СЕКРЕТ КИЕВЛЯНКИ

Поделиться
О телесериале Елены Петровской Так совпало, что кинорежиссер Елена Петровская успела снять пять серий телевизионного игрового фильма «Спасибо за то, что ты есть» в канун 10-летней годовщины чернобыльской трагедии...

О телесериале Елены Петровской

Так совпало, что кинорежиссер Елена Петровская успела снять пять серий телевизионного игрового фильма «Спасибо за то, что ты есть» в канун 10-летней годовщины чернобыльской трагедии. Лирический сериал о киевлянах, живущих в постчернобыльскую эпоху, об их потерях и надеждах, готов к встрече со зрителями на телеэкранах Украины, России и Белоруссии. А пока мы будем смотреть первые пять серий, Елена Петровская начнет снимать остальные 25. Она принадлежит к тому бесстрашному типу женщин, которые все любят делать сами. Она и сценарист, и режиссер, и даже автор песен к собственному фильму. Еще она умеет водить машину и безошибочно подбирать актеров. Главную роль в фильме «Спасибо за то, что ты есть» играет Марина Могилевская. А как вам название картины? Вот вокруг этого «спасибо» да вокруг личности героини фильма и вертелся наш двухчасовой разговор с госпожой Петровской. Она приехала ко мне, разумеется, на собственном автомобиле, едва придя в себя после очередной аварии. По старой дружбе мы выпили по рюмке кагора за удачное завершение автодорожно-киношной эпопеи - и приступили к задушевному делу...

- Лена, сейчас все бросают снимать кино, а ты начинаешь. Тебе что, нравится плыть против течения?

- Просто пришло время, пробил мой час, не очень рано, наверное. Я не знаю, как ты относишься к таким вещам, но я - немного мистик. Вернее, лирик, романтик с мистическим уклоном. Не я пришла к фильму - он меня позвал.

- А почему тебя позвал именно телесериал, а не, скажем, малосерийный художественный кинофильм?

- Из чувства протеста, которое у меня возникло после «прилипания» основной массы зрителей к телевизорам во время мексиканских и индийских сериалов. Я считаю, что на нашем материале, с нашими актерами и героями, отечественному зрителю будет гораздо интереснее наблюдать за развитием сюжета. Я, конечно, имею в виду серьезного зрителя. Я понимаю, что краткость - сестра таланта, но коли сестры нет, приходится искать брата более удлиненного. Зная положение в нашем кинопрокате, я прекрасно понимаю, что если я сниму пленочный вариант игрового фильма, его не увидит никто, кроме моих друзей. А возможность снять телесериал - это уже шанс пробиться к зрителю. Здесь есть и определенная доля честолюбия - желание, чтоб о тебе узнали, в конце концов. Вернее, не о тебе, а о том, что ты хотел сказать. Для меня уже наступило время собирать, а не разбрасывать камни, уже хочется о чем-то поведать миру. Поэтому выбран такой многострадальный вариант сериала.

- Главная героиня Наташа, которую играет Марина Могилевская, похожа на тебя?

- В какой-то мере - это я. Но в то же время - не я... Мы с Мариной совершенно по-разному относимся к героине. Я в чем-то отождествляю себя с Наташей, а Марина всегда говорит о своей героине «она». А вообще Наташа вышла из-под контроля и начала жить своей жизнью еще в то время, когда я писала сценарий. Она стала вести себя совершенно непредсказуемо, просто нагло по отношению ко мне как к автору. Потом еще что-то свое привнесла в образ Наташи Марина. Получилось, что фильм задумывался одним, снимался другим, монтировался третьим, а после озвучки стал четвертым.

- А почему твоя Наташа - радиожурналистка? Почему не режиссер, не певица, не поэтесса? Ты ведь в чем-то отождествляешь ее с собой?

- Я считаю, что поэтесса - не профессия. Писать стихи и песни - больше, чем профессия, это - образ жизни. А журналистика - все-таки профессия. И уж если я решила делать сериал, то у меня было желание представить всеобъемлющую картину нашей жизни. А профессия журналиста дает возможность общаться с наиболее широким кругом людей, высказывать свои взгляды, иметь определенную точку зрения. Более того, журналист - человек, который может диктовать какие-то правила игры.

- И ты хотела эмоции и мысли Наташи передать через ее профессию?

- Ни в коем случае. Ты - одна из немногих, кто уже посмотрел первые 5 серий, и если ты заметила, там достаточно мало обращений к профессии. Мне наиболее важно то, что происходит во внутреннем мире героини.

- А что заинтересовало Россию и Белоруссию в таком чисто киевском фильме?

- Ты помнишь, там есть сюжетная линия, которая касается чернобыльской тематики? Это, собственно говоря, и заинтересовало Россию и Белоруссию. Но для меня гораздо важнее в картине внутренние чернобыли, которые взрываются в наших душах.

- И что помогает твоим героям выжить после такой катастрофы?

- Любовь. Вот мы сейчас жалуемся на нехватку денег и прочих материальных благ, а больше всего нам не хватает любви, в самом широком смысле. Не хватает любви у нашего руководства к своему народу, любви народа к своей стране и, самое основное, любви друг к другу. Мы разучились любить и начали заниматься любовью. Мы потеряли степень искренности и доверия друг к другу. Но теряя это в себе, я пытаюсь в своей героине сохранить желание, возможность, умение любить. Почему фильм называется «Спасибо за то, что ты есть»? Потому что для меня высшая степень любви заключается в таком отношении к близкому человеку. Во время работы мы в съемочной группе часто говорили друг другу эти слова.

- А в твоей реальной жизни есть человек, которому ты говоришь: «Спасибо за то, что ты есть»?

- Конечно. Хотя наш образ жизни заставляет забывать об этом чувстве, отстраняться от него. Но я в себе сознательно культивирую, взращиваю, поливаю это деревце. Ты же знаешь, только этим и живет творческий человек.

- Твой фильм я бы назвала лирической исповедью. Он посвящается какому-то конкретному человеку?

- Да. Во всяком случае, когда он задумывался, он посвящался конкретному человеку. Но потом я шутя перефразировала Сильву Капутикян: «Меня во мне настолько много, что нету места там другим». Понимаешь, истинное, глубокое и серьезное чувство можно сохранить, только соблюдая определенную дистанцию. Я - достаточно сложный человек, и, естественно, меня привлекают такие же сложные люди. А двум сложностям в одной утлой лодчонке, когда штормит вокруг, просто-напросто не ужиться.

- Ты говоришь, что твой фильм - о любви. А мне показалось, что первые 5 серий несколько аскетичны в проявлении чувств. Я бы сказала, что они - о предчувствии любви...

- Может быть. Но вообще это фильм о человеческой жизни, со всеми ее проявлениями, с любовью и ненавистью, дружбой и предательством. Это фильм - о внутренних переворотах, о том, как человек уходит от любви и как он приходит к ней. В жизни Наташи происходит масса вещей: трагедия с отцом, сложности с мужем, определенные отношения с подругой, с сотрудниками, с сыном. И я как режиссер не имею права быть судьей и прокурором, я могу быть только адвокатом своих героев. Это странно прозвучит, но мне не хочется, чтобы зритель полюбил Наташу, мне хочется, чтобы он ее принял.

- И все-таки мне в твоей героине не хватает эмоций и поступков. Она как бы пребывает в слегка летаргическом состоянии. А Марина Могилевская - такой же человек или другого психологического склада?

- Мне трудно говорить о Марине как о человеке. Для меня существует актриса Марина Могилевская и героиня моего фильма Наташа. Мне не важно, какой Марина человек в жизни.

- Но хороших, красивых, профессиональных актрис много. Почему ты выбрала именно Марину на роль Наташи?

- Потому что такой, как она, больше нет. Она - единственная. В ней есть сплав удивительной энергетики, с которой я полностью совпадаю. В Марине есть все, что мне нужно. И в ней есть те глубины, которые я предполагаю в Наташе. Но, знаешь, Марину тоже не устраивает определенная аморфность героини, ей хочется более острых конфликтов.

- А за что ты Хостикоева сделала партийным работником?

- Ты понимаешь, Толя - очень серьезный и глубокий психологический актер, мало реализованный в кино. Я его сделала партийным работником, чтобы потом столкнуть Наташу с ним наиболее конфликтно. И знаешь, что мне сказала одна корреспондентка? «Журналистка никогда не сможет полюбить секретаря райкома партии».

- Но у тебя ведь необычная журналистка и необычный партийный работник... Чем они будут заниматься в фильме в

96-м году?

- Еще не знаю, но предполагаю, что они не смогут уехать из страны, которую любят и которую, несмотря ни на что, считают своей Родиной. Их позиция состоит в том, что Родину нельзя бросать, особенно когда ей плохо. И я придерживаюсь такой позиции.

- А если эта Родина ведет себя, как мачеха, и в тебе не нуждается? Что же, отвечать ей: «Спасибо за то, что ты есть»?

- А как относиться к плохой матери, которой мы не нужны? Не бросать же ее... Нельзя бездействовать, надо пытаться достучаться.

- И последний вопрос: в чем для тебя заключается состоятельность твоего фильма?

- Только не в коммерческом успехе - вряд ли он будет. Успеха у широких зрительских масс тоже, видимо, не будет. Я надеюсь на успех у какой-то определенной части зрителей, которую я для себя назову элитарной. Ты знаешь, я вдруг ощутила, что меня не трогают ни положительные, ни отрицательные отзывы о фильме. Я знаю, что я делаю, что я должна еще сделать, и я знаю, что мне нужно исполнить какую-то свою миссию. А состоятельность фильма для меня - в возможности высказаться и быть услышанной.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме