САМОЕ ВАЖНОЕ

6 октября, 1995, 00:00 Распечатать

- Любите ли вы театр? - спрашивал В.Белинский в статье о литературе, явно предпочитая изящной словесности сценическое искусство...

- Любите ли вы театр? - спрашивал В.Белинский в статье о литературе, явно предпочитая изящной словесности сценическое искусство.

- Важнейшее из искусств - кино! - возразил спустя почти столетие В.Ленин, ориентируя советскую культуру на кинопропаганду.

Осмелюсь утверждать, что на сегодняшний день самым важным для нас становится телевидение, которому удалось переманить на свою сторону публику, вобрав все лучшее из книг, спектаклей, фильмов и газет.

Самое сильнодействующее, оно способно в минуту взорвать всенародный покой сообщением о повышении цен и успокоить, очаровать новой песенкой; озадачить вопросом, сколько «принял» президент соседней державы; взволновать участью суденышек «Гринписа», нарывающихся на атомные испытания, или умилиться легкостью, с которой обитатели Санта-Барбары перешли на украинский язык.

Влиятельные силы борются за телеканалы и эфирное время. Я же, один из миллионов телезрителей, не вникая в битвы гигантов, час за часом сижу перед экраном, огорчаюсь неудачами, радостно отмечаю, как, буквально на глазах, меняется наше телевидение. Фешн-клаб, Бизнес-ньюс, Экспресс-информ, Макс Аут, Чарт шоу... Ощущение, будто оказался на улицах Сан-Франциско без словаря. Нет, это Украина, это названия наших новых телерубрик. Хочется верить в их успех. И не столь важно, что Анонс-клип еще не стал клипом, а в Анонс-Сенсе пока и не пахнет сенсациями. Главное, в нем появился остроумный бородач Андрей Данильченко, который ироничной улыбкой скрашивает хмурое осеннее утро. И не страшно, что труженики полей, проснувшись и заглянув в «Агромагазин», обнаружат, что это вовсе не торговая точка, а интересный тележурнал с симпатичной Наташей Черешинской, которая ради встречи с ними поднимается до первых петухов.

Извечная болезнь нашего телевидения - скука. Известны, по меньшей мере, три способа борьбы с нею: содержательность, краткость и юмор.

- Позвольте, - найдутся несогласные, - до смеха ли в наше невеселое время?

- Несомненно! - возражу я. - В минуты жизни трудные шутка - лучшее спасение от слез, а способность «ударить лихом об землю» - важнейшая черта нашего «менталитета». Именно поэтому так приятны утренние выходы в эфир смешливой Оксаны Марченко, дневные перебивки «Говорят» в исполнении лукавого Анатолия Бондаренко и ночные комментарии к сессиям Верховного Совета саркастичного Валерия Лапикуры.

Говорят, выдающийся режиссер В.Мейерхольд каждую встречу с труппой начинал вопросом:

- Ну-с, чем сегодня будем удивлять?

Этот вопрос поднаторевший телезритель ежедневно задает телеработникам, но вразумительный ответ получает нечасто.

Десятки передач под разным соусом предлагают беседу с «гостем студии» («Подиум», «Имя», «Персона», «Останки», «Любисток» и пр.). Понятно, что редакции спешат наперебой познакомить нас с интересными людьми, беда, что сами они при этом неинтересны. Чувствуется, что лепятся интервью на скорую руку. Иной раз кажется, что автор, режиссер, художник просто-напросто отсутствуют.

Неоригинальность, вторичность рождает уныние. Особенно обидно, когда в слабом замысле барахтается, как в паутине, хороший актер, как это от выпуска к выпуску происходит с Богданом Бенюком в «Шоу одинокого холостяка», где содержание не выходит за пределы приготовления домашнего блюда (см. «Смак» ОРТ). А жаль. Ведь холостяк - персонаж, одиночество - состояние, шоу - зрелище, а в кадре... реклама кухонной утвари...

- Чем будем удивлять?

...Взволнованным рассказом полковника С.Мокринца о службе наших воинов-миротворцев в раздираемой междоусобицами бывшей Югославии («Служу народу Украины!»). Волнующими кадрами: солдаты на передовой без права стрелять, похороны боевого товарища; слезы, обида на отечественных бюрократов, безразличных к солдатским матерям, женам, детям... И тоска по передачам Украинского телевидения. В этом искренне признался парень, служащий в боснийском секторе «Север».

...Поэтическим обозрением Николаевского телевидения о мечте и жизни («У неділю вранці»). В кадре веселые воспитанники театральной студии, команда яхты «Икар», обошедшая вокруг земного шара, юная лауреатка фестиваля «Веселад», горные туристы и многие другие, сумевшие осуществить свои смелые планы. Море, мечта, песня... Снято грамотно, озорно, с выдумкой. Жаль, фамилии создателей промелькнули, так что не удалось их зафиксировать, но с удовольствием отмечаю добрый замысел и поздравляю с ярким его воплощением.

На малых экранах большое событие - случайный кинорепертуар сменился дерзким и серьезным проектом студии «1+1». Каждый раз, проникая на информационные просмотры в столичный Дом кинематографистов, я не мог отделаться от обиды за тысячи кинопоклонников, лишенных такой привилегии. Сегодня каждый дом в Украине стал Домом кино, где проходит международный фестиваль, а мы с домашними превращаемся в авторитетное жюри, которое награждает понравившиеся картины вниманием, а неугодные выключает, не досмотрев.

Компетентные киноведы помогают не ошибиться, поскольку наш вкус сильно подпорчен совковой и импортной халтурой. Судя по первым неделям показа, эмблема «1+1» обещает стать знаком качества на зарубежных и отечественных лентах.

Любой же может познакомиться с приглянувшейся кинозвездой первой величины не по скандальной хронике, а по отлично сыгранным ролям. Выбор головокружительный: И.Бергман, Э.Тейлор, А.Экберг, П.О'Тул, Т.Кертис, С.Сталлоне...

«Сенсация» и «Возвращение Арсена Люпена» - телесериалы диаметрально противоположного направления. Если первый увлекает важностью поставленных проблем, то второй отвлекает от всех забот: никаких проблем!

Канадскую «Сенсацию» начал с опаской, наученный горьким опытом латиноамериканских тянучек, но постепенно втянулся в дела редакции «Экспресса», а судьбы журналистов Стефании и Мишеля стали заботить меня не меньше, чем дела собственных друзей и близких. Оказывается, там живут, трудятся, любят, рожают детей, страдают так же, как и у нас, только зарплата у них больше.

Что до Люпена, то этот благородный авантюрист, пуленепробиваемый бабник вернулся из многолетнего забытья, чтобы увлечь нас своими ретро-аферами. И мы действительно увлекаемся, понимая, что все это понарошку, и не жалеем обманутых им полицейских и дамочек, потому что лучшего они не заслуживают. Основное же достоинство Люпена то, что его можно начать смотреть с любой серии и закончить любой серией - он не обидится.

Прекрасно трудятся наши переводчики, режиссеры и актеры над дубляжем. Хочется верить, что не пройдет и ста лет, как итальянцы, американцы и немцы начнут так же старательно дублировать и с таким же интересом смотреть новые украинские фильмы. Не такие уж мы бездари... Достаточно посмотреть шедевр А.Довженко «Земля» и талантливую ленту И.Мащенко «Иду к тебе», представленные той же программой.

Если кино легко освоилось на малых экранах, то серьезной музыке серьезно не везло, она считалась «нетелегеничной»... До тех пор, пока не грянула увертюра «Классик-премьер». Лучшие симфонические, камерные, джазовые оркестры, солисты-виртуозы, которых, кроме телевидения, никто собрать не в силах. От Бортнянского до Гершвина, останавливаясь на Пуччини и Чайковском, и дальше, к Скорику и Карабицу с заботливыми проводниками Тамарой Милениной (автор идеи) и Виктором Лифанчуком - год путешествия по стране Музыка, где царит Гармония, которой так недостает в нашей жизни. Радость безмерная! - как говорил В.Стасов. Овации лучшего зала столицы, рукоплескания телеслушателей...

С недавних пор прогноз погоды стал сообщать о температуре Парижа, Лондона, Токио, Нью-Йорка. С каждым днем Киев все уверенней чувствует себя в этом ряду.

Во многом благодаря усилиям нашего телевидения.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно