ШАПОЧНОЕ ЗНАКОМСТВО

15 ноября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №44, 15 ноября-22 ноября

«Украинская театральная платформа» — так называлось мероприятие, проходившее в Киеве—Харькове ...

Украинский театр с надеждой смотрит на Запад
Украинский театр с надеждой смотрит на Запад

«Украинская театральная платформа» — так называлось мероприятие, проходившее в Киеве—Харькове с 1 по 4 ноября и представлявшее собой смотр работ молодых украинских режиссеров, устроенный для «гостей» — известных европейских и российских театральных деятелей. Дмитрию Богомазову с помощью Французского культурного центра и французской же Ассоциации поддержки художественной деятельности (AFAA) удалось зазвать в Киев видных «варягов»: Натали Вимьо — руководителя программы «Tеорема» Авиньонского международного театрального фестиваля, Инес да Сильва, представляющую Французскую ассоциацию поддержки художественной деятельности, Ренату Скант (Фестиваль европейского театра в Гренобле), Натали Пусе (Театр Мануфактуры — Нанси), Джорджио Дженари (Театро Дуэ — Парма), Кристину Мейсснер — директора Международного театрального фестиваля «Диалог» (Польша) и Евгению Розанову — координатора программы «Узкий взгляд скифа» театра «Школа драматического искусства» А.Васильева.

«Варягам» продемонстрировали девять спектаклей: «Вишневый сад» Михаила Яремчука, «Карньоне» Аттилы Виднянского, «Каменный круг» Владислава Троицкого, «Трагикомедию о воскресении мертвых» Андрея Приходько, «Морфий» Дмитрия Богомазова, «Букварь мира» Александра Анурова, две постановки в жанре Танцтеатра Ларисы Венедиктовой и Руслана Баранова, а на закуску отвезли в Харьков, чтобы накормить жолдаковским «Гамлетом». Если от первых восьми спектаклей эксперты размякли и раздобрели, то «Гамлет» порядком взвинтил им нервы. А напоследок Французский культурный центр устроил пресс-конференцию, от которой украинская сторона ожидала не столько «путевых впечатлений» экспертов, сколько конкретных результатов смотра. Все-таки гости приехали влиятельные: координаторы крупных европейских театральных фестивалей и программ, руководители театров… Казалось, что не просто так, ради шапочного знакомства, посетили они «таинственную» Украину, даже о географическом расположении которой имели до поездки туманное представление. Украинская сторона с трепетом предвкушала совместные театральные проекты, приглашения на Авиньонский международный театральный фестиваль, польский «Диалог» и Гренобльский фестиваль европейского театра.

Хотя на первой, предшествовавшей «Украинской театральной платформе», пресс-конференции журналистов осторожно предупредили (дабы отбить вкус к надеждам!), что дело ограничится только знакомством, а не экспортом наиболее понравившихся экспертам спектаклей в Европу и Россию, в пустое и бесперспективное знакомство верилось с трудом. Эксперты ведь люди известные и серьезные, приехали в Украину не за салонными разговорами о погоде! Ведь даже на конференции, посвященной современной драматургии и проходившей в октябре в Британском совете, украинская сторона умудрилась договориться с английской о весьма практических перспективах, а тут, на «Платформе», возможностей для кулуарных переговоров было гораздо больше. Но, увы, не договорились. «Наши впечатления должны отстояться, — сказала на заключительной пресс-конференции Натали Вимьо. — Главное — двери открыты…» «Знакомство — это только начало отношений», — заверил Дмитрий Богомазов.

Пусть так, но тогда у «знакомства» должно быть оперативное продолжение. Однако на итоговой пресс-конференции ни о каком «оперативном продолжении» речь не шла. Все конкретные вопросы собравшихся журналистов, касавшиеся возможного показа хотя бы одного из девяти представленных спектаклей на Авиньонском или Гренобльском фестивале или «наводящие» — о «смотрибельности» продемонстрированных украинских спектаклей в Европе, деликатно отводились экспертами. Только Джорджио Дженари намекнул, что «в ближайшее время намерен что-то сделать — возможно, совместный проект», но на этом его откровенность закончилась. Зато все эксперты были единодушны в том, что они прекрасно провели время и были в Украине как на каникулах. Конечно, такие заявления не могли утешить украинскую сторону, уповавшую хоть на какие-то конкретные результаты фестиваля.

«Каждый из нас увезет свои впечатления. Главный результат «Украинской театральной платформы» состоит в том, что мы можем говорить об Украине со своими коллегами и друзьями, многие из которых не знают, где расположена Украина, думают, что в Африке», — резюмировал итоги мероприятия Джорджио Дженари. Да, Украина для Европы — terra incognita, но для того, чтобы убедиться в ее неафриканском расположении, едва ли стоило устраивать фестиваль. К тому же, на мой взгляд, деликатное молчание экспертов объясняется не их первым, и потому — поверхностным, знакомством с украинским театром, а тем, что продемонстрированные спектакли показались гостям несовременными. Общее мнение резюмировала Натали Вимьо. «В нашей стране существует озабоченность настоящим моментом, — сказала г-жа Вимьо. — Даже если спектакль не политический, не социальный, он все равно должен затрагивать современный спектр проблем. А у вас — все фольклор, «старина»…».

Действительно, многие из показанных экспертам спектаклей (например, фольклорная опера Владислава Троицкого «Каменный круг» и «Карньоне» Аттилы Виднянского — постановка по пьесе Михайля Витеза Чоконаи, венгерского поэта и драматурга XVII ст.) были пропитаны архаикой, но эта связь с глубинными фольклорными традициями — скорее, достоинство, чем недостаток. Поэтому брошенная г-жой Вимьо снисходительная фраза вызвала на пресс-конференции взрыв негодования. Владислав Троицкий заявил, что фольклор — это не архаика, а чрезвычайно актуальная тема, Дмитрий Богомазов расписался в своем неверии в государство и, стало быть, в снисходительном отношении к политизированным спектаклям, — в общем, дискуссия свелась к несходству мировоззрений экспертов и украинской стороны.

Тем не менее знакомство состоялось. Шапочное, правда. Остается надеяться, что несходство мировоззрений не помешает его продолжению.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно