СОВМЕСТИМОСТЬ КАЧЕСТВА И ЦЕНЫ

7 октября, 1999, 00:00 Распечатать

Пять лет тому назад приватные продюсерские компании, приняв в свои ряды новых бизнесменов (из бывш...

Пять лет тому назад приватные продюсерские компании, приняв в свои ряды новых бизнесменов (из бывших комсомольских вожаков, торгашей первой волны перестройки и т.д.), своим появлением ознаменовали независимость Украины.

Слова «продюсер», «вал», «чес», «антреприза» стали заменять привычные: администратор, билетное хозяйство, гастроли, академический театр. Единственная финансовая база культурных десантов из ближнего и дальнего зарубежья - государство, медленно, но верно, стало сдавать свои позиции новоявленным спонсорам и меценатам.

В результате перераспределения сил, средств и умов то, что ранее в этом бизнесе делалось подпольно, стало легализовываться. Империя (читай: монополия) государственной продюсерской компании «Театр «Дружба» постепенно стала приходить в упадок.

Стали приезжать в Киев «другие» театры, «другие» актеры, распространители стали частными. Наконец, в залы пришел «другой» зритель.

Ныне на гастрольных спектаклях вы не увидите богему, а увидите чиновников от культуры и представителей органов, призванных блюсти букву закона, которые, не гнушаясь методами, вымогают «шаровые» билеты в обмен на закрытие глаз на все ту же букву закона. Даже новое выражение появилось среди продюсеров: государственный театральный рэкет.

Самая наглядная эволюция гастрольного бизнеса произошла в ценовой политике. Раньше самый нищий студент, возжелав увидеть московскую знаменитость, мог на пятую часть скромной стипендии купить законный билет. Иногда даже у перекупщика (если аншлаговый спектакль).

И если в Москве (на некоторые гастроли) соотношение ценовой политики и покупательной способности зрителя постепенно стало возвращаться к равновесию, то Киев по-прежнему город с абсурдно взвинченными ценами на не соответствующий «сертификату качества» театральный продукт (не говоря о шоу-бизнесе!).

В этом вина не организаторов гастролей, как думает большинство зрителей. Местный продюсер вынужден платить обнаглевшему «гастролеру» так называемую гарантию (фиксированный гонорар со 100-процентной предоплатой). Отдать, чтоб кое-кто не мешал, 20% билетов (обычно - самые лучшие и дорогие места в партере). Заплатить немалую (выше, например, чем Карнеги-холл) арендную плату за театральную площадку. Прибавьте к этому расходы на рекламу, поселение труппы, проезд труппы, охрана труппы и прочие орграсходы. В результате продюсер и его команда (значит + зарплата), только при 100-процентной продаже билетов может рассчитывать на покрытие расходов - «выйти в ноль». В редчайших случаях на прибыль, при разумно расписанном вале. Это называется в гастрольном бизнесе: «быть в плюсе». Но чаще всего получается «минус», отсутствие прибыли и «неотбитие» расходов. Чаще страдают «минусом» спектакли высокого художественного уровня. Гастрольный бизнес становится катастрофически неприбыльным делом.

Сезон 98/99 гг. выявил устойчивую тенденцию к неприятию халтурных спектаклей: у зрителей стал вырабатываться вкус и умение считать деньги, у продюсеров - чувство собственного достоинства. Количество все чаще стало соответствовать качеству.

Но у продюсерских фирм стала развиваться новая болезнь (особенно при неудачах): принцип «совка». «После меня - трава не расти. Мне надо сейчас, все и любым способом». Отсюда перекупка по завышенной цене «товара» назло конкуренту. В результате «товар» повышает цену навсегда. Нечистоплотные рекламные ходы: собрать зал на одну звезду, а привезти другую, более низкого уровня. Пока между продюсерами идет возня, хозяева площадок и кабинетов наглеют на глазах, зная, что продюсеры никогда не договорятся между собой во имя понижения себестоимости привоза «товара». Им легче подсунуть конкуренту свинью: под его акцию «подсуетить» неожиданно свою, т.е. отвлечь так называемый «электорат». И сорвать: все себе и конкуренту.

...А тем временем грядет новая эра в гастрольном бизнесе. Господа чиновники готовят к декабрю закон и потирают в предвкушении руки. В билетных книгах цена билета должна будет напечатана типографским способом (а курс растет каждый день...). Сама книга же должна будет регистрироваться в налоговой. К тому их имеют права печатать только пять типографий в Украине.

Но это уже совсем другая история. Пострадает, как всегда, потребитель...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно