СЕКРЕТ ЕГО МОЛОДОСТИ - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

СЕКРЕТ ЕГО МОЛОДОСТИ

14 декабря, 2001, 00:00 Распечатать

Кузя уже пришел? Кузя у себя? Вы не видели Кузю? — такие вопросы неоднократно можно услышать в вестибюле, на лестнице, в приемной Дома кино...

Владлен Кузнецов. Он же — Кузя
Владлен Кузнецов. Он же — Кузя

Кузя уже пришел? Кузя у себя? Вы не видели Кузю? — такие вопросы неоднократно можно услышать в вестибюле, на лестнице, в приемной Дома кино. Кто же этот Кузя, такой нужный всем, кого так по-дружески и с юмором называют коллеги-кинематографисты? А это Владлен Николаевич Кузнецов, секретарь и зампред СКУ, заслуженный деятель искусств Украины, член-корреспондент Академии искусств Украины. Нет, Владлен Николаевич вовсе не мягкотелый либерал, стремящийся за любую цену всем понравиться. Его оппонентам во время дискуссий на конференциях, «круглых столах» не позавидуешь: Кузнецов умеет найти доказательные, а то и просто убийственные аргументы, его чувствительная ироничность иногда мгновенно обезоруживает того, кто выходит с ним на словесную дуэль. Да, Владлен Николаевич совсем не союзовский бюрократ, хотя и знает дела Союза досконально. Он журналист милостью божьей.

О приходе Кузнецова в кинематограф я узнала довольно своеобразно. Однажды пожаловалась в его присутствии, что не сохранились в союзовской библиотеке старые журналы. Хотелось не только рассказать студентам о первых горячих дискуссиях поры «хрущевской оттепели», но и ознакомить их с аутентичными текстами. Из выступлений на полосах периодики тех лет запомнилось мне одно, аргументированное и острое. «Кто-то из Москвы, кажется, писал, а фамилия такая же, как у вас, Владлен Николаевич». — «Я вам помогу, будет у вас этот текст». И в самом деле, на следующий день я держала в руках ксерокопию той давней статьи. И подпись на ней была не неизвестного московского автора, а Владлена Кузнецова. Да, есть, оказывается, пророки и в своем отечестве. «Все было не так просто, — рассказывал Владлен Николаевич. — Статья вызвала целую бурю. Как какой-то мальчишка, неизвестный журналист, замахивается на метров и их творения?». Поплатился бы автор головой, но защитил его Белогуров, тогдашний редактор «Правды Украины», где и работал в то время Кузнецов.

В те времена Владлен Николаевич попробовал свои силы в неигровом кино, написав дикторский текст к ленте «Капрон крепче стали». Потом были годы сотрудничества с Киевской студией научно-популярных фильмов. Можно с уверенностью сказать, что он был среди тех, кто стоял возле истоков ее громкой славы. Лента «Тайна алмаза» снята по его сценарию в 1964 году. Далее плодотворно трудился с такими блестящими мастерами, как Ф.Соболев («Биосфера. Время осознания». Гран-при на фестивале в Риме, 1974 г.), И.Ставинский («Человек и хлеб»). Были призы и награды всесоюзных и международных кинофестивалей, в том числе и такого престижного, как «Золотой голубь» Лейпцига за ленту «Завтрашняя земля». Сценарист Кузнецов относился к людям, в начале семидесятых искренне верившим, что так называемые «косыгинские реформы» могут что-либо изменить в лучшую сторону в социалистической системе хозяйствования. Именно этой проблематике посвящен фильм, сделанный с И.Ставинским, — «Экономика, управление, человек». К сожалению, надежды не оправдались!

Были, конечно, к тому времени ленты на темы, мимо которых не смог бы пройти ни один кинематографист, работающий в жанре публицистики. Сделаны они вполне профессионально. И среди них не потерялась картина режиссера И.Гольдштейна «Суфлер» (1981), отмеченная дипломом на международном кинофестивале в Лилле.

Когда кинематографисты пришли в оперный театр, все были уверены, что свой фильм они посвятят кому-то из кумиров сцены — благо там имелась целая россыпь созвездий. И каково же было общее разочарование, когда оказалось, что героиней фильма станет человек, которого никто никогда на сцене не видел, ибо его профессия — суфлер. Эту профессию он унаследовал от отца и ни разу не пожалел, что его жизнь проходит в скромной суфлерской будке. Он знал все партии наизусть, мог работать без текста. Владлен Николаевич рассказывал, как бесконечно захватывающе было следить за его лицом во время спектакля. Оно казалось своеобразным зеркалом, на котором отражались все страсти, бурлящие на сцене.

И все же в полной мере публицистический дар Кузнецова раскрылся в годы, когда наше общество вошло в полосу коренных изменений. Теперь сценарист мог обращаться к темам, на которые длительное время накладывалось суровое табу.

Владлен Николаевич во время перестройки не только фиксирует в своих сценариях события, происходящие в обществе. Он становится их активным участником. Да, Кузнецов был членом Киевского провода Руха. Именно Руху посвящена лента Л.Удовенко по сценарию В.Кузнецова «А правда сделает вас свободными». Владлен Кузнецов возглавляет инициативную группу по созданию украинского «Мемориала», общается с А.Сахаровым и Е.Боннер. Кузнецову принадлежит инициатива расследования массовых убийств в Быковне. Благодаря его гражданской совести, его немалым усилиям правда о страшных преступлениях прошлого стала достоянием общественности. И снова фильм, само название которого свидетельствует за себя, — «Лагерная пыль» (реж.Г.Вавыденко).

Изменения и потрясения, испытуемые обществом, подталкивают творцов к необходимости еще и еще раз возвращаться в прошлое, пытаться разобраться в том клубке противоречий, на который мы длительное время закрывали глаза. Кузнецов принимает участие в работе над телесериалом «ХХ век» в соавторстве с другими известными публицистами.

Современные работы творца несут на себе печать напряженной полемичности, дискуссионности. Уверена, они вызовут неоднозначную зрительскую реакцию — на это и запрограммированы. Взять хотя бы телесериал «Последний миф» по нашумевшим книгам Суворова. Там столкновение непримиримых оппонентов на экране вызвало не менее бурную реакцию тех, кто каждый вечер замирал возле экранов своих телевизоров. Об этом свидетельствовал поток писем, телефонных звонков в студию.

Не обошел Кузнецов и тему, долгие года тщательно замалчиваемую официозом, а именно — драматических судеб еврейства на просторах нашей страны. Вместе с режиссером В.Двинским созданы фильмы «Мир вам, шолом» и «В субботу я — король».

Это документальное кино, но не сухой документ, а свидетельства эпохи, преисполненные сочувствия, любви, сожаления о том, что ушло навсегда, но так же навсегда осталось в истории. Было бы странно призывать сейчас кого-то возвратиться к быту маленьких еврейских городков. Но не следует забывать о большой культуре идиш, давшей миру Шолом-Алейхема и Марка Шагала. После просмотра ленты «В субботу я — король» подумалось: а может, надо в наших этнографических музеях под открытым небом, рядом с крестьянскими усадьбами, воссоздать и уголок такого городка. Ведь культура и быт «штетл» — это неотъемлемая часть культуры нашей страны.

Премьера фильма «Цветы времен оккупации» (реж. сценария В.Дмитриев, автор дикторского текста — В.Кузнецов) состоялась 7 декабря. Снова можно с уверенностью утверждать, что реакция на эту ленту едва ли будет однозначной, она вызовет горячие дискуссии и споры.

А накануне в Доме кино праздновали юбилей Владлена Николаевича. Премьера стала ему своеобразным подарком. И, пожалуй, самым главным даром были телеграммы от коллег и друзей, среди которых — М.Хуциев, В.Мотыль, Г.Боровик, В.Абдрашитов, И.Масленников и еще великое множество ярких имен.

Дата, прямо скажем, серьезная — 70. Можно представить, как солидный юбиляр сидел в глубоком кресле, растроганно выслушивая приветственные речи коллег. И ошибемся. Ибо на самом деле все было не так. На своем празднике «командор» танцевал страстное танго с самой пани Пысанкой. Значит, есть еще порох в пороховницах! Так держать, Владлен Николаевич, дорогой наш Кузя!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно