СОЛО ТРУБЫ И СЕРДЦА

29 декабря, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск №52, 29 декабря-10 января

Недавно в адрес Украинской гильдии трубачей пришел такой факс: «Прошедшая в Киеве 7-10 октября очер...

Недавно в адрес Украинской гильдии трубачей пришел такой факс:

«Прошедшая в Киеве 7-10 октября очередная ежегодная конференция Международной гильдии трубачей (МГТ), созданной в Женеве в 1973 г., явилась важным событием в жизни музыкантов восточноевропейских стран. Украина стала первой страной среди стран Центральной и Восточной Европы, оказавшей славянское гостеприимство участникам и гостям, прибывшим из многих стран Европы, Соединенных Штатов Америки, Австралии.

Программа конференции охватывала вопросы исполнительского мастерства трубачей, педагогики, музыкальной литературы, профессионального общения...

Ежедневно, с утра до вечера, были расписаны выступления участников конференции с концертами, докладами, лекциями мастерства. Их проводили известные в мире выдающиеся исполнители классической музыки и джаза.

В рамках конференции состоялся первый в Украине международный конкурс трубачей. Если по количеству участников киевская конференция уступала другим МГТ и Еврогильдии, созданной в 1992 г., то по насыщенности и содержательности программы она прошла на достаточно высоком международном уровне.

Можно удивляться усилиям украинских трубачей оргкомитета, готовивших конференцию больше года, начиная еще с того времени, когда условия для ее проведения были сравнительно благоприятными. Но с наступлением финансовых проблем в Азии и России угроза срыва конференции стала реальной. Ее организатор, лидер украинских трубачей, профессор Валерий Терентьевич Посвалюк смело взвалил на свои могучие плечи решение всех проблем, бесконечные заботы, и при энтузиазме своих коллег было сделано все необходимое для успешного проведения конференции.

Имя В.Посвалюка сразу стало известно в музыкальном мире как выдающегося деятеля культуры Украины. Сейчас его кандидатура активно обсуждается на избрание президентом Еврогильдии на следующий двухлетний период. Такой чести будет впервые удостоен представитель восточноевропейского государства.

Как участник конференции трубачей, превратившейся в праздник музыкантов и завершившейся в помещении государственного оперного театра Киева, хочу порадоваться за моих земляков - украинских трубачей и их лидера Валерия Терентьевича Посвалюка.

Пожизненный член директората Международной гильдии трубачей, председатель жюри международного конкурса в Киеве, профессор-консультант Литовской академии музыки, народный артист России Тимофей Докшицер».

Это какой-то парадокс - при всем тяжком положении культуры в Украине не проходит и месяца, чтобы не состоялся в Киеве какой-нибудь конкурс или фестиваль, а то и два сразу!

И все-таки международный конкурс - неординарное событие. По прошествии времени просто диву даешься, как удалось украинским трубачам не только провести международную конференцию и конкурс, но и достичь там весомых творческих результатов: наши земляки-киевляне Андрей Илькив и Всеволод Анцупов вошли в пятерку финалистов конкурса вместе с представителями России, США, Норвегии. Всеволод Анцупов получил диплом.

А солист Дома органной и камерной музыки, артист брасс-квинтета «Украина» 28-летний Андрей Илькив стал лауреатом второй премии.

Воспоминание

о финале

Финал - второй тур конкурса проходил в Большом зале Национальной музыкальной академии Украины им.П.Чайковского. Выступления претендентов на призовые места оценивало представительное жюри, во главе которого - самый легендарный трубач всех времен и народов Тимофей Докшицер и народный артист Украины, известный композитор, профессор Левко Колодуб.

Андрей Илькив выступал вторым, сразу после россиянина Виктора Кисниченко, занявшего первое место. Я внимательно слушал игру всех финалистов. Пусть меня упрекнут в субъективности, но я считаю, что по глубине проникновения в замысел произведения, по музыкальности и артистизму Андрей превзошел всех. Призы музыканту - денежная премия от Международной гильдии трубачей и профессиональный музыкальный инструмент, предоставленный фирмой «Ямаха Европа», стали наградами и свидетельством признания творческих вершин, завоеванных нашим земляком.

А что же чувствует лауреат, увенчанный столь высоким титулом?

- Когда готовился выйти на этот конкурс, я себе поставил задачу-максимум - войти в первую тройку, и я работал на эту задачу. И результаты конкурса подтвердили, что я в тот момент реально оценил свои возможности.

Была ли «команда поддержки»

- Андрей, вам кто-то помогал готовиться к конкурсу?

- Мой концертмейстер - Наташа Вержбовская, которая прекрасно проявила себя на конкурсе (и была удостоена грамоты жюри), очень много вложила труда в то, чтобы мой успех состоялся. Я даже считаю, что это не мой личный успех - это наш общий успех. Наташа не просто великолепный концертмейстер, она прекрасный ансамблист, выступала вместе с квартетом «Каприс плюс» на международном конкурсе камерных ансамблей в Париже, и они таким составом получили вторую премию.

- А педагоги, консультанты, коллеги?

- Так сложилось, что гастроли брасс-квинтета и Национальной оперы, где в оркестре играет мой педагог, были сдвинуты по времени, так что у меня не получалось позаниматься с моим учителем - Александром Алексеевичем Чуприной, поэтому всю черновую работу мы сделали вдвоем с Наташей. А потом, когда все было уже более или менее собрано, когда можно было говорить о форме, о стиле, мы показались Александру Алексеевичу. Как раз театр приехал с гастролей.

Татьяна Александровна Рощина - педагог Наташи Вержбовской нас тоже послушала и дала ряд очень нужных рекомендаций, касающихся ансамблевой игры. А если посмотреть шире, то многие из тех, кто способствовал моему профессиональному становлению, внесли вклад в результат конкурса. Когда-то консультантом брасс-квинтета «Украина» работал Владимир Николаевич Апатский. Поэтому можно говорить и о его участии - в свое время он мне много подсказал такого, что очень пригодилось. То есть, я считаю, что каждый, кто мне когда-либо чем-либо помогал, внес свой вклад.

Начнем сначала

И в самом деле, если уж говорить о тех, кто помог Андрею Илькиву взойти на вершины мастерства, надо начинать с тех, кто вообще наставил его на путь искусства. И первой в этом ряду должна стоять родная земля Андрея и его предков - Гуцульщина и Волынь, где все пронизано самобытными мелодиями, песнями, каких не услышать больше ни в одном уголке Украины. Там маленький Андрийко не так умом, как сердцем постигал, впитывал в себя народные песни, народные мелодии, народные музыкальные интонации, которые слышал от своей бабушки, своего отца. Многие из песен, узнанных в детстве, остались в памяти Андрея на всю жизнь.

С отцом связаны и первые познания в профессиональной музыке. Это человек обширных и удивительно разносторонних музыкальных дарований.

- Мой отец Василий Николаевич закончил Музыкально-педагогический институт в Дрогобыче как дирижер-хормейстер. Но владеет множеством музыкальных инструментов, таких, как гитара, скрипка, сопилка, кларнет, саксофон, баян, причем на очень хорошем уровне. Мама Елена Яковлевна - работник дома культуры. Мой старший брат Николай закончил тернопольское музучилище по классу кларнета, а сейчас - администратор концертного зала «Березіль» в Тернополе.

- То есть вы с самого раннего детства жили в атмосфере музыки, в атмосфере искусства.

- Я больше скажу - у меня даже мысли не было выбрать какую-то иную профессию, чем профессия музыканта. То есть я даже не представлял, что могу в жизни делать что-то другое.

- Ну а как пришло решение посвятить себя именно трубе, выбор инструмента - как он состоялся?

- В общем-то случайно. Когда мне было семь лет, я пошел в школу, и параллельно, как это было принято, родители отдали меня в музыкальную школу по классу фортепиано. И я, кажется, даже делал успехи до того момента, когда закончил второй класс и получил программу на лето. Летом к инструменту подойти было «некогда», и осенью мне стало так стыдно, что я решил - лучше бросить занятия, чем показываться в таком виде педагогу. Год я вообще не занимался музыкой. А когда был уже в четвертом классе общеобразовательной школы, отец привел меня к моему первому педагогу по трубе, это был Крыса Григорий Самойлович. В 1985 году я поступил в музучилище города Ривне, где моим педагогом стал очень хороший музыкант, заслуженный работник культуры Андрей Николаевич Кибита. Его в Америке в 1997 году признали «Человеком года».

На третьем курсе я перевелся в Хмельницкое музучилище, которое закончил в 1989 году у Романа Евгеньевича Андросюка. А за три месяца до окончания училища я занял третье место на конкурсе молодых исполнителей в Донецке.

Год - за два

Сразу после медучилища - служба в армии. Однако через полтора года разрешили поехать на прослушивание в музыкальный вуз. Счастье улыбнулось Андрею, и за месяц до обретения Украиной независимости он сдал вступительные экзамены.

- Я попал в класс Александра Алексеевича Чуприны, которому всегда буду очень благодарен, который мне очень многое дал. Он обучил меня стилю, методу работы. Консерваторию я заканчивал экстерном - за четыре года, четвертый и пятый курс прошел за один год, поскольку к этому времени был уже очень загружен работой в Доме органной и камерной музыки Украины, в брасс-квинтете «Украина».

Брасс-квинтет «Украина»

Будучи «по натуре» солистом, Андрей не мыслил себя оркестровым музыкантом. И в этом была серьезная проблема. Дело в том, что в Украине, как и во всем бывшем СССР, в отличие от западных стран, совершенно не развивались традиции сольного исполнения на трубе. Трубач-солист воспринимался как нечто экзотическое. Даже легендарный Тимофей Докшицер, получив мировую известность, продолжал работать в оркестре Большого театра.

И вот в 1993 году Андрей Илькив получил приглашение в брасс-квинтет «Украина». Годом раньше этот коллектив, руководимый Розмуратом Арнакулиевым, обрел официальный статус ансамбля Дома органной и камерной музыки Украины.

В ту пору брасс-квинтет «Украина» очень активно выходит на «международную арену», и Андрей вместе с ансамблем несколько лет подряд успешно участвует в весьма престижных международных конкурсах и фестивалях: Нарбон, Франция, 1994 год. Квинтет становится полуфиналистом международного конкурса брасс-квинтетов.

Тулуза, Франция, 1995 год. Квинтет становится обладателем титула «Первый талант мира» на Летнем музыкальном фестивале.

В 1998 году ансамбль записал компакт-диск на студии «Бауэр» в Германии.

Такое трио получилось

В Доме органной и камерной музыки Украины Андрей находит все новые и новые сферы применения и развития своего творческого потенциала. Он выступает в ансамблях различного состава, солистом в сопровождении органа или фортепиано.

С особым воодушевлением рассказывает Андрей о совместной работе с заслуженными артистками Украины Ириной Калиновской (орган) и Надеждой Петренко-Матвийчук (сопрано).

Все произошло как бы случайно. Во время гастролей великой Ирины Архиповой в Киеве ей понадобился трубач, чтобы вместе с органом исполнить «Аве Мария» Каччини. Пригласили Андрея. Совместное звучание органа, трубы и женского голоса оказалось настолько эффектным, настолько впечатляющим, что артисты Дома органной и камерной музыки решили взять эту форму «на вооружение». Подготовили программу.

- Это вообще особая страница жизни. После концертов Ирины Архиповой в Доме органной музыки у нас родилась идея создать своего рода ансамбль. К этому коллективу я всегда относился с большим уважением и трепетом, поскольку все, что мы там сделали, мы сделали сами. Только «Аве Мария» Каччини - это была аранжировка Янченко, а все остальные - наши собственные. Записали много произведений в Доме звукозаписи. И венцом труда стала гастрольная поездка в Италию в 1997 году.

- Италия после Украины, наверное, самая музыкальная страна!

- Не знаю, кто после кого, они, скорее всего, где-то рядом. Там люди умеют слушать и ценить музыку. И поскольку в Италии уровень жизни все-таки выше, чем у нас, то и уровень восприятия другой. Итальянцы, придя на концерт, могут сразу отдаться наслаждению музыкой. А у нас еще какое-то время в начале концерта люди стряхивают с себя то напряжение, в котором они пребывали весь день, выходят из стресса.

Послушай женщину...

Совершенно особое отношение у Андрея к своей семье. Это в общем-то естественно, хотя в наше время бывает по-разному. Тем более что поговорок о роли женщин в жизни мужчин более чем достаточно. «Женщины вдохновляют нас на великие дела, но не оставляют времени, чтобы их осуществить». «Послушай женщину и поступи наоборот». Семья Андрея - живое опровержение этих расхожих афоризмов. Его жена Наташа - тоже музыкант, пианистка, артистка Дома органной и камерной музыки. Не раз она выступала в концертах вместе с Андреем. Но сейчас все ее время и внимание посвящено заботам о благополучии трех мужчин - мужа и двух сыновей. Старший - Олесь - уже совсем «взрослый» - ему шесть лет, младшему - Данюшке - скоро годик. Конечно, одной трудно и обязанности супругов в доме распределены паритетно. Но когда Андрей подвиг себя на «великое дело» - участие в конкурсе, Наташа стала не только его вдохновительницей.

- Наташа сделала все для того, чтоб я мог успешно выступить на конкурсе, освободила меня от домашней работы, от любых повседневных забот.

Советы Наташи, в том числе чисто профессиональные, мудры и точны. И Андрей вовсе не считает, что нужно поступать наоборот.

- Моя работа в ансамбле и работа в качестве солиста, я это уже сейчас чувствую, - разные вещи. И я помню, что однажды моя жена (а она мой главный критик) после сольного концерта сказала: «Ты играешь соло с органом, но такое ощущение, что ты стоишь в брасс-квинтете». Что в принципе заставило меня задуматься и пересмотреть кое-что в манере исполнения и поведения на сцене.

Сейчас, отыграв конкурс, Андрей вновь возвращается к своим семейным обязанностям и чувствует - надо набирать форму, ведь Данюшка подрос. Что это означает? А вот что...

Собираясь ко мне, Андрей прихватил видеокассету, а я договорился с соседями - у них есть «видик». И когда мы вместе с соседями уселись смотреть кадры «домашней хроники семьи Илькив», женская часть зрителей испытала состояние, близкое к шоку. Дело в том, что мы увидели в действии программу физического воспитания самого младшего представителя семьи, бескомпромиссно реализуемую его родителями.

К этой программе супруги готовились долго и тщательно, еще до появления малыша на свет. Читали литературу, смотрели видеоматериалы, консультировались со знающими людьми. Пришли к решению осознанно и согласованно.

Начальным и определяющим звеном в программе стали так называемые мягкие роды, больше известные как роды в воду.

Правда, эту часть программы нам не показали. Но зато дальше... Представьте - двухнедельного малыша хватают за ручки или за ножки и раскручивают над головой, как пращу. Потом начинают перекидывать с руки на руку, как полотенце. Потом - носят по комнате, держа за одну ручку или одну ножку. Потом... - ну и так далее. И все это изо дня в день, из месяца в месяц. Называется это - динамическая гимнастика. Сейчас малыш весит уже больше 12 кг.

Кто был свидетелем действа «Украины час» на Михайловской площади в дни празднования 7-й годовщины независимости Украины, помнит, как оно начиналось - с высоты колокольни Михайловского собора, как из поднебесья, раздался нарастающий серебристый глас трубы. Мелодия, вначале негромкая, постепенно набирала мощь и наконец зазвучала в полную силу, поддержанная торжественным перезвоном колоколов. Сочинил и исполнил с ансамблем «Киевские звонари» это необычное произведение Андрей Илькив.

- Это было действительно очень интересно. Ко Дню независимости на Михайловской колокольне был установлен карильон - музыкальный инструмент, в котором источниками звука являются колокола. И были пущены часы, которые каждый час должны отбивать новую украинскую мелодию. К этому событию приурочили большой концерт, куда отобрали самых выдающихся исполнителей. У главного режиссера концерта Василя Вовкуна возникла идея - начать действо с трубы. Мне было предложено сочинить мелодию для открытия празднества, что я и сделал, но потом предложили включить туда еще и колокола.

- А где вы в этот момент со своей трубой находились?

- На колокольне. Под самым колоколом, который, как мне сказали, весит около 4 тонн. Вообще это один из самых больших, если не самый большой карильон на территории СНГ - 38 колоколов, самый крупный из которых -

8 тонн.

Любая достигнутая вершина - лишь начало следующего восхождения

- А еще какие-нибудь мероприятия такого масштаба, в которых вам приходилось участвовать, были?

- Мероприятие с таким пафосом было, пожалуй, одно, хотя мы играли очень много концертов важных и ответственных и в администрации Президента, и перед Президентом, и в посольствах разных стран и т.д. Но для меня любое выступление перед публикой одинаково ответственно. И это, в принципе, очень помогло мне на конкурсе. Там я работал в большей мере именно на музыку и на атмосферу в зале, а не для того, чтобы понравиться комиссии. Ну а если касаться будущего, хотелось бы, чтобы оно было богато интересными знакомствами, интересными встречами, чтобы было много интересной музыки, и старой, и новой, чтобы был интерес работать - это во-первых. Во-вторых, я хочу в будущем добиваться каких-то вещей, которые мне сегодня не подвластны, подниматься по ступеням. Как-то профессор Апатский сказал гениальную фразу, что от нуля до «хорошо» расстояние огромное, но люди это расстояние проходят без особых проблем. А от «хорошо» до «отлично» - расстояние маленькое, но пройти его удается единицам. В будущем я хотел бы пройти это расстояние, во всяком случае все буду делать для этого.

Что ж, это вполне в духе философии Ричарда Баха, которая нравится Андрею Илькиву: любая достигнутая вершина - всего лишь начало следующего восхождения.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно