«Сам я родом из Украины». Актер Алексей Петренко: поездки (во времени) на старом автомобиле

4 апреля, 2008, 12:26 Распечатать Выпуск №13, 4 апреля-11 апреля

Известный актер Алексей Петренко, по сути, дважды празднует свой день рождения. Первая дата — 26 марта...

Известный актер Алексей Петренко, по сути, дважды празднует свой день рождения. Первая дата — 26 марта. Вторая — 1 апреля (согласно записи в паспорте). Так что и на этой неделе можно поднять рюмку за здоровье блистательного лицедея и нашего земляка, сыгравшего в разное время в кино и Гришку Распутина, и Иосифа Сталина, и Петра Первого. Но так, увы, и не сыгравшего Тараса Бульбу в нереализованном кинопроекте Виктора Греся. Петренко — подлинная кинематографическая глыба. Родившись на Черниговщине, он изведал немало троп, прежде чем взошел к вершинам киноуспеха. Одна из последних таких вершин — нашумевший фильм Никиты Михалкова «12». Каждый из актеров получил «Золотого орла» за мужскую роль в этом фильме. В том числе и Петренко.

Алексей Васильевич никогда не забывает землю, которая взрастила его, которая напоила его удивительными украинскими мелодиями… Однажды автору этих строк довелось путешествовать с актером на стареньком «Лазе» на его малую родину — на улицу Боевую, где актер решил навестить тех, кто был «родом из детства» — из его детства.

«Моему отцу удалось сбежать с концентрационной «ударной стройки социализма»

— Алексей Васильевич, сразу ли нашли ту самую улицу детства в Чернигове? Ведь очень много изменилось с тех пор?

— Еще бы! Отыскал нашу скромную хатынку. Без предупреждения зашел в дом бывших соседей Даньковых — к тете Марии и дяде Грише... Сколько было радости! Они фактически были нашими родственниками, потому что все мы жили как близкие люди. Мгновенно вся Боевая посносила туда угощения, у кого какие были, и получился такой рождественский праздник, которого я не помню на своем веку.

— Расскажите, если можно, подробнее о тех временах и о тех событиях, которые навсегда породнили вас с Украиной…

— …Я начну с Полтав­щины. Потому что именно оттуда, насколько мне известно, берет начало моя родословная. Родители мои из Лохвицы. И даже жили они там на улице Петренковской. Мои бабушка, дедушка, старший брат умерли от голода… Отец Василий Алексеевич за невыполнение планов хлебосдачи — когда уже просто нечего было сдавать — был осужден приспешниками Сталина с полной конфискацией имущества. Но каким-то неимоверным образом отцу удалось сбежать с концентрационной «ударной стройки социализма» — канала Москва—Волга, где он отбывал незаслуженное наказание.

Возвращаться домой на Полтавщину было опасно. И, прячась от преследования, он в 1935 году очутился на Черниговщине... Возле Чемера Козелецкого района, в совхозе имени 10-летия Октября, был небольшой хуторок. Там он и поселился. А через три года родился я! Правда, уже не видел того хуторка. Помню только то, что осталось от него — развалины, пепелище и отдельно торчащие печи с трубами. Родители долго еще жили в сарайчике с уцелевшей печкой. А добротные домики все разрушили. Некоторые перевезли в Чемер. Но до ума их так и не довели. Позже отец часто рисовал мне ностальгическую картинку, рассказывая о нашей бывшей белесой хатке, напоминающей, как он утверждал, хрестоматийную, шевченковскую.

В Чемере мы жили до 1949 года. Затем переехали в Чернигов, где купили полхаты на улице Боевой. Подъезжая к Чемеру, вспомнил наш хутор, а на разрушенном хуторе — брошенные вишняки, где мы в детстве рвали вишни.

«Зарубежные импресарио предлагали бешеные деньги за фильм, в котором я играл Распутина»

— Ну а помните, как началась ваша жизнь в искусстве — первые шаги?

— После школы я несколько раз усердно пытался взять приступом Киевский театральный институт. А в перерывах между этим азартным занятием работал там, куда меня принимали. Это традиционно повторялось из года в год. Родители давали мне деньги на дорогу и питание, я ехал из Чернигова в Киев, проваливался на экзаменах. И буквально на следующий день шел наниматься на завод, поскольку не хотел сидеть на шее у родителей.

Больше всего любил работу молотобойца — на заводе. Освоил еще две специальности — слесаря и пастуха. Последнее занятие было моей семейной обязанностью — вплоть до десятого класса. В 1957 году лишь с третьей попытки поступил, но все-таки в Харьковский театральный институт. Помню, во время учебы за мной по пятам ходил наш лингвист и все расспрашивал: «А как там у вас на Черниговщине произносят такое-то слово, а такое?..»

Я же вырос на полесской земле, где речь особенная, смешанная — украинско-русско-белорусская. Закончил институт в 1961-м. Но, скажу откровенно, Украина-ненька не очень благосклонно приняла меня в свое творческое лоно. Вволю наигравшись крохотных ролей в запорожском и донецком театрах, переехал сначала в Ленинград, а потом и в Москву. Родителей забрал к себе в 1981 году.

С тех пор, как известно, в актерском ремесле Алексей Васильевич предпочитает «свободное плавание». Это позволяет ему самому выбирать киноматериал или театральный репертуар. Видимо, суровая юность выработала у актера стойкий иммунитет к так называемой звездной болезни. Да и подлинная слава пришла к нему сравнительно поздно — после сорока. Впрочем, масштаб личности Петренко проявляется не только в актерских работах, но и в том, каким он предстает в разговоре — человеком органичным, откровенным и убедительным. Он просто устроен как подобает нормальному человеку, который не растрачивает себя на всякие мелочи, сосредоточен на работе и внутренней жизни.

«Агония»
«Агония»
— Нельзя обойти в этом разговоре многострадальную историю, связанную с фильмом Элема Климова «Агония» с одиозной фигурой Григория Распутина. Многие до сих пор считают, что эта роль — ваше «все». Ваша визитная карточка и пропуск в вечность. Но почему все-таки, если оглядываться назад, было столько проблем с выходом этой картины на советские экраны?

— Когда снимался фильм — а это было в 1973-м, — мы фактически открывали нетронутый пласт одной из наиболее загадочных страниц истории российского самодержавия. И для меня было настоящим творческим удовлетворением работать в этом фильме, судьба которого оказалась столь непростой. Ведь зритель мог увидеть «Агонию» только через десять лет после окончания работы.

— Мог бы увидеть — да знаменитая «полка» помешала. Полка, на которую складировали многие замечательные советские фильмы, в числе которых и «Агония», и «Комиссар» Аскольдова…

— Не буду называть всех мотивов такой, с позволения сказать, «задержки». Здравый смысл поможет зрителю постичь степень дремучей тупости и недальновидности тогдашних чиновников от кино. Некоторым из них, в частности, не понравилось то, что я показал Распутина человеком психически больным. Каким-то фанатично одержимым. Впрочем, так оно и было. Знаю, что за эту ленту предлагали большие деньги за рубежом. Но ее не продали. Хотя если бы фильм вышел на экраны в 1975 году, это могло бы произвести эффект творческого взрыва. Настоящей бомбы! Тогда же еще никто не был готов к таким сюжетам. Все, что было до того, редко выходило за рамки социалистического реализма: сталевары, доярки, бригадиры, бездарные конъюнктурные пьесы… А здесь — какая-то парадоксальная мистика и разгул страстей. Хотя был в той ситуации и один позитивный момент: фильм, как хороший коньяк, чем дольше настаивается, тем добротнее и ценнее становится.

«С Высоцким на съемках мы были конкурентами»

— Алексей Васильевич, а если вспомнить еще одну картину — «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» режиссера Александра Митты… В какой степени эта лента сблизила вас с Владимиром Высоцким?

— Возможно, я несколько разочарую вас, но у нас не было большой дружбы с Владимиром Семеновичем. К сожалению. А на съемочной площадке мы были просто партнерами. Иногда конкурентами.

— И все же дуэт с Высоцким вышел гармоничным, несмотря на разницу ваших актерских и человеческих фактур. Зрители были восхищены тем, как вы точно передали на экране природную необузданность и неимоверную страсть персонажей. Есть и что-то схожее в вашей игре с партнером. Учитывая непростой характер Высоцкого, были ли у вас какие-нибудь противоречия или разногласия во время съемок?

— Противоречий как таковых не было. Но негласное соревнование иногда перерастало в настоящий творческий азарт. А честолюбия хватало у обоих! Примечателен один факт. Киноленту сначала назвали как повесть Пушкина — «Арап Петра Великого». А когда посмотрели материал, авторы решили, что Петр Первый— Петренко как бы оттеснил арапа—Высоцкого, и фильм вышел с названием «Сказ о том, как царь Петр арапа женил». Володю это задело за живое. И он даже немного обиделся. Слава Богу, не на меня. Натура у него была взрывная. И я бы еще добавил — художественно-спортивная. Он любил азартно соревноваться и побеждать. И это нормально, иначе то был бы не Высоцкий. А наша схожесть в чем-то?.. Может, потому это заметно, что мы ровесники с ним — 1938 года рождения. И вырастали закаленные в эпоху лихолетья и послевоенного времени. Закваска у нас такая.

— А какое послевкусие у вас от роли «отца народов» в фильме Юрия Кары «Пиры Валтасара»?

— Роль Сталина оказалась для меня и неожиданной, и парадоксальной. Не только у меня в то время возникал вопрос: а не «многовато» ли Сталина? Думаю, развеять сомнения поможет несколько необычный ракурс стержневой линии фильма. Когда происходит разрушение сфальсифицированной истории, мы и пытаемся показать марионеточное, зловещее окружение Сталина, которое под влиянием диктата теряло человеческое достоинство. Вспоминая съемки фильма в Сухуми, могу провести уникальную аналогию... Наша съемочная группа перед горкомом партии возвела памятник-муляж вождю. И что вы думаете? Буквально через несколько дней местные жители начали… возлагать цветы к его подножию. А позже там даже школьников принимали в пионеры! (Кстати, Алексей Петренко пять раз играл роль Сталина. Последний — в документально-художественном сериале «Би-би-си». — Авт.)

— Для широкой аудитории длительное время в тени оставалась ваша певческая карьера. Но ведь пение — тоже ваша внутренняя потребность?

— Именно так. А выйти на сцену с песней помог случай. Однажды моя жена Галина в случайном разговоре со знакомыми исполнителями призналась, что Алексей, мол, неплохо поет. И если бы его кто-то послушал и оценил… Я ее не просил хлопотать за меня. Но идея была поддержана. Организовали сначала небольшую вокальную группу с моими сольными номерами в сопровождении гитариста и а капелла. Охотно берусь за украинские народные песни, старинные романсы. Каждый концерт для меня — и возвращение на родину, в отцовскую хату на Черниговщине, где когда-то любил слушать, как поет сельский люд.

Кстати, уже около двадцати лет Алексей Петренко выступает с песнями в фильмах и спектаклях. А в последнее время и с известными российскими оркестрами, в частности оркестром имени Осипова, пел в церковном хоре и вместе с симфоническим оркестром. Поет классику, украинский фольклор, русские народные песни и романсы.

…Свой относительно длительный путь к признанию Алексей Петренко как-то сравнил с поздним сортом яблок: «Существуют разные сорта яблок. Есть ранние, есть поздние. И это совсем не означает, что одни лучше, а другие хуже. Думаю, я поздний сорт». Петренко жестко и требовательно относится к себе, как и раньше, снимается в кино, играет в театральных проектах (не так давно замечательно сыграл Фирса в спектакле Эймунтаса Некрошюса «Вишневый сад»). Хотя считает, что ничего особенного в жизни не сделал, а времени остается все меньше и меньше —нужно успеть покаяться и отмолить грехи.

Еще актер продолжает изучать церковнославянский язык. Говорит, что это ему «в будущем» понадобится. Поскольку каждому из нас придется предстать перед Богом — и к этому нужно быть готовым.

ИЗ ДОСЬЕ «ЗН»

Алексей Петренко родился в селе Чемер на Черниговщине в 1938-м. В его паспорте фигурирует дата — 1 апреля. Только в этот день удалось сделать регистрационную запись в ближайшем сельсовете. Отец, Петренко Василий Алексеевич, и мать, Петренко Анастасия Федоровна, занимались сельским трудом. После окончания Харьковского театрального института актер некоторое время работал в Запорожском драмтеатре имени Н.Щорса и в Донецком русском драматическом театре. Вскоре переехал в Ленинград, а затем и в Москву, где также играл в театрах.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно