Студия Довженко приютит униженных и разоренных? Роман Балаян предложил киноотрасли стратегию «большого переселения»

Поделиться
На гектары Национальной киностудии им.Довженко и в стены администрации президента залетела револ...

На гектары Национальной киностудии им.Довженко и в стены администрации президента залетела революционная идея известного кинорежиссера Романа Балаяна — перенести на территорию студии разнообразные отечественные киноинституции. Создав таким образом не виртуальную, а реальную модель всеобщего «кинобратства», которое если и не снимает, то хотя бы не дружит друг против друга.

Именно в текущем году — в 2010-м — исполняется 85 лет с того исторического момента, когда был утвержден план строительства производственно-технической базы «украинской кинематографии». То есть киевской кинофабрики. То есть будущей Национальной киностудии имени Довженко.

Надо заметить, что большевики не мямлили. И начали активную стройку века спустя два года после того плана, уже в 1927-м (проект архитектора-художника В.Рыкова).

И в том же году сразу запустили кино — «Ванька и Мститель» режиссера А.Лундина.

Со временем к работе на студии подключались разные режиссеры. Например, культовый Дзига Вертов. В тот период на нашей студии он снял первый звуковой документальный фильм. И название картины даже сегодня звучит актуально, метафорично — «Симфония Донбасса».

В общем, большевистская настырность, а также ленинский лозунг «важнейшим из искусств…» свое дело сделали. Уже в 1929-м «заквасили» на киевской студии добрый десяток разных картин! (Среди них даже такой шедевр шедеврович как «Земля» Александра Довженко).

Нынче же (для сравнения) — как бы мостик из социализма в эпоху дикого капитализма — на этой студии с горем пополам домучивают одну «фильму». Экранизацию не лучшей украинской советской пьесы «Дикий ангел» А.Коломийца (в главной роли Б.Ступка). Ибо студия имени А.Довженко превратилась в «гектары памяти» по некогда значительному и времяформирующему кинематографу... Превратилась в тихую заводь, где на закате лет коротают дни прежде маститые мастера: сегодня их студийные кабинеты чаще пустуют, сверкают лишь таблички на дверях: «В.Савельев», «А.Муратов», «В.Гресь»… и другие официальные лица.

«Время ни на миг не остановишь!» Бурность промышленного кинопроизводства перетекла на частные фабрики (под Киевом) по выпуску «мыла» и «муви». Довженковцам же досталось почетная и бренная миссия (словно бы крикливому Горлуму, герою «Властелина колец») — хранить «то», не всегда понимая «что»…

При этом: поддерживать потертые штаны а) разными арендами;
б) забавными «варягами», скажем, из фестиваля GOGOGLfest, утрамбовавшими за десять дней довженковские стежки-дорожки не хуже асфальтового катка.

Игорь Ставчанский
Директор киностудии имени Довженко Игорь Ставчанский знает о революционной затее Балаяна. И относится к ней больше с дипломатической осторожностью, нежели с романтическим восторгом.

— Мы обсуждали с Романом Гургеновичем эту тему, и я вижу в его инициативе скорее идеологическую составляющую, нежели четкий бизнес-план, — комментирует «ЗН» эту ситуацию г-н Ставчанский. — Дело в том, что многие киноорганизации, которых рассматривали в числе возможных «переселенцев» — по сути, банкроты… Причем давно. Допустим, решением сверху все эти студии переселяют на нашу территорию. Что в итоге? Все их долги ложатся на наши плечи. И не исключено, что «под эти долги» кто-то в дальнейшем может смело претендовать на студийную территорию… Если в деталях обсуждать идею Балаяна, то в первую очередь нужно упомянутые киноорганизации ликвидировать, не признав их долги. И уже затем интегрировать их в качестве отдельных сегментов в «рамки» Национальной киностудии. Этот путь непростой, болезненный. Но надо быть реалистами.

Если же идея Балаяна воодушевит высокопоставленных представителей власти, то не факт, что сохраним нынешнее пусть зыбкое, но все-таки благополучие на киностудии Довженко… Да, пока в работе только одна картина. Но, поймите, это государственная студия. И мы во многом зависим от Госкино. Сейчас в стадии «доработки» проекты, которые запускались еще при Анне Чмиль. В дальнейшем, надеюсь, нам дадут возможность реализовать многие другие — интересные — замыслы…

***

— Сама по себе эта идея может обсуждаться, анализироваться, однако не представляю ни «плана действий», ни «программы мероприятий», которые бы сохранили то, что имеем, а не разрушили окончательно, — комментирует «ЗН» эту тему Константин ШАМИН, директор «Укркинохроники». — Я человек законопослушный:
если дойдет до «переселения» — значит, надо будет действовать… Пока же больше вопросов. Что будет с нашим имуществом? Не станет ли эта затея поводом окончательно «прихлопнуть» студии нашего направления? Даже если продать все оставшееся имущество и купить на него высокотехнологическое оборудование, есть ли гарантия, что оно дойдет до нас? Обратных примеров мы знаем достаточно. И потом… Учтите, что здания «Киевнаучфильма», «Укркинохроники» предполагают особую коммерческую ценность, так как расположены в привлекательных местах столицы. В основном в центре, в районе метро. Возможно, именно здания кого-то заинтересуют в первую очередь, а вовсе не кино… Допускаю, что все мы станем сосуществовать в едином «центре». Но где гарантии, что киноотрасли выделят, скажем,
200 млн. для полноценного развития и люди получат работу? Таких гарантий нет.

***

Студия Довженко (сегодня) — это 17 га земли в центре Киева. И еще 50 тыс. «квадратов» студийных площадей. Поселить там можно не только «Голливуд», но и «Болливуд» с Зитой и Гитой вкупе.

Модель «коммунальной киноквартиры» — возле Шулявской — сколь романтична, столь и трагична. Ибо житие в коммуналке часто напоминает то ли систематизированную модель ада Данте, то ли советский террариум единомышленников. В любом случае последнее слово — за Банковой… Тем более что новых зданий всегда не хватает.

Скрижали истории

Имя Александра Довженко киностудия обрела в 1957-м (здесь мастер снял свои классические ленты — «Земля», «Иван», «Щорс»). Советские 1960—70-е в справочниках величаются периодом наибольшего взлета киевской студии. В этот период вышли шедевры С.Параджанова, Л.Осыки, И.Миколайчука, Л.Быкова. На студии сохранилось шесть съемочных павильонов. Один из них (площадь 2520 кв. м) является одним из крупнейших в Европе.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме