Праздники, которые всегда с нами, по традиции — теле-«огоньки» или вечные хороводы вокруг елок. Но есть и дерзкие помыслы новой продюсерско-режиссерской волны: в какие бы новые формы облечь старинные рождественские обряды (на крупных концертных площадках страны)? Или же вовсе не нужен никакой формализм, а стоит просто всмотреться в прошлое, вслушаться в святочные голоса наших предков. Михаил КРУПИЕВСКИЙ (один из ключевых отечественных персонажей в связи с телеверсиями таких заметных зрелищ, как Евровидение-2005, инаугурация Ющенко и концерт Элтона Джона на Майдане) в начале января в столичном Дворце спорта обещает «Наше Рождество». Мистерию в двух сериях (с лучшими силами отечественной непопсы). И на подвиг этот подтолкнул его известный автор и исполнитель Тарас Чубай.
— Михаил, как понимать «наше» Рождество? Здесь какой-то политакцент припрятан? Что вообще вас после телешоу Элтона Джона и инаугурации Ющенко вдруг подтолкнуло к библейским мотивам в исполнении непопсы?
Фото: Сергея ПЯТЕРИКОВА |
— Вы загодя обсуждали с артистами рождественский репертуар? Ведь не все, видимо, с ходу готовы окунуться в эту стихию…
— Многие артисты, увы, и не имеют пока рождественского репертуара. У Скрипки пока нет. Но он что-то обязательно сделает. Понимаю, что это «Наше Рождество» не должно стать какой-то разовой акцией, а традиционными рождественскими вечерами…
— То есть ваш проект — как бы альтернатива традиционным попсовым солянкам, которыми, как правило, и потчуют в святочные дни публику разные площадки столицы?
— У нас же главная проблема — отсутствие хороших залов! «Украина» — это совсем не тот зал, это помещение для партийных съездов. И Дворец спорта, к сожалению, не совсем «то»…
— Но ведь для «Евровидения» его облагородили?
— Да, там хотя бы есть пространство, в котором можно что-то формировать, придумывать. Там пустой объем — из него можно сделать все, что угодно. Вы говорите «Евровидение»… Но там было шесть нервных дней репетиций, еще неделя монтировки. У нас монтировки дня два — и сразу концерты.
— Если вы позиционируете это зрелище как некий «новый отсчет», то в чем, грубо говоря, фишка?
— А состоит она в том, что хочется сделать действо на основе вертепа. Красивую историю при современной сценографии. Причем не такой уж и суперфункциональной. Я предложил конфигурацию трехэтажного вертепа, которая была бы интересна на телекартинке. В самом вертепе как бы вмонтированы экраны, на которые выводится изображение… Это не так и дорого, как вам может показаться. Очень многие вещи в этом проекте решаются не за деньги, а путем добрых дружеских отношений. Многие исполнители — мои друзья. В первую очередь, Тарас Чубай. Техническая компания, которая нам помогает, давно уж почти родственники.
— Вы ведь долгое время в России жили… Но не про русские березы ставите, а вдруг такие украинофильские темы.
— Просто в какой-то момент я понял, что что-то и кого-то нужно любить больше… Часто летал на самолете, ездил в поезде, и в какой-то момент вдруг четко стал даже визуально отличать Украину от России. Я понял, что это абсолютно разные страны. Тут одна природа, а там — другая. Там одно ощущение, а здесь — другое. Потом у меня родились дети, у меня их трое, старшему уже 20… И я понимаю, что то, что когда-то сам недополучил в свое время, хотелось бы им передать посредством этой музыки… Я, представьте, иногда даже завидую Чубаю. Когда приезжаю к нему в гости, меня усаживают за стол, и я чувствую это тепло… Возможно, мне этого ощущения просто в детстве недоставало? Поэтому я с удовольствием уже своим детям хотел бы это передать.
— Неужели было такое горькое рождественское детство — в родной России?
— Салат оливье, шампанское, Алла Пугачева… Традиционный набор. Но украинское Рождество действительно другое. Со своими колядками, костюмами, я в это искренне влюбился. В моей жизни также был фестиваль «Червона рута». Это тоже прикосновение к украинской культуре. Тогда были, пожалуй, лучшие времена для этого фестиваля. Это был его пик. А у меня до этого был контракт с Би-би-си, я снимал для них документальное кино. Затем проекты для канала «Россия»… А в Украине как все происходит — если хочешь чего-то добиться здесь, то сначала этого надо добиться в соседней стране, которая находится рядом. А у меня, между прочим, диплом инженера гражданской авиации, «эксплуатация воздушного транспорта»… Так что прежде чем сделать что-то в Украине, немало пришлось поработать в России. А ведь был еще опыт и на УТ-1, когда мы снимали телеспектакли. Причем много снимали — в год несколько приличных постановок…
— По большому счету, все-таки главная постановка — инаугурация?
— Это та история, которую нужно было придумать. Причем за очень короткое время. Вся картинка, которую видел зритель, все, что происходило на телеэкране, — придумано мною. Почему у многих телепостановщиков не получается визуализировать событие? Потому что они пытаются это делать буквально. А прежде нужно придумать историю, а уж потом корректировать какие-то вещи.
— Вы также делаете большой новогодний телепроект для одного из наших каналов…
— Я в этом проекте — продюсер. А режиссер — Роман Бутовский, который делал «Ледниковый период», «Фабрики звезд», выборы… Это не фильм как таковой. Это развлекательная новогодняя программа в стиле «Огонька» с большим количеством эстрадных звезд.
— Но в «Наше Рождество» как раз далеко не все звезды попадают — по жанровым причинам?
— Во-первых, есть определенная концепция. Во-вторых, уже сама тематика «Рождество» диктует определенные имена… Второй концерт, о котором я уже говорил, — большое шоу, в котором очень много и творческих, и технических задач. И в первую очередь надо понять аудиторию. Одна ее часть подготовлена, а другая — нет. Для кого-то и вовсе внове рождественские песнопения… Поэтому я должен заразить молодежь этой темой. И если они придут и увидят что-то не то, то впредь никогда не откликнутся на такие идеи. У меня ведущими будут Черт и Ангел. Черта будет играть Остап Ступка. Относительно Ангела — возможно, это будет Олег Скрипка. По замыслу он друг, приятель, очень симпатичный парень. А Черт должен быть в смокинге, набриолиненный такой. Главное же не рога на него надеть, он визуально должен быть красавцем, Казановой таким. Между ними — Ангелом и Чертом — извечный конфликт. Они находятся как бы в разных плоскостях. Они — и «движущая сила» этого шоу, которое по времени должно идти два часа сорок минут без антракта. Вот я сказал вам, что на проект меня сподвигли рождественские поездки к родственникам Тараса Чубая в Западную Украину… Но последним, что меня добило, стало Рождество в Америке, когда я увидел удивительную картину: ледяной каток, на нем много радостных людей, смех, улыбки — и надо всем этим звучит наш «Щедрик, щедрик, щедрівочка, прилетіла ластівочка…» Было ощущение спокойствия и радости. Я посмотрел на это все и решил: подобное хочется видеть как можно чаще…
— То есть не «Фабрику звезд» вы хотите смотреть, а «Щедрик» слушать?
— «Фабрики» — вроде бы давно прижившиеся проекты — на самом деле истинное безумие. Большая опасность для тех, кто может, соблазнившись телекартинкой, впоследствии сломать себе жизнь. Лично я никогда бы не стал заниматься такими проектами.