Седьмое цветение «Киева майского»

20 мая, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №19, 20 мая-27 мая

Традиционно май в Киеве богат значительными культурными акциями. В этом году особенными. Театралы...

Флориндо — Игорь Ботвин
Флориндо — Игорь Ботвин

Традиционно май в Киеве богат значительными культурными акциями. В этом году особенными. Театралы с нетерпением ждут едва ли не главного театрального события года — Международного театрального фестиваля городов-побратимов «Киев майский», проводимого под патронатом главного управления культуры, искусств и охраны культурного наследия Киевской госадминистрации. В этом году знаменитые киевские каштаны цветут и для иностранных участников «Киева майского» в седьмой раз. Бессменный генеральный директор и художественный руководитель фестиваля, народный артист Украины Алексей Кужельный торжественно объявил девиз фестиваля: «Киев — столица мира и вдохновения». Эти понятия бесконечно важны для театра, замечательно, что столица Украины на таких началах поднимает занавесы своих сцен для многочисленных гостей «Киева майского».

На пресс-конференции, предварившей начало фестиваля, дотошные журналисты, привыкшие к тому, что «Киев майский» всегда балует зрителей каким-то изысканным театральным блюдом, допытывались у Алексея Кужельного, что же станет изюминкой седьмого фестиваля. Напомню, что звездными гостями предыдущих фестивалей были Марсель Марсо, Софико Чиаурели, Ани Жирардо. Среди театров — знаменитые Театр на Таганке, Вильнюсский малый театр Римаса Туминаса, Российский имперский балет Майи Плисецкой.

Ответ генерального директора был неутешительным, ожидался приезд французского спектакля с участием Жерара Депардье и Фанни Ардан. Но… жесткий бюджет фестиваля! Годы идут, инфляция все время дает о себе знать, а бюджет фестиваля, по признанию Алексея Павловича, остается неизменным, таким, каким был на первом. «Хоть одно радует в этом вопросе — стабильность», — пошутил Кужельный.

Неутешительным для будущих зрителей фестивальной программы, возможно, станет и мое утверждение. По-моему, изюминка седьмого «Киева майского» уже состоялась. Ею смогли насладиться самые первые зрители — этим спектаклем фестиваль открылся. Почитатели, следящие за действом «Киев майский» не один год, помнят позапрошлый приезд в Киев этого коллектива со спектаклем «Эдип царь», и с большим удовольствием встретились с ним снова. Санкт-Петербургский государственный драматический театр «На Литейном» привез новый спектакль — «Слуга двух господ» К.Гольдони, созданный в рамках проекта Мастерская Театра «На Литейном». Спектакль уже успел стать самым громким последним событием питерского театрального сезона.

Известная классическая комедия «Слуга двух господ» у многих ассоциируется с популярным телефильмом, в котором роль плутоватого Труфальдино из Бергамо блистательно исполнил Константин Райкин. Но спектакль Театра «На Литейном» — это самодостаточное, ни на что не похожее, по-настоящему оригинальное, удивительное искусство. Постановка, в основе которой сюжет комедии положений о том, как влюбленным удается преодолеть козни судьбы и обрести друг друга, с первых минут вовлекает зрителей в стихию яркой театральности, заразительной комедии. В поисках сценической формы, в которой бы совместился баланс присутствия наивности драматургии эпохи Просвещения и ее современного отображения, создатели спектакля режиссер Андрей Прикотенко и художник Эмиль Капелюш заставили героев существовать как бы в нескольких временных измерениях. В черты итальянцев прошлых веков органично вплетались черты наших современников, и в таком коктейле разных культур, ироничном смешении времен рождалось остроумнейшее действо, имеющее во многом символичные моменты, касающиеся собственно природы человека.

Действие спектакля происходит в Венеции. Сценография представляет собой совершенство найденного образа этого уникального города на воде. Длинные узкие платформы, движущиеся на небольших колесах, поднятые вверх весла-шесты. Оттолкнулся от сцены, и вот уже… гондолы, рассекая волны воображаемых каналов, скользят одна навстречу другой… А в свете прожекторов серебрятся водяные брызги и сквозь их вибрирующую пелену словно наяву проступают силуэты венецианских мостов.

Романтизм и гротеск, пародия и искренность, фейерверк актерского темперамента и каскад режиссерских находок. Все продумано до мелочей, выстроено с пластическим совершенством, органично до предела. Ни в чем не ощутилось отхода от единства стиля, заданного режиссером.

Роль Труфальдино с его неразрешимой задачей суметь услужить сразу двум хозяевам в спектакле не становится главной. Здесь на первый план выходят истории любви. В ролях счастливых влюбленных известные по российским сериалам и кинофильмам Ксения Раппопорт (Беатриче), Игорь Ботвин (Флориндо), Тарас Бибич (Сильвио), Мария Лобачева (Клариче), Джулиано Ди Капуа (Труфальдино), Вероника Дмитриева (Смеральдина). Недаром несколько раз повторяется фраза, что, в конце концов, «все о любви». За нее борются нещадно, страсти рвут в клочья. Клариче уродливо кривляется, чтобы не понравиться нелюбимому жениху, Беатриче, переодетая в мужской костюм, мужественно изображает собственного брата, Флориндо уморительно исполняет оперные арии, аккомпанируя себе на маленькой гитарке, а обезумевший от горя после потери невесты Сильвио угрожающе бросается на обидчика, сжимая в руке вместо ножа обыкновенные плоскогубцы. И, утратив боевой пыл, вдруг пытается подкрутить ими гайку на деревянной стойке. Не выбиваются из общего ансамбля актеры старшего поколения, исполняющие роли отцов, — Евгений Меркурьев (Панталоне) и Вадим Бочанов (Ломбарди). Они работают в той же легкой, задорной, молодежной манере исполнения. Оттого их добродушные старички выглядят еще потешнее. Зал взрывался смехом и овациями. Спектакль получился настоящим пиршеством театра, праздником импровизации, стихией игры, которой вовсю наслаждались актеры и которой они в полной мере сумели заразить зрителей.

С такого блистательного старта, состоявшегося за неделю до основной программы, «Киев майский» со вчерашнего дня приступил к своей насыщенной десятидневке. Программа как всегда разнообразная, многожанровая, рассчитанная на всякие театральные вкусы. Нам по-прежнему интересно искусство ближайших соседей. Приедут театры из Беларуси — минский ТЮЗ, Литвы — клайпедский музыкальный театр «Пилис», Эстонии — Проект Ренаты Кеерд. Обязательны уже знакомые киевлянам театры — польский «Просцениум» со спектаклем «Манифест» И.Виткевича, грузинский Театр Королевского двора со спектаклем «Нузгар и Мефистофель» Л.Бугадзе, сербский Белградский драмтеатр со спектаклем «Золотое руно» Б.Пекича, македонский Театр национального Центра культуры им. «Т.Прокопиева» со спектаклем «Балканский блюз» С.Станеску-Кондееску. Европейский театр будет представлен коллективами из Франции — Компания Марианны Ланской «Парижские сезоны», Швеции — стокгольмский Королевский драматический театр, Германии — гамбургский театр «Простая сцена».

Кроме драматических спектаклей, также традиционной на «Киеве майском» стала презентация аутентичных искусств. У зрителей будет возможность встретиться с «Миром музыки и танца Кореи», познакомиться с творчеством коллектива «Тула Сизве» из Южно-Африканской Республики, побывать на мастер-классе по вокалу примы хьюстонской Гранд-опера Дайаны Зола.

В общем, у киевлян бурная театральная неделя впереди. И она, как сказано в Манифесте фестиваля, «откроет что-то новое и невиданное». Одним словом, «Фестиваль предлагает театр Вечный, Современный, Новый».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно