Севастопольский сеанс. Кшиштоф Занусси впервые открыл для себя «остров» Крым

31 июля, 2009, 13:34 Распечатать

Преодолев финансовые неурядицы, к удивлению многих Севастополь недавно вновь закружился в вальсе — кинематографическом.

Преодолев финансовые неурядицы, к удивлению многих Севастополь недавно вновь закружился в вальсе — кинематографическом. V Севастопольский международный кинофестиваль все-таки состоялся. Несмотря на то что до этого стратегически важного города властям страны от культуры по-прежнему нет дела. Кое-кому, очевидно, выгодно позиционировать этот город не как культурный центр, а как очаг политической напряженности. Фаворитами скромного, но профессионального севастопольского киносмотра стали лента «Дикое поле» (режиссер Михаил Калатозишвили), актеры Мики Манойлович («Мир велик…») и Мадлен Джабраилова («Плюс один»). Напомню, что на этом фестивале главные судьи — народное жюри.

Пять лет и пять фестивальных дней… За пять лет этот форум уже заслужил определенную репутацию у серьезных профессионалов из мира кино. Иначе бы и не гостили здесь некоторые серьезные мастера. У истоков феста стояли россияне. Позже к форуму подключился Богдан Ступка, на втором году ставший его президентом. А затем актер ушел в «свободное плавание», посматривая за своим детищем с берега. Главными фигурами севастопольского киномарафона были в разное время и Василий Аксенов, и Александр Прошкин. Сначала фестиваль назывался «Остров Крым». Но это не понравилось начитанным местным властям, которые «уточнили», мол, Крым все-таки полуостров… В нынешнем году главной звездой севастопольских киноманевров стал Кшиштоф Занусси. Польский режиссер любит Украину. Его последний фильм «Сердце на ладони» создавался в копродукции с нашей страной, а Ступка получил в Риме престижный приз за лучшую мужскую роль именно в этой ленте.

Занусси провел на фестивале свой мастер-класс. Он демонстрировал начинающим кинематографистам отрывки из своих фильмов, попутно делился секретами мастерства. Мэтр признал, что у него, оказывается, было и немало «неуспехов»: «Меня могут не понять в одной стране, зато понять в другой. Важно найти свою публику. Я всегда пробую рассказывать то, что лежит у меня на сердце. И очень уважаю энтузиастов. Вот в Севастополе мне удалось посмотреть некоторые короткометражки студентов университета имени Карпенко-Карого. Что ж, эти любительские фильмы такие, какими они и должны быть». Режиссеру достался приз под названием «Гори, гори, моя звезда» — за вклад в кинематограф. Кшиштоф Занусси сказал, что ему было приятно посетить севастопольский фестиваль еще и потому, что это был отличный повод впервые увидеть Крым. Ведь это сплошная съемочная площадка, важно лишь найти деньги.

Фестивальные дни отличались интересной программой. И главное: вход на все фестивальные сеансы бесплатный. Поэтому севастопольцы и гости города частенько отдавали предпочтение именно кинотеатрам «Победа» и «Москва», где проходили киносеансы, а не пляжам.

К тому же в Севастополь в этом году пожаловали многие успешные украинские, российские, болгарские и польские кинопрофи — Александр Миндадзе, Наталья Бондарчук, Оксана Бычкова, Стефан Китанов, Александр Морфов, Роман Ширман, Валерий Ямбурский, Георгий Делиев, Борис Барский.

Фильмом-открытием севастопольской киносиесты стала уже нашумевшая новая лента Киры Муратовой «Мелодия для шарманки». Фильм талантлив и… неоднозначен, как и взгляд на мир самой Киры Георгиевны. «Мелодия» отмечена специальным призом Севастопольской госадминистрации.

Как известно, особенность севастопольского киносмотра в том, что, как и в Риме (на тамошнем фестивале), фаворитов определяет только так называемое народное жюри, состоящее из людей разных профессий. Председатель — Татьяна Шкарина.

В конкурсную программу фестиваля вошло пять российских картин («Миннесота» Андрея Прошкина, «Чудо» Александра Прошкина, «Плюс один» Оксаны Бычковой, «Гоголь. Ближайший» Натальи Бондарчук и «Дикое поле» Михаила Калатозишвили), четыре украинских («Райские птицы» Романа Балаяна, «День побежденных» Валерия Ямбурского, «Однажды я проснусь» Марины Кондратьевой, «Лас менинас» Игоря Подольчака) и два болгарских фильма («Мир велик и спасение поджидает за углом» Стефана Командарева и «Портнихи» Людмила Тодорова).

Видимо, народные судьи решили не отставать от своих профессиональных коллег, поэтому и наградили «от всей души» «Дикое поле» Михаила Калатозишвили (интервью с режиссером в «ЗН» № 13 от 13 апреля 2009-го). У ленты уже целый сонм призов. В том числе и одна награда Венецианского кинофестиваля.

Севастопольское жюри заслуженно выделило Мадлен Джабраилову призом за лучшую женскую роль в картине Оксаны Бычковой «Плюс один». Зрители в кинотеатрах восторгались этой работой молодого режиссера, которая прежде прославилась молодежным фильмом «Питер FM». «Плюс один» — история любви мужчины-кукольника и женщины-переводчицы. Тридцатилетняя Маша погружена в работу над переводом серьезного произведения. Живет замкнуто. Однажды ей предлагают поработать переводчиком у иностранца-кукловода, который приезжает в Москву вести семинары для кукольного шоу. Так Маша знакомится с Томом Гринвудом. Эта встреча изменяет их судьбу. Хотя будущего нет. Так как Том (английский актер Джетро Скиннер) — взрослый ребенок, артист и провокатор, своего рода человек-розыгрыш. Том постоянно провоцирует Машу, ставя в непривычные, неловкие для нее ситуации, заставляя открыться навстречу миру. Он не боится жить легко и счастливо. Поэтому Маша удивлена, когда однажды застает его другим — печальным, серьезным, растерянным...

Приз за лучшую мужскую роль в Севастополе снискал болгарин Мики Манойлович за фильм с длинным названием «Мир велик и спасение поджидает за углом» по одноименному роману Ильи Троянова. Показ ленты в будничный день в три часа дня не смутил отдыхающую публику, зал был переполнен. К слову, в Болгарии прокат этого фильма растянулся во времени и продлился более сорока недель. Несомненно, что на фоне повсеместной мрачной чернухи людям не хватает добрых историй, наподобие этой — об эмигрировавших в Германию семье болгар. Они попадают в автокатастрофу, выживает лишь сын. У парня амнезия, и чтобы помочь ему вспомнить прошлое, к нему из Болгарии приезжает дед. Они совершают велопоездку по Европе, в ходе которой к молодому человеку возвращается память о нелегком прошлом семьи и своей страны.

В Севастополе побывал продюсер картины «Мир велик…» Стефан Китанов (он же и директор Международного кинофестиваля в Софии). «Интересно посмотреть на Черное море с другой стороны, — шутит Стефан. — Здесь я открыл для себя Балаклаву! Радует, что люди пришли на нашу картину, а не поехали отдыхать в это чудное место. Перед показом мы волновались, но реакция публики очень хорошая».

Болгарское кино в последнее время заметно выходит на новый виток. Секрет прост — тамошний закон о кинематографии плюс поддержка государства плюс ставка на творчески активные кадры. Потому и доверие к отечественному кино вернулось.

Событием стала и премьера в Севастополе болгарского четырехсерийного телефильма «Изгнанники» (по роману Ивана Вазова). Это первый кинематографический опыт театрального режиссера Александра Морфова (он осуществляет постановки на сцене московских театров «Ленком» и Et Cetera).

Показали на фестивале и новую картину Андрея Прошкина «Миннесота», где снялись Сергей Горобченко, Антон Пампушный, Анна Уколова, Алексей Шевченков. Сценарий фильма написан четыре года назад Александром Миндадзе. Это история двух братьев — хоккеистов провинциальной команды. Одному из них предлагают контракт в Америке, но он отказывается ехать без брата. На сложных взаимоотношениях братьев, мечтающих вырваться из тягучей провинциальной жизни, и строится психологическая драма…

Миндадзе также поделился своими ближайшими планами:

— У меня есть интересная тема, которая, надеюсь, дойдет до съемок. Эта история начинается в субботу 26 апреля 1986 года в городе Припять. Человек узнает, что ночью случилась авария и бежит спасать друзей. Но все они остаются в этом городе…

Приз оргкомитета фестиваля получила и Наталья Бондарчук, представившая картину «Гоголь. Ближайший». Этой лентой Наталья Сергеевна завершает свою трилогию о великих. Как известно, первые две картины были посвящены Пушкину и Лермонтову.

Фильм о Гоголе снимали в Москве и Полтавской области — в музее-заповеднике в селе Гоголево и в Великих Сорочинцах. Масштабные съемки по причине кризиса пришлось перенести в Киев на студию Довженко. Киностудия бесплатно предоставила павильоны, а актеры даже отказались от гонораров.

Смысл названия фильма «Гоголь. Ближайший» связан с картиной Александра Иванова «Явление Христа народу». Известно, что одного из персонажей картины — ближе всех стоящего возле Христа — Иванов писал именно с Гоголя. Создатели фильма показали трудный путь гениального писателя к познанию Бога. К слову, на фестивале в Липецке «Гоголь. Ближайший» получил первое место и главный приз — золотую статуэтку «Витязя».

Относительно украинской программы: приз Национального союза кинематографистов Украины — «За верность традициям отечественного киноискусства» — ожидаемо присужден Роману Балаяну за «Райских птиц».

А картина в стиле «кустуровщины» — «День побежденных» — молодого режиссера Валерия Ямбурского получила приз Севастопольского городского совета.

Есть ли у этого фестиваля будущее? Программный директор феста Лиза Антонова на этот вопрос ответила так:

«Есть ли будущее? Что вам сказать… На этот раз удалось найти минимальные деньги. Но даже несмотря на очевидное отсутствие финансов, интересная программа компенсировала так называемые развлекательные мероприятия. Главный наш принцип — хорошее кино. А оно есть! И Севастопольский фестиваль его регулярно показывает».

А вот есть ли будущее (у фестиваля) — будущее и покажет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно