое значение. Черниговский монастырь так же, как и Печерский, был обустроен за пределами городских укреплений, в урочище, овеянном легендами и преданиями. Впрочем, черниговская земля не была чужой Антонию, ведь он родился и провел юношеские годы в Любече. Поэтому, наверное, не случайны обнаруженные в этом городе пещеры.

— Что сегодня представляет собой комплекс Антониевых пещер?

— В качестве исторической справки следует отметить: только в течение XIII—XVII столетий Чернигов пережил не менее 20 вражеских нападений. С 1503 по 1618 годы город входил в состав Московского государства. По Деулинскому соглашению, в 1618 году Чернигов перешел под власть Польши. В 1648 году польские войска и администрация были вытеснены. Середину XVII века без преувеличения можно назвать началом эпохи возрождения в Украине. К концу XVII века монахи переселились в новые удобные кельи и забыли о древних пещерах. На время, но не навсегда. По воле монастырского начальства пещерам уготована иная роль — они должны стать центром религиозного паломничества, своеобразным культовым музеем.

Реконструкция пещер, расположенных возле Ильинской церкви, длилась с перерывами более столетия. В результате работ, при которых, к сожалению, безжалостно уничтожались ставшие ненужными древние монашеские подземелья, сложился оригинальный подземный храмовой комплекс, состоящий из трех «одетых» в кирпичную кладку церквей и часовни. К концу XIX столетия Антониевы пещеры сформировались окончательно. Сегодня — это комплекс подземных сооружений и объединяющих их галерей общей протяженностью около 350 м. Он состоит из двух, расположенных на разных уровнях подземелий: собственно Антониевых пещер и так называемого «нижнего яруса», который никогда не упоминался ни в одном из письменных источников. И в этом его загадка. Но лишь одна из многих. Согласитесь, любые пещеры — тайна.

— Понимаем, что наука и мистика — вещи несовместимые, но все же…

— Общеизвестно, что для строительства храмов и монастырей в древности выбирали участки с повышенной энергетикой. Причем часто наблюдалась преемственность по отношению к низвергнутым языческим святилищам. Все происходило по простой схеме: разрушили капище — построили церковь.

В древности основание многих монастырей и храмов связывалось с предшествующими этому различными чудесами. Примечательно, что чудо отсутствует при основании пещеры, ставшей началом Ильинского монастыря. Летописец говорит о происшедшем очень буднично, мол, излюбил Антоний Болдину гору, ископал пещеру, основал монастырь. Причина такой лаконичности кроется, по всей видимости, в том, что само понятие Болдиной горы было настолько известно современникам, а святость не подвергалась сомнению, что фантазировать было просто излишним.

Интересными оказались результаты исследований, осуществленных учеными-геофизиками из Днепропетровска. Они показали, что в районе пещерного комплекса находится мощный носитель энергии неизвестной природы.

— Наверное, пещеры существовали не только в самом Чернигове?

— Сколько всего рукотворных подземелий на Чернигово-Сиверской земле — точно сказать не может никто. Но утверждать, что их немало, есть все основания.

Кроме упомянутых уже пещер Любеча Репкинского района, известны и изучаются подземелья Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. В Рыхловском Свято-Николаевском монастыре существовал активно посещаемый паломниками пещерный скит. Сейчас он заброшен. Существует информация, что у реки Удай в Варвинском районе находилась большая пещера, а в ней —маленькая подземная церквушка, в которой на стенах вырезаны иконы и вырублены ниши для лампад. По рассказам местных жителей, в Сокоринцах Сребнянского района под усадьбой помещиков Галаганов есть подземный ход длиной более 100 м. В Соснице более 20 лет назад при строительстве универмага наткнулись на полуобвалившийся подземный ход, который, как это часто бывает, засыпали, даже не сообщив об этом археологам. Интересное предание связано с подземельями с.Иржавец Ичнянского района, вход в которые был обнаружен на месте разрушенной казацкой церкви. Местные жители убеждены, что там спрятана икона Запорожской Божьей Матери, которая после ликвидации Сечи была спасена казаками. Много подобных тайн хранится в нашей земле.

— Мы собираемся обратно в Киев. Может, легенды правдивы и вы нам покажете кратчайший подземный ход из Чернигова в столицу?

— Увы. Хотя фантазия некоторых «очевидцев» или их потомков настолько безгранична, а убежденность в своей правоте так неподдельна, что сам порой начинаешь верить в циклопический подземный ход и украшенные керамическими иконостасами огромные пещерные храмы.

А уж если у нас, археологов, отдавших изучению пещер не одно десятилетие, появляются такие шальные мысли, то неискушенным в спелеоархеологических тонкостях людям сам Бог велел верить подобным небылицам. И ничего страшного в этом нет, ведь верить в то, чего никогда не видел, — одно из свойств человека, как, впрочем, и жажда познания.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно