Танцы под «звездами». Одно из главных музыкальных событий года состоялось на Певческом поле

7 сентября, 2007, 14:01 Распечатать Выпуск №33, 7 сентября-14 сентября

О важности статистики известно давно. Поэтому еще раз вернемся к подсчетам… Около 300 актеров (в их числе балеты «Фридом», «Квест», «Ва-банк», мим-театр «ЧерноеНЕБОбелое»)...

О важности статистики известно давно. Поэтому еще раз вернемся к подсчетам… Около 300 актеров (в их числе балеты «Фридом», «Квест», «Ва-банк», мим-театр «ЧерноеНЕБОбелое»). Около сотни «простых зрителей» на сцене. 2000 прожекторов, освещающих сцену. Семь месяцев подготовки. 97 оркестрантов в серебристых костюмах. Сотня хористов (в сиреневых балахонах). Белый и Черный ангелы под 26-метровым куполом. Фейерверк из 600 зарядов (установка одной из таких «горелок» — до 40 тыс. долл., их привезли пять). Почти пятьсот человек, вовлеченных в шоу «Общение ради будущего» — одно из самых заметных музыкальных событий этого года, отгремевшем на Певческом поле.

«Кого ты хотел удивить?» — когда-то пел Макаревич. «И то, и другое я видел не раз…» — иронизировал он же в той самой песне.

«Удивлять» в современной шоу-индустрии час от часу не легче (и год от года все трудней). С учетом того, что и бизнес этот, в основном, доморощенный, и многое в нем вторично, назойливо, а многое попросту стагнирует.

Тем не менее именно 2007 год — пафосу вопреки — может стать некой новой, символической страницей, с которой, должно быть, и начнется свежее летоисчисление достижений в сфере отечественных массовых зрелищ? Потому что новые времена ведь все равно диктуют новые технологии, а новые технологии непременно требуют новых форм. «Нужны новые формы!» — это уже не чеховское. А сиюминутное и каждодневное — в пику околомузыкальной рутине и проплаченной поп-фанерности.

…С этой точки зрения недавнее зрелище на киевском Певческом поле — «Общение ради будущего» (над шоу работали режиссеры Василий Вовкун и Алексей Сеченов) — во многом показательно и даже концептуально.

Зрители «1+1» во всех цветах и красочных переливах имели возможность это мероприятие видеть своими глазами (посему описательная сторона поблекнет рядом с яркостью визуальных эффектов).

А вот сторона назидательная…

Масштабом и размахом, конечно, нынче никого не удивишь и не проймешь. У нас теперь все полнометражно, крупнобюджетно. И очень многое довольно-таки «широкоформатно». Пространство — как манипуляционная «модель», которая выгодна в той или иной степени как художнику, так и конъюнктурщику: дерзай, твори, безумствуй, превращай, модифицируй! Хоть во славу идеалов Майдана, хоть во благо той или иной торговой марки… Певческое поле (частично истоптанное любителями хрупких растений и поклонниками произведения Карла Орфа «Кармина Бурана») — без всякой иронии — в последнее время обрело для нас и определенную сакральную нагрузку-«аранжировку». Это поле — фолька, флористики, неких незамутненных детских иллюзий. Это пространство полета, бескрайнего горизонта, национального идеализма, пока еще не пропитанное «информповодной» актуальностью.

То есть это именно тот микромир, где предполагается общение открытое и интимное — причем одновременно. Это та самая территория, где «прекрасное далеко» отражено в разноголосом настоящем.

Собственно, «декорации» для шоу Вовкуна —Сеченова — это даже не две тысячи прожекторов, не мощнейшие в мире световые пушки «Спейс Кенон», не огненные факелы «Драконы» (выбрасывавшие в небо восьмиметровые снопы огня и стелющегося дыма)… И даже не установка, высотой с девятиэтажный дом (о которой не упомянул только ленивый в интернет-отчетах об этом мероприятии). Эти декорации — сам уникальный ландшафт, непроизвольно ставший оформлением и режиссерским ходом. (Хотя, кстати, технические декорации монтировали недели две — степень сложности невероятная).

По мнению Василия Вовкуна, на Певческом поле происходило «вертепное действо». И действительно, было что-то от вертепа — ангелы, сказочная сюжетная «начинка». Причем внутренняя история могла быть и такой, а могла быть и другой. В данном случае Он и Она жаждут обрести «звезду общения», пытаясь преодолеть путы одиночества, но, естественно, Зло пытается все испортить, а Добро обязательно поможет, в итоге — ожидаемое радостное ликование с грандиозным салютом (около 600 зарядов было выпущено в небо).

И все равно формат шоу ближе к мистерии, учитывая исконную транскрипцию этого слова. Так как еще греческое mysterion означало «таинство», предполагая целую систему культовых обрядов (как в Древней Греции, так и в Древнем Риме), в которых могли участвовать только посвященные. Это самый важный акцент, поскольку в данном шоу предполагается участие именно посвященных, «допущенных». То есть тех, кому доверяют — не толпе, а народу…

…Мистериальное звучание присутствует в действе, учитывая и его размах, и разножанровую музыкальную наполненность, и внутренний драматизм, исходивший уже от мелоса «Кармина Бурана». Это произведение виртуозно исполнено Национальным симфоническим оркестром Украины, Национальной академической капеллой «Думка», хором Национальной оперы Украины.

Так получилось, что именно «Кармина Бурана» впервые поставлена в Украине с невероятным арсеналом зрелищности — огонь, вода, медные трубы соответственно. Специалисты по спецэффектам из Великобритании и Франции (их наработки у нас ранее никогда не использовались) не поскупились на расчудесья — и в определенные моменты возникали даже рецидивы аудиовизуального «зомбирования», настолько выразительно это было подано.

Если к упомянутой сюжетной «начинке» или к хореографу персонально могут быть вопросы или претензии, то по поводу слитости и спетости наших трех музыкальных китов — оркестра, хора и капеллы — лишь один знак… и тот восклицательный. Браво! И то, что аудитория, по большому счету, развращенная «солянками» и иными «жидкими» музыкальными блюдами, попросту скандировала Сусанне Чахоян, восхищаясь ее магическим сопрано (молодая певица, ученица Евгении Мирошниченко, исполнила партию Добра), — это ли не подтверждение того, что даже 50-тысячная толпа (а возможно, пришло и больше) способна к благородному музыкальному порыву. В этом, пожалуй, и основная назидательность в связи с шоу, вне зависимости от того, сколько денег на него потрачено компанией «Киевстар». А потрачено немало.

После недавнего «Общения…» после супертехничного шоу Элтона Джона (на Майдане) — отчетливо главных музыкальных событий года в стране — обоснованы и оправданы последующие ожидания: что дальше? а кто лучше? а кто выше? и кто еще ярче?

Пока трудно предположить «кто»… Но явно, «ниже» и «бледнее» уже вроде и неприлично — опять-таки новые времена, а значит, и новые технологии.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно