Странный случай на «Свадьбе в Малиновке». Автору популярной оперетты однажды пришлось «поделиться» успехом

10 июля, 2009, 13:52 Распечатать

Под занавес театрального сезона Киевский театр оперетты представил премьеру – «Сорочинскую ярмарку» композитора Алексея Рябова (1899—1955)...

Под занавес театрального сезона Киевский театр оперетты представил премьеру – «Сорочинскую ярмарку» композитора Алексея Рябова (1899—1955). Именно в этом году мастеру оперетты исполнилось 110 лет со дня рождения. В активе композитора имеется немало симфонических, инструментальных произведений, балеты «Ночь перед Рождеством» и «Запорожцы», танцевальные сюиты, музыка к драматическим спектаклям. Однако главной и самой первой его любовью всегда была оперетта. А такие произведения, как «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь» и «Свадьба в Малиновке», стали подлинной классикой жанра.

«Свадьба в Малиновке»: фильм по мотивам оперетты Рябова стал в свое время лидером кассовых сборов в советском кинопрокате
«Свадьба в Малиновке»: фильм по мотивам оперетты Рябова стал в свое время лидером кассовых сборов в советском кинопрокате
Украинскому театру оперетты исполняется 80 лет. У его истоков стояли многие выдающиеся деятели искусства, и прежде всего — Лесь Курбас и березильцы. На сцене первого и единственного тогда украинского театра оперетты начали свой путь в режиссуру Марьян Крушельниц­кий, Борис Балабан, Владимир Скляренко и великий актер Амвросий Бучма, дебютировавший постановкой популярной оперетты «Гейша». Создавая театр, Курбас понимал, что коллективу нужен свой композитор, который бы писал новые, современные произведения. Первым композитором и дирижером, на заре украинской оперетты заклады­вавшим ее основы, стал талантливый музыкант Алексей Рябов.

Всю жизнь он отдал становлению и утверждению в Украине «легкого жанра» национальной музыкально-театральной культуры. Более 30 лет служил опереточному искусству, преодолевая трудности, выдерживая сокруши­тельную критику в адрес «растленной кальманомании».

Во времена постоянного идеологического давления со стороны многочисленных чиновников от искусства оперетте жилось особенно трудно.

На всех этапах формирования украинского театра оперетты его вынуждали бороться с природой жанра, с ее непринужденной легкостью.

В то же время Максим Рыльский подчеркивал: «Алексей Рябов нашел свое выдающееся место именно в опереточном искусст­ве. Для этого он имел все данные: природный сочный юмор, способность к легкому и прозрачному мелодизму, блестящее знание оркестра и возможностей человеческого голоса, прекрасное ощу­щение сцены. Все лучшее, что он написал, обозначено настоящей народностью и национальной самобытностью, — и это один из весомых залогов того, что его замечательные произведения еще долго будут звучать на сценах наших музыкальных театров. Хоро­ший товарищ, внимательный друг, всегда требовательный к себе и другим, высокообразованный художник Алек­сей Рябов вписал очень яркую и значительную страницу в историю создания украинской национальной музыкальной культуры, а его волшебная, задушевная музыка живет и будет жить в сердцах миллионов людей, даря им радость, бодрость и оптимизм».

Имя А.Рябова в средине 20-х годов прошлого века становится популярным. Со времен три­умфальной премьеры оперетты «Ко­ломбина», состоявшейся в начале 1924 года в театре музыкальной комедии Ростова-на-Дону, фамилия композитора надолго украсила афиши Харькова (тогдашней столицы Украины). А вскоре Москвы, Ленинграда... Это была едва ли не самая первая удачная музыкальная комедия, имевшая большой успех у зрителей.

В то время как критика призывала композиторов порвать с традициями Ж.Оффенбаха, И.Штрауса и И.Кальмана и созда­вать «идейные» советские ревю и оперетты-водевили с песнями на злободневную тематику, А.Рябов в «Коломбине» утверждал большие формы классической опереточной драматургии с ариями и ариозо, с развернутыми ансамблями и хорами, действующими масштабными финалами.

Сколько бы А.Рябову, которому во время написания «Коломбины» еще не исполнилось и
25 лет, ни предъявляли обвинения в эпигонстве, в подражании И. Кальману и пропаганде «буржуазной неовенщины», его первый опус победоносно завоевывал сцены. О А.Рябове заговорили не только как об одаренном, но и о «кассовом» авторе.

В 1925 году А.Рябова приглашают в Харьков дирижером недавно открытого Русского театра музыкальной комедии. Там собрались мастера московской и петербургской опереточной сцены. Одну за другой он пишет собственные современные музыкальные комедии — «Кирпичики», «Звезда экрана», «Вихрь», «Три монокля», «Дорога Анны», «Секретарь Пухтреста», которые были далеко неравноценны
в художественном плане.

Работая параллельно скрипачом-концертмейстером в Харь­ковском украинском театре оперы и балета, он усовершенствовал мастерство. Дирекция оперного высоко ценила концертмейстера оркестра, предлагая ему оставить «легкий жанр» и заняться «серьезной» музыкой. Перед ним открывалась перспектива стать дирижером столичной оперы. Но оперетта победила.

Летом 1929 года по решению правительства в Харькове, в большом в то время здании театра «Муссури» (зрительский зал насчитывал 3600 мест), где до тех пор игралась русская оперетта, началась работа по созданию первого в истории национальной культуры Украинского государст­венного театра музыкальной комедии… Творческий процесс возглавил Лесь Курбас. Он привлекал к сотрудничеству молодежь, прежде всего своих учеников.

Творить качественно новый театр, обогащая и обновляя «легкий жанр», открывать его неизведанные пути и выразительные возможности — такие требования поставил Л.Курбас перед коллективом.

На должность главного дирижера был приглашен А.Рябов. Он «с головой погрузился» в водоворот творческих поисков и экспериментов. Создавал современный репертуар. В содружестве с молодыми режиссерами-березильцами Б.Балабаном, А.Бучмой, Я.Борт­ником, В.Скляренко, М.Крушельницким, Д.Ко­зач­ковским «осовременивает» комическую оперу С.Гулака-Артемовского «Запоро­жец за Дунаем», «украинизирует» «Холопку» Н.Стрельникова и агитпьесу из репертуара Ленинг­радского театра рабочей молодежи «Дружеская горка», перерабатывает салонную оперетту «Роз-Мари» Г.Стодгарта и Р.Фримля на «революционный» спектакль «Метис», а гоголевскую «Ночь перед Рождеством» — на музкомедию о коллективизации украинского села «Оксана».

К каждому из этих экспериментальных спектаклей А.Рябов (зачастую совместно с известными «березильскими» композиторами Ю.Мейтусом и Б.Крыжановским) «дописывает» танцевальные номера и песни, злободневные куплеты. Вместе с тем про­должает создавать собственные оперетты. Среди них «Три чет­верти человека», «Сухой закон», «Голубая морковь» и «Омолодившаяся американка», которые с успехом ставятся в театрах.

Однако мечта о создании масштабной национальной оперетты с развернутыми ансамблями, хорами, ариями и дуэтами, большими музыкальными финалами каждого действия, в которой объединились бы традиции мирового и украинского классического опереточного искусства, не давала ему покоя...

В середине 30-х годов композитор встретился с харьковским драматургом Леонидом Юхвидом. Его идеи воплотить на сцене образ «малороссийских» повестей Н.Гоголя увлекли Рябова и харьковский коллектив, который тогда возглавлял режиссер М.Авах.

И уже в мае 1936 года премьера новой украинской оперетты «Сорочинская ярмарка». В ней сквозь призму классических европейских опереточных традиций удачно интерпретированы достижения национального музыкально-драматического театра: М.Старицкого, М.Кропивницкого и Н.Лысенко.

В марте 1937 года «Со­рочинская ярмарка» А.Рябова увидела свет рампы и в Московском театре оперетты, получив самые высокие оценки критики. Востор­женно писали о народном произведении и о режиссуре Г.Ярона и О.Мызниковой, о декорациях художника М.Соболя, танце балетмейстера И.Бойко.

Успех «Сорочинской ярмарки», которую взяли в репертуары многие театры продолжила следующая оперетта А.Рябова — «Майс­кая ночь», созданная в содружества с Л.Юхвидом и М.Авахом.

Однако самая яркая победа композитора и харьковского коллектива была впереди.

Ею стала новаторская по тем временам героико-романтическая оперетта «Свадьба в Мали­новке», триумфальная премьера которой состоялась 4 ноября 1937 года, трагического года.

Тогда от музыкально-театрального искусства требовали прежде всего простоты, мелодичности. Именно во второй половине 30-х годов появляются «песенные оперы» И.Дзержинского, О.Чишко, Т.Хренникова, «песенные оперетты» И.Дунаевского, М.Блантера и Б.Александрова.

В новом произведении Рябов тоже утверждал песенную оперетту. Создавая «Свадьбу…» как опус большой музыкальной формы, он строил сольные и ансамблевые эпизоды на главных песенных темах, которые раскрывали самобытные характеры героев.

После харьковской премьеры опереттой заинтересовались другие театры. Авторов пригласили в Москву. Прослушав произведение, режиссер Г.Ярон заявил: «Столичный театр возьмет «Свадьбу в Малиновке» только при условии, что пьесу Л.Юхвида «доработает» московский либреттист В.Типот, а вместо «излишне украинской» партитуры А.Рябова будет написана новая музыка молодым российским композитором Б. Александровым».

Л.Юхвид под давлением министерских чиновников согласился передать самобытное произведение, которое родилось в теснейшем сотрудничестве с
А.Рябовым, столичному «драмоделу» и композитору, сделавшему несколько упрощенный вариант, нагло «позаимствовав» многие музыкальные номера из украинской оперетты А.Рябова.

Г.Ярон понимал, что «первая героико-революционная оперетта», быстро станет едва ли не самым популярным и «кассовым» произведением. Поэтому и решил дать заработать «придворным» авторам, не забывая, конечно, и о собственном кармане. И не ошибся.

«Свадьба в Малиновке» в сце­нической редакции Г.Ярона сразу вошла в репертуары многих театров. Однако в Украине всегда отдавали предпочтение музыкальной комедии А.Рябова (которая и в России имела успех).

* * *

Была ли московская редакция лучше украинской? Ни в коем случае! Музыке Б.Александ­рова, который позаимствовал у А.Рябова некоторые мелодии (стоит вспомнить хотя бы хоровую песню котовцев «Ой при луж­ку, при лужку»), явно не хватало мелодизма и украинского колорита, а «отредактированной» пьесе — сочного народного юмора и ярких характеристик персонажей.

Однако досадная история со «Свадьбой в Малиновке» не повли­яла на сотрудничество А.Рябова с драматургом Л.Юхвидом. Они продолжали работать. И по заказу Киевского театра музыкальной комедии написали наполненное задушевными песнями произведение о молодых украинских ученых — «Когда ошибаются двое» (премьера — май 1941-го).

Этой опереттой киевляне открыли в первые дни июня свои гастроли в Черновцах, куда приехал и композитор. Его уже пригласили в столичный коллектив на должность главного дирижера.

Оперетта «Когда ошибаются двое» имела несколько музыкально-сценических вариантов и дважды перерабатывалась в военные годы. В первой половине 40-х годов она была поставлена в Москве и Саратове под названием «Ночь в июне». А в 1951 году киевский коллектив вместе с Л.Юхвидом и А.Рябовым создал третью редакцию — «Голубая крепость». События происходят во время Великой Отечественной войны. Почему театры вновь и вновь возвращались к ней? От­вет простой: мелодичная музыка, согретая народно-песенными интонациями, которая нравилась и исполнителям, и слушателям.

* * *

Музыкальная драматургия почти всех оперетт А.Рябова всегда была художественно ценнее литературных либретто. Имен­но из-за драматургических недостатков пьес некоторые из них недолго держались в репертуаре.

В годы войны, находясь с киевским коллективом в эвакуации в Алма-Ате, а со временем — в Чимкенте, композитор продолжал писать музыкальные комедии. Осенью 1942 года на сцене Казахской филармонии, где временно играли киевляне, состоялась премьера его оперетты «Го­лубой камень», ставшая прямым откликом на события войны.

В конце сентября 1943 года с успехом прошла премьера комедии «Пошились у дурні» по водевилю М. Кропивницкого.

Возвратившись в освобожденный от фашистских оккупантов Киев, столичный коллектив осуществил постановку новой опе­ретты А.Рябова — «Шельменко-денщик» по комедии Г.Квитки-Основьяненко. Весной 1949 года на киевской сцене родилась современная оперетта «Чудесный край». Несмотря на «бесконфликтное» либретто Л.Юхвида, в котором, по тогдашним установкам, боролось «хорошее с еще лучшим», это веселое произведение о возрождении села сразу приобрело популярность.

Последним художественным достижением А.Рябова стала героико-романтическая музыкальная комедия «Красная калина». Киевский коллектив в августе 1954 года показал ее в Москве.

Оперетты А.Рябова, в которых, по словам поэта Максима Рыльского, «раскрывается солнечная душа и неодолимая сила украинцев», и сегодня в репертуарах многих театров Украины. Премьера «Сорочинской ярмарки» в столичной оперетте — тому подтверждение.

Из автобиографии композитора

«…Родился в Харькове 30 марта 1899 года (11 апреля по новому стилю ). Родителей своих не помню. Воспитывала меня тетка. Когда исполнилось шесть лет, она привезла меня в г. Орел, чтобы отдать в сиротский приют. А когда туда не взяли, оставила на улице. Два года пробыл в этом приюте. В 1908 году меня взяли на воспитание в пехотный полк, который стоял под Орлом, где учили играть в духовом оркестре на разных инструментах. Накануне войны 1914-го отпустили, и... я оказался в родном Харькове, имея непреодолимое желание учиться музыке серьезно. Попробовал поступить в Харьковское музыкальное училище. Его директор И. Слатин внимательно прослушал мою игру на скрипке, которой я овладевал своими силами, и зачислил учиться бесплатно на стипендию имени А.Бородина. Вскоре училище стало консерваторией. Я учился сначала у И.Слатина, а потом у профессоров И.Ахрона и Фр.Смита игре на скрипке, а также посещал класс композиции, теории музыки и инструментовки. Параллельно учился в 1-й мужской гимназии. Не имея средств для существования, бегал по урокам, каждый вечер играл до ночи в кинотеатрах.

На заработанные деньги несколько раз съездил в Петербург на занятия по инструментовке к А.Глазунову. В свободную минуту ходил в оперный театр, а вскоре стал играть в группе первых скрипок в оркестре. В 1917 году консерваторию ликвидировали, всем выпускникам дали справки об окончании. В скором времени оказался в Армавире, где стал концертмейстером симфонического оркестра, организатором и преподавателем народной консерватории для детей рабочих. Здесь прозвучала моя первая симфония, здесь я начал дирижировать и писать «Коломбину». Алексей Рябов».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно