СОЛНЦЕПОДОБНЫЕ КУПОЛА - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

СОЛНЦЕПОДОБНЫЕ КУПОЛА

28 июля, 2000, 00:00 Распечатать

> На купола Успенского собора Киево-Печерской лавры легли последние фрагменты позолоты. На 300 ква...

> На купола Успенского собора Киево-Печерской лавры легли последние фрагменты позолоты. На 300 квадратных метров поверхности самого большого центрального купола пошло полтора килограмма сусального золота, которое нанесли слоем всего в 13 микрона.

Все восстанавливаемые киевские храмы — и Михайловский Златоверхий, и Успенский — покрывают немецким золотом. Из Германии реставраторы получают крохотную бумажную тетрадку, в которой между страничками из папиросной бумаги разложены пластинки тончайшей золотой фольги: 91,5 х 91,5 мм. Кроме золота в сплав входят серебро и медь. Реставраторы говорят, что еще в начале века пластинки сусального золота были в семь раз толще нынешних, теперь же на просвет видно множество отверстий. Поэтому перед тем как нанести золото на купол, его красят в желтый цвет. Тогда позолота выглядит ярче. При золочении иконостасов основа может быть не желтой, а красной — в таком случае оттенок становится более глубоким и теплым.

НЕВЕСОМОЕ И НЕОЩУТИМОЕ

Сусальное золото — материал чрезвычайно хрупкий: рвется, скручивается, морщится от малейшего дуновения ветерка. Поэтому перед началом высотных ювелирных работ купол заворачивают в своеобразный герметичный кокон (эта конструкция называется тепляк) — там сухо, светло и тепло. Для золочения температура должна быть непременно выше +10 градусов. На лесах, опоясывающих купол, на крошечных скамеечках сидят реставраторы, осторожно раскрывают тетрадочки с сусальным золотом и, не касаясь его руками, наклеивают драгоценную фольгу на основу купола. Со стороны это напоминает процесс наклеивания переводных картинок, только порвать пластинку сусального золота гораздо легче. Ее невозможно ощутить — настолько она легкая, нельзя и пощупать — золото мгновенно приклеивается к пальцам — и все, материал испорчен. Клеем для сусального золота служит специальный лак — мордан, его наносят за 8 часов до золочения. Тут самое важное — угадать толщину слоя: мало лака — золотая пластинка не приклеится, чуть переборщил — разлезется. Приклеенное сусальное золото разравнивают кусочком ваты и им же шлифуют. Швы разглядеть невозможно. При золочении есть и отходы производства — крошечные кусочки фольги часто отрываются. Их скатывают в шарики и вместе с ватой, к которой они приклеились, складывают в обыкновенные полиэтиленовые пакеты, а потом отправляют — на специальные перерабатывающие предприятия, которые есть в Москве и в Германии.

Покрытие сусальным золотом не самый дешевый способ золочения. Современная методика электрохимического напыления куда экономнее и выполняется быстрее. Но украинские реставраторы решили от нее отказаться, и вот почему. В Москве таким способом покрыли купола храма Христа Спасителя. Россиян поджимали сроки, времени на ручную работу не было. В результате уже спустя несколько месяцев золотое покрытие почернело. Теперь его придется переделывать. Технология сусального золота надежнее. Срок гарантии, закрепленный техническими нормативами, 25 лет. Но мастера «Укрреставрации» утверждают, что драгоценное покрытие продержится как минимум вдвое дольше. Его самые большие враги кислотные дожди в Киеве идут нечасто, а с голубями, которые также имеют привычку оставлять на блестящих куполах свои «метки», борются посредством конструкторских новшеств — кресты для Успенского собора лавры изготовили так, чтобы птицам было неудобно на них садиться.

ЖЕНСКАЯ РАБОТА

В бригаде реставраторов-позолотчиков, которые работали на куполах Успенского собора, 6 человек. Среди них лишь один юноша — ученик, опытные же мастера — женщины. В руководстве «Укрреставрации» объясняют, что тонкие женские пальцы лучше приспособлены для работы со столь нежным материалом, как сусальное золото. Женщины более аккуратны, усидчивы, внимательны и терпеливы. Сами позолотчицы отшучиваются: мол, мужчины переложили на их плечи самую вредную работу. Действительно, в замкнутом тепляке им приходится вдыхать пары свинца, соединениями которого покрывают купола. Рабочий день начинается в восемь утра и длится до девяти-десяти вечера. Выходных нет, ведь технология золочения непрерывная: сегодня нанесли лак, завтра наклеили золотую фольгу и покрыли лаком следующий участок. И так 3—4 недели подряд. Работа-то сезонная. Но киевские позолотчицы не жалуются. Они привыкли каждый день по почти отвесным лестничкам взбираться к куполам. Высота 30—40 метров над землей их уже не пугает, а вид блестящего повсюду драгоценного металла не вызывает трепета: золото для реставратора — обычный строительный материал, как краска или лак. Чуть больше аккуратности, да и только. Друзьям и знакомым о своей золотой профессии мастерицы стараются не рассказывать и к украшениям из золота особой любви не питают по причине банального привыкания…

Но вот последний листочек сусального золота приклеен к куполу Успенского собора. Когда в следующий раз выпадет золотить церковную «маковку» — реставраторы не знают, ведь появления новых храмов со столь богатым оформлением в ближайшее время не предвидится. Поэтому позолотчицы готовятся спуститься поближе к земле и переключиться на золочение иконостасов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно