«СЦЕНА — МОЙ КУМИР, ТЕАТР — СВЯЩЕННЫЙ ХРАМ»

25 октября, 2002, 00:00 Распечатать

На Кировоградщине завершился 32-й праздник театрального искусства «Вересневі самоцвіти», в рамках которого отмечается и 120-летие создания украинского театра...

На Кировоградщине завершился 32-й праздник театрального искусства «Вересневі самоцвіти», в рамках которого отмечается и 120-летие создания украинского театра.

Собственно, в архитектонике праздника годами мало что меняется. Какие-то детали добавляются, какие-то исчезают. Но фактически он как был областным, так и остается. А должны были бы к людям на большие и малые сцены выйти любители и профессионалы всей Украины. Ведь создатели и корифеи профессионального театра творили его не как местечковый — Елисаветградский или Бобрынецкий, а как украинский национальный. Каждый регион мог бы внести свой колорит в это действо, а вместе — какое единство духа, какой взлет небезразличной к красоте украинской души мог бы вызывать этот праздник с поэтическим и таким удачным названием — «Вересневі самоцвіти».

Но как бы там ни было, а он неизменно начинается на «Хуторе Надежда».

«Иван, езжай на хутор, пиши пьесу...»

Не раз так обращались к Ивану Карповичу его соратники по театральному делу. Здесь, на хуторе, в 29 километрах от тогдашнего Елисаветграда, Карпенко-Карый написал десять драм и комедий. Самую знаменитую из них — «Сто тысяч» — в отцовской хате, 131 год назад построенной Карпом Адамовичем Тобилевичем.

А имя Надежды появилось у хутора после смерти первой жены Ивана Тобилевича — Надежды Тарковской, представительницы знаменитого рода, тети известного поэта Арсения Тарковского и бабушки режиссера Андрея Тарковского.

В его нынешнем виде хутор Надежда своим существованием обязан внуку Ивана Карпенко-Карого Андрею Юровичу. Еще с середины 20-х годов восстановление и обустройство здесь музея стали делом его жизни. Среди помогавших ему преодолевать бюрократические преграды — Иван Козловский, Максим Рыльский, тот же Арсений Тарковский. Музей-заповедник официально существует уже 46 лет. В 1982-м, к 100-летию украинского театра, окончательно отстроили мемориальный музей. (Кстати, вторую половину этого дома Иван Карпович построил буквально в последний год своей жизни, завещав, чтобы на хуторе рождались все его внуки и правнуки. Завещания потомки придерживались — здесь появились на свет восемь его внуков, все правнуки и шесть праправнуков.) Десятки лет настойчивой борьбы за восстановление, сохранение, реставрацию экспонатов (некоторые из них и до сих пор не реставрированы — не хватает средств).

Даже не верится, что эта жемчужина посреди степи, как часто называют хутор, которая должна была бы стать одной из духовных столиц Украины — всего лишь филиал областного краеведческого музея. И дело даже не в пресловутых материальных проблемах (в последнее время финансирование улучшилось), а в отсутствии научных кадров. Единственный и ученый, и экскурсовод здесь — Валентина Тобилевич, невестка Андрея Юровича. Были попытки привлечь к научной работе местных учителей, но они успехом не увенчались. И музей-заповедник, что признает и начальник управления культуры облгосадминистрации Юрий Компаниец, остановился в своем развитии.

А были планы, и возможности открывались грандиозные. Существовал проект построения современного, удобного, эстетически совершенного летнего театра с небольшой гостиницей для туристов. К тому времени (начало 90-х) осуществление проекта стоило столько, сколько 100-квартирный дом. Власть решила: дорого! Поставили небольшой павильончик со сценой, десяток-два рядов деревянных скамеек.

Тогда же поднимался вопрос о передаче музею-заповеднику 200 гектаров земли, раньше принадлежавших семье Тобилевичей. По мнению бывшего директора Николая Хомандюка, там можно было бы организовать прибыльное фермерское хозяйство с пасекой, садом, зарыбленным прудом, бахчей, которое зарабатывало бы на развитие научно-культурной базы музея. Для этого «Хутору Надежда» следовало присвоить статус юридического лица и национального музея. Но... недотягивал до нормы объем экспозиции, а еще больше не дотягивали решительность и государственное мышление начальников, от которых это зависело. Они, к сожалению, и мысли не допускали, чтобы ввести «Хутор Надежда» в сеть туристических мест Украины, чтобы открыть здесь научно-практический центр по изучению истории драматургии и украинского театра. Перед комиссией Верховной Рады по вопросам культуры и духовности ставился вопрос о возвращении в Украину оригиналов пьес украинских авторов, хранящихся в Санкт-Петербурге в библиотеке имени Луначарского, а лучшее место для них — именно в таком центре. Этих пьес там огромное количество, ведь каждый автор был обязан прислать оригинал в Третье отделение полицейского управления Российской империи для цензуры, где они тщательно хранились. Революционные матросы хотели сжечь ненужные, по их мнению, горы бумаг, но наш земляк из Украины Александр Поляков обратился к Луначарскому, и таким образом рукописи были спасены. Украинские пьесы до сих пор там хранятся. Безусловно то, что среди них имеется много таких, которые в свое время цензура пропустить не могла, а сегодня они украсили бы современную сцену. Министерство культуры ходатайствовало о возвращении хотя бы пьес Ивана Карпенко-Карого. Но тем ходатайством все и закончилось.

Чтобы вывести «Хутор Надежда» на должный уровень, нужны немалые деньги, здесь не обойтись лишь областным или местным бюджетом. Но еще больше нужно понимать роль и значение театра в духовной жизни нации, в решении проблем ее единства, сплоченности, устремленности в будущее. Такое понимание было у основателей украинского театра. А у нас?

«Театр — это одно из древнейших орудий строительства государства»

120 лет назад в октябре 1882 года в городе Елисаветграде в Зимнем театре премьерой «Наталки Полтавки» в постановке Марка Кропивницкого, в которой дебютировала Мария Заньковецкая, фактически началась история украинского профессионального реалистического театра. Непростая судьба ждала и труппу, и каждого из актеров. Были тернии, но была и слава. Это они во времена разгула имперской политики и шовинизма ездили в Петербург «...засвидетельствовать, что жив еще 30-миллионный украинский народ», это они вынесли на сцену его боль и страдания, разочарование и унижение, они высмеивали его пороки смехом любви и сопереживания, они возвеличили его гений и бессмертную душу и показали их всему миру.

Как же сейчас поживает театр, действующий в стенах, в которых звучали голоса корифеев, — Кировоградский областной музыкально-драматический театр имени Марка Кропивницкого? Эти стены в 70-е годы были перестроены, и зал с безупречной акустикой, с прекрасной отделкой превратился в обычный, обитый лакированной фанерой. Еще два года назад говорилось о том, что к 120-летию украинского театра следовало бы вернуть историческому сооружению его былое лицо. Но только месяц-два назад начали поступать первые деньги из обещанных Кабинетом министров 11 миллионов гривен. Они активно осваиваются: укрепляется фундамент, на правом крыле капитально ремонтируются
15 гримерных комнат.

Материальные проблемы сказываются не только в этом. Жалкая зарплата актеров (максимум 216 гривен плюс доплата за звание) привела к тому, что, по словам старейшины театра режиссера Ивана Казнадия, работа на сцене постепенно превратилась для актеров в приработок к основному заработку, который они ищут где-то на стороне. И это должно сочетаться с творчеством, высокой художественностью, священнодействием на сцене!

Неудивительно, что не хватает молодых актеров. Большая проблема с главным режиссером, которого в театре сегодня нет. Директор Виктор Савицкий прилагает огромные усилия, чтобы найти нужные кадры, но — чем он может привлечь их в Кировоград? И здесь мало усилий лишь областной власти, требуется внимание государства, ведь театр — это одно из древнейших орудий его духовного строительства.

А еще в наше время информационных технологий крайне важно, чтобы о театре корифеев украинская и мировая общественность получали соответствующую информацию.

Определенный информационный вакуум, очевидно, привел и к тому, что 120-летие создания украинского театра, опять же, отмечается только на уровне области. Парадокс: во времена господства коммунистической идеологии 100-летие украинского театра отмечалось широко и помпезно, Украинское же независимое государство не считает дату нынешнего года достойной внимания. А напрасно! Ведь основатели украинского театра сделали для утверждения Украины, сохранения национального духа чрезвычайно много.

Еще несколько лет назад говорилось о присвоении областному музыкально-драматическому театру имени Марка Кропивницкого звания национального, сегодня речь об этом уже не идет — не тот уровень. И актеры, для которых их профессия — дело жизни, с болью признают это. Заслуженная артистка Украины Светлана Мартынова:

— В это сложное время театр, как никто, мог бы поддержать народ, поднять его дух. А перед коллективом, который все же имеет высокий потенциал, не ставятся большие задачи, нет подтекста, глубины мысли, то, что мы делаем, далеко не всегда соответствует требованиям жизни. А главное — не воспитана интеллигенция, имеющая достоинство человеческое и государственное.

Иван Казнадий, бывший главный режиссер театра, работавший с Михаилом Донцом, учеником Николая Садовского и Афанасия Саксаганского, еще более категоричен:

— Быть последователем корифеев, то есть творить реалистический театр, который волновал бы зрителя и остротой поставленных проблем, и высокой художественностью, очень тяжело, а в нынешние смутные времена даже опасно. Если идти путем корифеев, необходимо быть на стороне народа, показывать все его боли, говорить в художественных образах правду, и о власти в том числе.

В областном музыкально-драматическом театре работает много самоотверженных и талантливых людей. Они чувствуют свою внутреннюю связь с корифеями и понимают, что театр должен быть духовным оплотом нации. Нужно лишь, чтобы это понимало государство.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно