Страницы — как страны

13 мая, 2011, 12:53 Распечатать Выпуск №17, 13 мая-20 мая

Как любой масштабный и амбициозный проект, нынешний фестиваль собрал немало критики и претензий.

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Череда майских праздников, в которые традиционно замирает политическая жизнь страны и новостные ленты заметно укорачиваются, началась у меня во Львове, на «детском» отделении Форума книгоиздателей — уже традиционном Львовском международном детском фестивале. Как любой масштабный и амбициозный проект, нынешний фестиваль собрал немало критики и претензий. Но все это разбивается о главное: подобный масштабный проект, направленный на популяризацию чтения среди детей и подростков для Украины пока беспрецедентный. И очень хотелось бы, чтобы он перешел границы одного города, одной области, одного региона. Ведь что бы ни кричали билборды и телевизоры о том, кто и что нужно стране, какие «шаги», реформы и законы ее спасут (или окончательно погубят), это никак не отражает самой главной ее потребности — в умных, честных и смелых людях. Которые, как известно, вырастают из «нужных» книг.

В ходе фестиваля я имела возможность пообщаться с читающими детьми — с победителями конкурса «Лучший читатель Украины» — детьми из разных регионов страны, объединенных привычкой к чтению. Читающие дети — интересные собеседники для взрослого. Во всяком случае, читающего (тем более — пишущего) взрослого. Это не только возможность «свежего» взгляда. Это вселяет уверенность в завтрашнем дне. В том, что в следующем поколении есть люди, готовые проявить интеллектуальную смелость ввязываясь в спор, определяя круг собственных ценностей и ориентиров, соглашаясь или не соглашаясь с теми интерпретациями, которые предлагает книга и ее автор. Готовность и способность мыслить.

Детское чтение специфично не только тем, что здесь «особые образы», сюжеты и даже «миссия». Мысль человеческая так прочно связана со словом, что пока не придумали лучшего интеллектуального приключения, чем литература. А дети, ограниченные в передвижении и выборе образа жизни, нуждаются в приключениях не меньше, но много больше, чем мы, взрослые. Их мышление нуждается в пище, их воображение — в материале. Путешествия, как известно, закаляют юношей. Где еще путешествовать нашим молодым людям, запертым в школьном детстве едва ли не до зрелых лет, как не по страницам книг и встающим за ними мирам? Поэтому они такие ненасытные, всеядные и благодарные читатели. Или, если не повезет с книгой, — такие беспросветные «втыкатели» в телевизор и «вконтакный» пустопорожний треп.

Из разговоров с читающими детьми легко понять, что они делают из своих книжных фантастических путешествий вполне реальные выводы. Конечно, книжная мудрость отличается от житейской. И дети, вооруженные книжным знанием, иногда оказываются гораздо менее приспособленными к реальным испытаниям, чем их более «земные» сверстники. Но быть приспособленным и быть готовым сделать выбор со всей ответственностью, выйти из ситуации с честью (в том числе поставив честь выше пользы собственного кармана) — это весьма разные вещи. «Мне кажется, я делаю глупость, — сказала мне однажды мама читающего ребенка. — Он растет непохожим на других. Он слишком правильный, слишком честный, слишком чистый, добрый. Ему будет очень тяжело в этом НАСТОЯЩЕМ мире». Наверное, она права. Таким детям и правда будет нелегко. Но если в мире не будет таких людей, он станет совершенно невыносимым и вряд ли сможет в полной мере называться человеческим.

Поэтому еще одно ощущение, вынесенное с этой встречи, — ощущение интеллектуального гетто. В которое попадают с детства, с первой «проглоченной» книги. Дети читающие разительно отличаются от детей «втыкающих». Слово «гетто» в данном случае не имеет ни малейшего негативного смысла — если хотите, можете назвать их «элитарной группой». В самом настоящем неизвращенном понимании «элиты», в котором достоинства человека измеряются его душевными и интеллектуальными качествами, а не толщиной кошелька. Папиного.

Попытка если не выйти, то хотя бы расширить границы этого «гетто» или хотя бы заставить нас увидеть, признать, что оно существует и нуждается в поддержке, была сделана в ходе «Книгомании» — конкурса детского чтения, проведенного Форумом книгоиздателей во всех регионах Украины. Победители получили возможность попутешествовать, собраться во Львове, познакомиться, пообщаться друг с другом и с людьми, делающими книги.

Однако в целом фестиваль детской книги оказался довольно камерным. В первую очередь ввиду не слишком интенсивной медийной поддержки. Вообще поддержка со стороны СМИ для наших гуманитарных проектов — тема отдельного разговора. Но сопротивление СМИ именно «книжной» тематике имеет особую природу. Она не вербализирована да и просто до конца не осознана, но становится более понятной в почти дарвиновских терминах — на уровне конкуренции видов и естественного отбора. Ведь книжный человек, читатель — самый тяжелый клиент для медиа. Он критичен. Он взыскателен. И поддерживать формирование такого клиента, продвигая детское (да и взрослое, впрочем) чтение — просто невыгодно для СМИ. Куда проще выпускать конвейерным способом незатейливую продукцию для потребителя без завышенного интеллектуального запроса. Людей с невысоким интеллектуальным запросом дешевле удовлетворить. Ими проще управлять. Стоит ли надеяться, что недалекая медийная и государственная политика будут поддерживать формирование критичного потребителя и гражданина?

Конечно, страна, рассчитывающая на завтрашний день, должна поддерживать детское чтение. И рынок медиа в мире не так прост. Здесь интеллектуальный продукт тоже имеет место, он более затратный, но все равно выгодный, поскольку интеллектуальный потребитель за продукты высокого уровня готов (и может) платить. Но почему-то отечественный медиарынок в основном игнорирует эту «элитарную линейку», сводя свою деятельность к простецкому инфотейменту «для масс».

В свою очередь книга и те, кто причастен к ее созданию, учатся смотреть на медиа сверху вниз и продвигать тезис о том, что это, мол, для недоумков, а мы тут для умных книги делаем. Однако те книги, которые по причине скандала, информповода или вложений западных коллег выхватываются хотя бы на мгновение объективами презренных телекамер, бьют рекорды продаж, тиражей и читательского внимания. Из ярких примеров на украинском рынке — «Черный ворон» и «Записки украинского самашедшего», из детских — «Гарри Поттер» и сага «Сумерки». То есть не так уж они друг от друга изолированы, книга и масс-медиа? Что же тут странного: книга в ее традиционном виде — вполне рыночный товар. А товару, как известно, реклама никогда не повредит.

Современная книга оказывается успешной в тех случаях, когда встраивается в систему медиа. Это не обязательно прямая реклама вроде рекламы зубной пасты или рекламы сигарет, скрытой в психологических глубинах восприятия слогана «я достигну успеха без курения». Это общая «поддержка чтения» средствами кинематографа, комикс-приложений, социальных сетей и фандомов. Интернет и те возможности чтения-творчества, которые он дает, вообще сильно перекраивает традиционное «гуттенбергово» представление о массовом чтении и литературном произведении. Мы привычно говорим «книга», когда хотим сказать «литература» — но с развитием Интернета значения этих слов совпадают все меньше. Относительно традиционное представление о книге-литературе поддерживают электронные книги, которые приобретают все большую популярность, в частности у детей. Но даже они не совсем «книжные», что уж говорить о тех текстах, которые читаются (и пишутся нередко) прямо в Сети. К сожалению, в эту область редко проникает «взрослый» (в том числе исследовательский) взгляд, но детские глазки там «пасутся» постоянно.

Книга и медиа — очень перспективный разговор, в первую очередь, когда речь идет именно о современном детском чтении. Не случайно во Львове много говорили о перспективах расширения детского чтения средствами Сети и электронных книг — все три дня фестиваля работала конференция «Детское чтение и Интернет». Возможно, это действительно позволило бы при определенной издательской сноровке и авторском переосмыслении литературного текста сильно расширить детское «читательское гетто». Ведь это на самом деле совсем недорого и вовсе не страшно — сделать чтение чем-то, граничащим с модой.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №25, 27 июня-5 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно