СЕКРЕТ ЮНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ

1 октября, 1999, 00:00 Распечатать

Театр «Современник» явил себя миру на волне оттепели из недр дряхлеющего МХАТа. Сплотившись вокру...

Театр «Современник» явил себя миру на волне оттепели из недр дряхлеющего МХАТа. Сплотившись вокруг Олега Ефремова, коллектив показал яркий пример забытой в сталинские годы студийности и романтического коллективизма. И, как всякое мощное явление, тут же приобрел ярых поклонников и не менее ярых неприятелей. Неробкий росток театральной оттепели был первоцветом. Это потом появилась любимовская Таганка и фанфарный захаровский Ленком, Театр у Никитских ворот и Студия на Юго-Западе.

«Современник» «прописался» на площади Маяковского, где зал Чайковского соседствовал с театром Моссовета, руководимым Юрием Завадским, и Театром Сатиры Валентина Плучека. Перебегая площадь из метро к театру, молодые актеры чуть притормаживали в толпе у памятника, где молодые поэты страстно читали свои новые стихи, а потом в переполненном зале публика, затаив дыхание, сопереживала героям «Вечно живых» Виктора Розова - первому программному спектаклю студийцев. Молодые Олег Ефремов и Галина Волчек, Олег Табаков и Лилия Толмачева, Евгений Евтигнеев и Людмила Иванова, Игорь Кваша и Михаил Казаков и все те, без кого немыслим сегодня наш театр, самозабвенно спорили в поисках новой театральной истины, деля поровну зарплату и неприятие официальной критики, бытовую неустроенность и радость будничных побед.

Они были первыми, истинными шестидесятниками в театре. Ночами в бесконечных очередях мерзли старые и молодые азартные театралы, чтобы достать билетик на очередной спектакль. Сегодня стало хорошим тоном скептически относиться к знаменитой трилогии, поставленной в 67-м, - «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики», но тогдашнюю живую реакцию зала никуда не денешь, как не сотрешь из памяти того зрителя совместное пение «Интернационала» в финале «Большевиков». Ведь все это было до 68-го, после которого свободное дыхание гуманного советского сообщества сбилось, захлебнувшись Пражской весной, и народ стал собираться в крохотных кухоньках, спасаясь в тихом диссидентском шепоте от наступающих холодов.

Позднее Олег Ефремов скажет: «От нас чего-то ждали, сейчас понимаю - нас прямо-таки подталкивали вперед и требовали, чтоб мы держались вместе. И каждый чувствовал душой, телом, локтем, нервами: я не один. Это важнейшее и драгоценное в театре чувство».

Потом случилась настоящая беда - и для театра, и для его неистового лидера Олега Ефремова. Он ушел во МХАТ, за ним- несколько ведущих артистов, но... не весь коллектив «Современника». Многие тогда предрекали неминуемую гибель театру-студии, вспоминая непреклонные законы взлета и падения. Но, отбросив личные амбиции, «Современник» сплотился ради общего дела, вспомнив студийный устав. Театром два года руководила коллегия. Директором был Олег Табаков, Галина Волчек отвечала за труппу, Игорь Кваша - за репертуар. Но существование театра без главного режиссера немыслимо, к тому же - тучей висит опасность номенклатурного назначения «со стороны». И тогда лидером стала умная, мужественная (что вряд ли является утешительным комплиментом для женщины) и по-женски мудрая - великолепная Галина Волчек. «Современник» пошел на второй виток славы, тем более ценный, что не всякий творческий коллектив на него способен, и доказал свое право на элитность существования в жестком театральном мире репертуаром, полным залом, триумфальными мировыми гастролями и пристальным интересом специалистов-театроведов.

В конце октября впервые театр почти в полном составе гастролирует в Киеве. В помещении театра им.Ивана Франко будут показаны четыре спектакля, в которых играют любимые и хорошо знакомые актеры - Марина Неелова и Игорь Кваша, Лия Ахеджакова и Валентин Гафт, Елена Яковлева и Авангард Леонтьев, всех не перечислить, лучше посмотреть «живьем».

В гастрольной афише «Вишневый сад» А.Чехова, который всегда интересен не новомодными режиссерскими изысками, а актерскими индивидуальными трактовками. Волчек актеров любит и умеет дать им на сцене разумный творческий простор в психологических рамках спектакля, сохранив при этом цельность коллективного действа.

Жуткое ГУЛАГовское время, разъятое миру Солженицыным в «Одном дне Ивана Денисовича», навсегда останется незаживающей раной нашей страны, открывая все новые свои черные грани в воспоминаниях очевидцев. В спектакле «Крутой маршрут» Е.Гинзбург, как и в одноименной книге, на первый план выходят человеческие чувства, умение оставаться людьми в экстремальных условиях страшного унижения и нивелировки человеческой личности.

Современную драматургию представляет спектакль по пьесе Н.Коляды «Мы едем, едем, едем», ярко окрашенный блестящим актерским дуэтом Елены Яковлевой и Лии Ахеджаковой.

Эстеты оценят окрашенный художником-постановщиком в розово-сиреневый туман «Пигмалион» Б.Шоу, где из замарашки-цветочницы Элизы Дулитл (Елена Яковлева) по-английски несдержанный профессор Хиггинс (Валентин Гафт) вылепит герцогиню.

Все спектакли не сегодня появились в репертуаре театра, но они свежи по своей сути, по принципу сохраненной, хоть и в новом качестве, студийности. Украинский зритель увидит их впервые и, думаю, получит истинное наслаждение от общения с «Современником» и его обитателями, как и зрители других городов и стран, включая непререкаемый театральный камертон - Бродвей, в которых гастроли проходили с триумфом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно