Скульптор Анатолий Кущ: "Грядущее обновление Майдана — преступление против нашей истории"

3 июля, 2015, 00:00 Распечатать

Уже известны итоги международного открытого конкурса " Територія гідності " — на лучшую концепцию обновленного пространства центра Киева и мемориализацию событий Революции Достоинства.  В эксклюзивном интервью ZN.UA своя версия и свой взгляд на "застывшую музыку" скульптора Анатолия Куща, который утверждает, что возможное обновление Майдана — удар по украинской истории и попрание национальных ценностей.

 

Уже известны итоги международного открытого конкурса "Територія гідності" — на лучшую концепцию обновленного пространства центра Киева и мемориализацию событий Революции Достоинства. Эти итоги и вызывают полярные мнения. В частности, в профессиональной среде есть вопросы к тайваньскому проекту — победителю в номинации "Громадянський простір Майдану". Проект предполагает создание в сердце Киева зеленой зоны, что повлечет за собой очередную "перестройку" и "переоценку". 

Эмоциональный и принципиальный критик этого и других проектов (в рамках "Території гідності") — известный украинский скульптор Анатолий Кущ. Именно его монумент Независимости и архангел Михаил находятся в самом центре столицы. Несмотря на то, что в конкурсе "Територія гідності" участвовало 149 проектов из разных стран мира, конкурсный проект г-на Куща жюри рассматривать отказалось. После чего началась судебная эпопея: скульптор оспаривает итоги конкурса. 

В эксклюзивном интервью ZN.UA своя версия и свой взгляд на "застывшую музыку" скульптора Анатолия Куща, который утверждает, что возможное обновление Майдана — удар по украинской истории и попрание национальных ценностей.

— Анатолий Васильевич, почему ваш проект реконструкции Майдана все-таки сняли с конкурса? В этом нет логики. Ведь именно вы — создатель монумента Независимости на том же Майдане. Какие причины — объективные или корпоративные? 

— Все это сделано незаконно. Я не нарушил ни одного условия конкурса "Територія гідності". Причина только в том, что постоянно критикую Департамент градостроительства и архитектуры и его руководителя Сергея Целовальника. За что? За вандализм по отношению к исторической части Киева. 

Несмотря на то, что я автор нынешнего облика Майдана, к моему мнению не прислушиваются… 

Да, я подал в суд — не согласен с тем, что меня лишили возможности участвовать в конкурсе. Суд принял решение в мою пользу, обязав комиссию рассмотреть мой проект реконструкции Майдана вместе с остальными.

Решение суда было вынесено до того, как конкурс завершился. Но несмотря на это, мой проект не был представлен общественности вместе с остальными…

— Предложенный вами проект дополняет существующий ансамбль Майдана. Но ведь подобную картину площади могли бы видеть даже сегодня, ведь изначально планировали возвести за стелой Музей государственности с колоннадой.

— История нынешнего Майдана началась еще в 1995 году, когда был объявлен конкурс на реконструкцию площади. Продолжался он пять лет. В итоге два моих проекта получили первую и третью премии — более чистую победу трудно представить. Вторую премию присудили проекту, изюминка которого заключалась в создании на Майдане музея государственности. Почти в приказном порядке наши идеи объединили. За основу был взят мой проект, который получил первую премию. Колоннада за так называемой стелой должна была стать фасадом, а между колоннами должны были быть установлены фигуры деятелей эпохи Киевской Руси, казачества, УНР.

По бокам портика должны находится масштабные рельефы с портретами духовных державотворцев — начиная от Нестора Летописца заканчивая Василем Стусом и Вячеславом Черноволом. 

Украинскую историю за последние двести с лишним лет обокрали. Поэтому идея рельефа — вернуть наши историю, гениев и героев.

И сегодня Украина продолжает больше терять, чем возвращать или накапливать. 

Продолжается планомерное уничтожение памятников, которые хранят историю и культуру Украины. Все помнят, как строительная компания, которую, по некоторым версиям, связывают с высокопоставленными чиновниками, хотела строить на Андреевском спуске огромный торговый центр. Ради этого разрушали "украинский Монмартр"? 

Кроме того, никто не доходил до такой наглости, чтобы попытаться разрушить Софию Киевскую. А ведь и это происходит. 

Даже ЮНЕСКО обращалось к киевским властям с просьбой прекратить вандализм. Но застройка вокруг Софии продолжается, отчего рухнула одна из опорных стен. И все потому, что у этих деятелей в глазах ничего кроме денег нет.

Нынешний главный архитектор приехал в Киев из Севастополя. И теперь этот инструктор севастопольского обкома КПУ показывает, "как надо" поступать с национальными святынями Украины. За ним нет ни одного шедевра. И при этом поднимается рука разрушать то, до чего ему еще очень долго расти. 

Мои памятники — в Америке, в Европе. А у этого "архитектора" — хоть где-нибудь что-нибудь установлено? Нет! При этом он властной рукой дает указания убрать те или иные культурные ценности.

Я представляю, если бы сейчас вот такой "архитектор" появился, например, в Париже и сказал, что императорскую колонну на Вандомской площади нужно убрать и на этом месте посадить садик, потому что там не хватает деревьев. А перед входом в сад установить табличку "В память о великом Наполеоне". За подобное его бы сразу в психушку. А у нас — пожалуйста, все можно.

— Но ведь в составе жюри, которое выбирало проект реконструкции Майдана, были архитекторы.

— Ни один из них не сделал в своей карьере ни одного монументального проекта или памятника! Все они, прежде всего, строители. А это совершенно иная специализация. Возведение памятников — компетенция не градостроительного совета, а Министерства культуры, представители которого не участвовали в жюри. А ведь должны были быть привлечены и представители Академии искусств, и историки, и художники. 

Реконструкция площади — на века. А получается, что судьбу украинской истории решают пять человек, члены жюри с достаточно сомнительным опытом за плечами.

— В профессиональной среде есть мнение, что ваш проект реконструкции Майдана был чрезвычайно похож на площадь Героев в Будапеште. Именно поэтому в ходе строительства колоннаду с выдающимися деятелями нашей истории заменили на стеклянную стену.

— Эти рассказы исходят от "архитекторов", понастроивших вокруг Софии Киевской современные отели...

Касательно того, что мой проект напоминает памятник в Будапеште, то это классический принцип: колоннада, в которой стоит ряд скульптур и высокая стела в центре. 

Вспомните Мавзолей в Галикарнасе (пятое чудо света. — А.Ф.) или Дворец Виктора Эммануила в Риме. По такому принципу построены ансамбли в Мадриде, Дюссельдорфе, Астане. 

В течение ХХ века Майдан перестраивался едва ли не каждые 20 лет. И сейчас рискуем продолжить эту "традицию".

Как только меняется политическая формация и приходит новый главный архитектор, сразу поднимается вопрос о том, чтобы перестроить главную площадь страны!

Когда в 2000-м начали реконструкцию площади, я верил, что фиксируем историю Украины в вечных материалах: в камне, в бронзе. И даем понять, что мы — не второстепенные, у нас древняя история. Своим проектом надеялся поставить точку в нескончаемых реконструкциях Майдана. 

Вдруг оказалось, что власти начали перестраивать площадь ради того, чтобы сделать еще один базар…

— Торговые площади в результате новой реконструкции исчезнуть не должны?

— Нет, конечно. Современная реконструкция затеяна для того, чтобы освободить Майдан от монумента и настроить там новых кафе. 

В какой еще европейской столице на центральной площади находится "базар"?

Причина здесь в огромных деньгах... Когда начинали реконструкцию Майдана в 2000 году, по очереди появились Оранта-Украина и скульптурная композиция основателям Киева. А когда дошла очередь до строительства фасада самого музея, вдруг ни с того ни с сего прекратилось финансирование! Тогда и начали рассказывать, что возникли вопросы и к самому проекту музея. 

Так что готовые помещения музея быстро передали под торговые площади. То есть, как только были готовы помещения, финансирование реконструкции Майдана сразу же прекратили.

— А Лядские ворота?

— То, что их раскопали — хорошо. Но надо было просто расчистить их фундамент и застеклить. Изначально архангела Михаила мы с архитектором Александром Комаровским планировали поставить на купол "Глобуса". Тогда бы, если стать за "Глобусом" и посмотреть через всю площадь на Оранту, возникал бы эффект, что архангел возносит ее на своих крыльях. А когда его переместили на Лядские ворота, этот эффект был утрачен. Вот, видите, защитник Киева хоть и охранял вход в старый город, а нечисть все-таки проползла в Киев, как хан Батый. 

И сейчас та же ситуация: под прикрытием святой идеи увековечивания Небесной сотни и погибших на Востоке снова хотят уничтожить памятники, которые во всем мире ассоциируются с Революцией Достоинства, а вместо них настроить новых рынков.

— Тайванский проект, который победил в конкурсе реконструкции Майдана, предполагает максимальную расчистку главной площади столицы. И со временем это, наверняка, выльется в очередную ее реконструкцию?

— Можете даже не сомневаться. Сейчас планируется расчистка Майдана, чтобы со временем сказать, что на этом месте нет ничего исторического и нужно снова провести реконструкцию... 

Под прикрытием разговоров о патриотизме происходит разрушение базовых ценностей страны. Ибо нет воплощения нашей истории — в вечных материалах. 

Например, в истории Италии был эпизод, когда страна объединилась после наполеоновских войн. В Италии в тот момент была неимоверная нищета. Но несмотря на это они начали строительство огромного дворца Эммануила, который по размеру больше Капитолийского холма. Строился дворец из белого мрамора, и в нем было огромное количество скульптур. Все это создавалось потому, что народ ценил свободу и государственность, олицетворением которых стал дворец. То есть когда государство хочет строить себя как цельное и большое, столь важные события увековечиваются.

Я много раз участвовал в международных конкурсах. Но никогда в жюри конкурсов такой высокой государственной важности, как центральная площадь страны, не привлекались малоизвестные люди, не имеющие достаточного опыта в монументальном искусстве. К тому же из отдаленных стран. 

Ведь они совершенно не знают нашей истории. У них в душе никогда не горело ничего "нашего". Они мыслят по-другому и имеют иные ценности.

— Особый акцент в конкурсе "Територія гідності" сделан на финансах. Из госбюджета не планируют выделять деньги на строительство. А финансирование хотят привлечь за счет спонсоров и пожертвований. Возможно ли собрать огромную сумму на реконструкцию всей центральной площади только за счет пожертвований?

— Почему же? Реконструировать Майдан нужно именно за счет людей, если под ним столько торговых площадок?

Строительство собора Святого семейства в Барселоне проходит за счет пожертвований. Работа над ним началась еще в конце ХІХ века и продолжается по сей день. Но люди со всего мира едут посмотреть на недострой. Потому что его автор — Гауди. Главное — построить нечто настоящее. В таких проектах нельзя спешить. 

А когда говорят, что посадить на Майдане деревья — хорошо для "озеленения" города, так лучше бы не уничтожали скверы и парки, на месте которых в столице повально строятся высотки.

— Вопрос к вам как автору мемориальной доски Булгакову на доме, где жил писатель: можно ли говорить, что Киев из-за своеволия застройщиков становится "нехорошей квартирой"?

— Многие Шариковы сейчас выкрикивают европейские лозунги. Когда говорят, что нужно убрать памятники и рассадить деревья на центральной площади страны — это и есть "совок", один из главных принципов которого: забыть национальную историю.

В нашей культуре заложено поклонение не "деревьям", а конкретным знаковым образам. Человек, который захочет возложить цветы другу, погибшему на Майдане, не будет стоять перед деревом, — ему нужен более конкретный образ.

Киевский конкурс проекта памятника Небесной сотни — это вообще фикция. Это сделано, чтобы продолжить уничтожение центра столицы... 

— Правда, что в планах городских властей убрать и ваш монумент основателям Киева?

— Эта композиция является начальной, заглавной в монументе независимости Украины. С нее начинается история Украины-Руси. Кий, Щек, Хорив и Лыбидь — начало нашей государственности. 

Нестор Летописец говорил: "И рече Кий — здесь быть граду Киеву и град постал". Однако я усматриваю в этом сюжете более глубокий смысл. Такого имени как Кий никогда не было и не могло быть. "Кий" — правящий жезл. Поэтому Кий здесь символизирует правящее славянское племя полян, брат Щек — чехов, Хорив — хорватов, а Лыбидь — праматерь Ладу, которой все поклонялись. Это символ того, что наша государственность основывается на единстве больших славянских племен. 

— Когда вы открывали этот монумент, некоторые восприняли его как вызов памятнику основателям Киева, стоящему на столичной набережной.

— В монументе моего учителя Василия Бородая они — на ладье. Но это противоречит не только истории, но и основным нашим ценностям. Основатели Киева изображены как приплывшие на эти земли откуда-то. Но мы ниоткуда не приходили. Мы всегда здесь жили и своими руками все создали. В моем памятнике основатели Киева стоят на холмах города. 

В этой композиции отражено представление наших предков о четырех стихиях, являющихся основой нашего мироздания. Если подойдете к памятнику, увидите, что у старшего брата на одежде символы огня. Ведь верховным богом в те времена был Сварог — бог огня. У Щека в руках плуг — символ земли. Хорив держит рог изобилия и лук — символы воздуха. А Лыбидь — конечно же, вода. И если снимут памятник, тем самым подыграют легенде, навязанной советскими российскими историками, исказившими факты и утверждавшими, что нас на наших землях никогда не было и приплыли мы непонятно откуда.

Я хочу, чтобы монумент независимости вернул нашу историю, насчитывающую не одно тысячелетие, и пробудил в нас гордость и патриотизм, а у приезжих — уважение и восхищение. 

— В 80-х вы работали над художественным оформлением киевской станции метро "Театральная". Как относитесь к идее полностью освободить киевское метро от прежней символики?

— Фрески Степана Кириченко на станции метро "Палац Украина" хоть и коробят душу идеологией, но уничтожать их не стоит. Это, несомненно, музейная работа. И совсем несложно ее демонтировать и переместить в музей. Фрески древнего Египта ведь переносили.

Многие работы в киевском метро можно поправить.

Я против повального уничтожения всего и вся. Хотя памятников "вождизму" было около 700 только в Киеве. И это дебилизм неимоверный. Еще в 1990 году я говорил, что эти памятники надо демонтировать, свезти на ВДНХ и устроить аллею вождей, чтобы было видно, насколько все это смешно.

Когда-то создать Ленина для столичного метро меня заставили обманным путем. После того как окончил эту работу, мне говорили, что сделал бездарный портрет. Если посмотреть издалека, у Ленина опухоль мозга (что соответствовало истине). А когда подходишь ближе, он — милашка. Я не мог любить Ленина, потому что видел, как советская власть обдирала и уничтожала людей.

— "Ленинопад" ведь начался еще в начале 90-х, когда Украина обрела независимость... 

— Многие провинции на месте Ленина устанавливали Тараса Шевченко. Но в большинстве случаев выполнялись эти образы местными мастерами. Так что о качестве в таком случае не всегда можно говорить. Мне это напоминает ситуацию, когда в 1917 году в Санкт-Петербурге появилось множество гипсовых памятников Марксу, Энгельсу и другим идеологам революции. Но прошло немного времени, и все они исчезли. Хорошие памятники не делаются за пять секунд. Это годы, а то и десятилетия.

— Все спешат к определенной дате?

— Обратите внимание на интересную вещь: в нынешнем конкурсе на реконструкцию Майдана значится, что все должно быть сделано "за три месяца". 

Но я поставил много памятников и знаю, как долго движутся бюрократические вопросы. Каждый документ готовится по полгода. Это говорит о том, что снести все и высадить деревья, наверняка, планировалось заранее…

Из досье:

Анатолий Кущ — украинский скульптор, народный художник Украины. В 1972-м окончил Киевский государственный художественный институт. В творческом багаже Анатолия Куща — много памятников и монументально-декоративных композиций. Среди них: памятник жертвам Голодомора в Украине (США), памятник Богдану Хмельницкому (США), монумент Независимости Украины, цикл памятников "Пути Тараса", памятник Тарасу Шевченко (Варшава). 

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 9
  • igor_S igor_S 7 липня, 12:28 ЧОМУ ПРОВАЛИВСЯ КОНКУРС «ТЕРИТОРІЯ ГІДНОСТІ» http://www.ukrinform.ua/ukr/news/2068369 https://www.youtube.com/watch?t=4000&v=rHqXpAAmdQ8 З повагою. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться BRISTON BRISTON 8 липня, 06:35 Передивився усі проекти, і враження склалось жахливе. Говним чином від української сторони, яка оголошувала конкурс і викладала його умови: ні, це навіть до "грязі Москви" не дотягує, це якесь папуасство! Такі проекти мають виконувати тільки українські зодчі, які відчувають свою культуру, традиції і знають історію... Один проект болота замість Хрещатика чого вартує! Повна безграмотність і ось чому: болото не влаштовують на плато, яке має круті схили до річки через небезпеку інфільрації. Якщо таке станеться, усе посуне в Дніпро. Саме через це не можна порушувати цілик на Європейській площі під будівництво, наприклад, підземного гаража, з проектом якого носились у сві согласен 0 не согласен 0 Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно