СОЛНЦЕПОКЛОННИК

9 апреля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №14, 9 апреля-16 апреля

В Республиканском доме художника экспонируется живопись Анатолия Лимарева - яркого мастера 70-80-х годов, не знавшего счастья персональной выставки...

В Республиканском доме художника экспонируется живопись Анатолия Лимарева - яркого мастера 70-80-х годов, не знавшего счастья персональной выставки. Выставка создана усилиями Киевской организации Союза художников Украины, искусствоведов Евгения и Константина Солониных, равно как и семьи художника.

Экспозицию можно назвать «страной солнца». Живопись украинского Ван Гога - сгусток доброй энергетики. Это диалог со светозарной стихией. Живопись опережала свое время, в 70-е годы оставалась непризнанной. Сегодня она открыла свои глубинные смыслы.

Он ушел из жизни 6 ноября 1985 года, накануне начинавшегося общественного обновления, разом оборвав муку. Анатолий Лимарев - одна из жертв эпохи застоя - оставил нам искусство, в котором солнцепоклонничество язычника соединилось с простотой едва ли не банальных сюжетов. Женщины чистят сливы, старуха сидит на ступеньках крыльца, а ее внуки возятся в нагретой солнцем пыли, в тени стога отдыхают жницы - куда уж проще? Работы Лимарева не вписывались в официальные украинские экспозиции 70-х годов, в них нет эффектных ситуаций или сколько-нибудь героизированных персонажей. Но здесь фигуры необыденно светятся алыми и малиновыми цветами, а синева кобальта и пронзительность зелени подчеркивают соседство горячих тонов. Колористический дар высочайшей пробы...

В 1974 году Лимарев дебютировал в Киеве композицией «Весна». Живописец был полон надежд, радостного подъема, доверия к коллегам. Его весенний пейзаж, увиденный через окно, искрился светом и голубизной. Те, от кого тогда зависели судьбы художников в Украине, с досадой отвернулись от этого окна и весны: Лимарев был, очевидно, талантливее многих, чьи работы, соседствуя с «Весной», пожухли, как вылинявшие обои. Посредственность испытывала его изоляцией, но он оставался художником в самом строгом смысле этого понятия. Ему было чуждо циничное отношение к искусству как к средству обретения благополучия. Тем более невозможно представить А.Лимарева приспосабливающим свое мастерство к сиюминутным нуждам общественной конъюнктуры. Чистота его помыслов и поступков была постоянным укором тем, кто давно работал по принципу «чего изволите?», по инерции именуя себя художником. Именно «знатоки» из Худфонда УССР по многу месяцев оставляли его без заказов, унижая безденежьем, истязая полуголодным существованием, объявляя безумцем. От всего этого художник спасался перед холстом. «Нам, оказывается, - говорил Анатолий друзьям, - надо учиться многому. Мы неученый народ и надеемся на свой талант... Надо профессионально решать вопросы, если мы занялись живописью… Раз я заговорил об ответственности, то знаю, за что отвечаю. Пусть каждый знает, за что он отвечает в искусстве».

Лучше всего А.Лимареву работалось в поездках на Донбасс. Неизменно вдохновляли опаленная солнцем степь и душевное тепло земляков - пастухов, шахтеров, рыбаков. Романтик, влюбленный в красоту земли и первозданную чистоту цвета, художник сумел соотнести одно с другим. А.Лимарева часто называют украинском Ван Гогом. Безусловно, можно говорить не только об идентичности жизненных испытаний и трагического финала, но в первую очередь о дерзком взгляде на солнце, в умении создать «портрет солнца». Тем, кто часто бывал в мастерской А.Лимарева, было видно, что автор по многу лет работал над каждой композицией, возвращаясь к ней вновь и вновь. Это был нескончаемый диалог, я бы даже сказала - роман с холстами, отношение к ним как к одушевленным существам.

Из-за длительной работы над каждым холстом, порой тянувшейся по пять-семь лет, многие композиции остались незавершенными. Однако как основательно в работах вписаны в пейзаж или интерьер фигуры, с какой безупречной точностью взяты цветовые отношения! Рисунок фигур часто груб, угловат, поверхностному взгляду кажется даже непрофессиональным. Но притом, изумляющая раскованность, почти недопустимое (в понятиях человека, прошедшего школу) обращение с краской, которая в чистом виде, из тюбика переносилась на холст и здесь благодаря колдовству А.Лимарева делалась не только цветом, но живой, трепещущей плотью мира!

Ретроспективный взгляд на творчество мастера позволяет увидеть, что оно шло по пути упрощения сюжетной основы и одновременного обогащения цветовой палитры. В композициях «Памяти М.Вайнштейна» (1982), «Туман» (1983), «Розовая земля» (1984-1985), «Белые кони» (1983-1985), «Банки» (1985) автор приходит к воплощению духовной сущности материальных субстанций. В коричневато-золотистой среде «Банок», где простота сюжета граничит с полным его отсутствием. Справа намечены две массивные фигуры, склонившиеся над рядами сосудов. Весь левый угол композиции искрится вспышками, звездами бликов, играющих на поверхности стекла. Подобно древним китайцам, писавшим не тучи, а «волнение туч», А.Лимарев пишет не банки (что ему до них?), а сверкающий праздник. Этот устойчивый интерес к светоносным субстанциям мира, потребность их запечатлевать позволяют говорить о космичности мироощущения художника, о понимании им первоосновы гармонического жизнеустройства, прелесть которого художник познал наедине со степью, кустом шиповника, небом и холстом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно