С АНДРЕЕВСКОГО СПУСКА — В МИР

21 июля, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №29, 21 июля-28 июля

Гипнотический феномен киевского Андреевского спуска не имеет себе равных. Он воспет словом писателя, рифмой поэта, кистью художника...

Гипнотический феномен киевского Андреевского спуска не имеет себе равных. Он воспет словом писателя, рифмой поэта, кистью художника. Именно мастера кисти и резца составляли в старые времена достаточно весомую часть обитателей этой удивительной улицы. Одних только иконописных, иконостасных и позолотных мастерских было полтора десятка. Здесь жили и работали художники Г.Дядченко, Ф.Красицкий, И.Макушенко, скульпторы Ф.Балавенский и И.Кавалеридзе, невдалеке — М.Врубель. И как гимн духовности — Андреевская церковь гениального Б.Растрелли с живописью А.Антропова.

В конце 1970-х пробились первые ростки явления, давшего спуску имя «киевского Монмартра». С каждым годом они крепли и расцветали многообразием гаммы искусств. Галереи, творческие мастерские, музеи, театры — вот суть сегодняшнего Андреевского спуска. В праздники это море разливанное красок, цветов и просветленных лиц, прикоснувшихся к прекрасному.

В будни — идет уличная лоточная торговля. Она незатейлива и рассчитана на заезжего массового туриста. Останавливаясь у коробейников с многочисленными матрешками и прочим кичем, он часто забывает, в какой стране находится. Но это поверхностный, наносной слой — его не избежать.

Неизмеримо хуже, что с Андреевского спуска и из Киева за бесценок уходили (уходят и сейчас, хотя и меньше) отличные работы современных киевских художников. Вместе с ними — полотна известных мастеров прошлого.

Лет двадцать тому назад они шли в частные галереи в Москву, где идеологические вожди по отношению, например, к авангардистскому искусству были не такими жесткими, да и зарубежные коллекционеры-благодетели были там. После падения «железного занавеса» пришла возможность прямого общения с западным миром. Политическая обстановка способствует, а экономическая... Экономика заставляет художника по-прежнему продаваться за гроши.

Бытовало устойчивое мнение, что художественные произведения по достоинству могут оценить лишь на Западе, а у нас, мол, нет ни понимающих людей, ни средств. За все годы советской власти произведения искусства из Украины только вывозились, но ничего не ввозилось. То, что удалось сохранить, — безусловная заслуга коллекционеров. Сохраняя и пополняя свои личные коллекции, они сберегают их для Украины. Так было во времена Терещенко и Ханенко, так остается и ныне.

Один из авторитетных киевских собирателей — Александр Брей — считает, что пришло время коренным образом изменить ситуацию на художественном рынке Украины. Именно рынок (но не уличная самодеятельная торговля), во-первых, определит ценность произведения и сделает этот «товар» эквивалентом валюты; во-вторых, будет способствовать воспитанию вкуса и пониманию настоящего искусства; в-третьих, предотвратит массовый вывоз и одновременно поднимет цены на украинских художников за рубежом.

Сейчас в стране появилась определенная часть состоятельных людей, тратящих большие деньги зачастую бездумно и неинтересно. Возводятся огромные эклектичные постройки, делаются безвкусные дорогие ремонты в офисах и квартирах — все это свидетельство невысокого вкуса «новых богатых».

В одночасье вкус не появится, пониманию красоты и гармонии нельзя научиться вдруг, но рынок во многом поможет. Это тот момент, когда «презренный металл» выполняет благородную миссию. Должно стать престижным иметь произведения искусства, и одновременно они — вложение капитала.

Маленький домашний музей или пусть даже две—три картины на стене создают благодатнейший нравственно-эстетический фон. В ребенке, живущем в таком окружении и с малолетства приобщенном к миру прекрасного, непременно возникнет нравственная преграда, которая не допустит его в будущем к какому-либо неблаговидному поступку, не говоря уже о преступлении.

Прямая выгода и государству: в обществе повышаются духовное начало и патриотизм, сохраняется культурное наследие и в конечном итоге — потенциальное пополнение музейных собраний. Коллекция профессора Д.Сигалова, завещанная Музею русского искусства, тому пример.

А.Брей, инженер по образованию и рыцарь искусства по внутреннему складу, занимается коллекционированием половину из своих 43-х лет. Отдает предпочтение украинской живописи конца XIX—начала ХХ столетия. Хорошо зная конъюнктуру художественного рынка и будучи знакомым с известными европейскими аукционами, он предложил создать при Музее истории Киева галерею особого типа. Так появился выставочный зал «Андреевский спуск, 3».

28 мая прошлого года впервые в Украине здесь состоялся аукцион живописи и графики из частных собраний. На нем было представлено 36 работ украинских и русских художников второй половины XIX—начала ХХ столетия: Н.Бурачек, В.Кричевский, П.Левченко, Н.Пимоненко, В.Поленов, В.Серов и другие.

Аукцион, проведенный с точным соблюдением общепринятых мировых канонов, превзошел самые смелые ожидания организаторов. Более половины проданных вещей — это по всем аукционным нормам блестящий результат. Стартовые цены на некоторые лоты возросли в два с лишним раза и приблизились к общеевропейским.

В декабре 1994-го и в мае 1995 года прошли очередные аукционные продажи. К ним, как и к первым, заранее были изданы радующие глаз красочные каталоги. Всего на трех торгах представлялось 139 работ, из которых 80 были куплены. Музеи, коммерческие банки, создающие сейчас собственные картинные галереи, и частные лица стали новыми владельцами произведений И.Айвазовского, Н.Глущенко, В.Котарбинского, Б.Кустодиева, М.Нестерова, И.Шишкина и других.

День аукциона — это пик кропотливой работы. Ему предшествуют поиск, подбор, атрибутация, если нужно — реставрация. Искусствоведы «Андреевского спуска, 3» бесплатно консультируют, помогают установить подлинность и художественную ценность картины или скульптуры.

Выставочный зал работает в прогрессивном русле, способствует полноценному вхождению украинской культуры в европейскую. Здесь устраиваются тематические экспозиции, персональные выставки украинских классиков, вернисажи современных киевских художников — И.Губского, М.Гуйды, А.Качкина, Б.Михайлова и других.

Природа искусства такова, что каждое художественное произведение создает вокруг себя особую нравственно-эстетическую ауру и действует в нескольких аспектах. Деятельность «Андреевского спуска, 3» в немалой степени направлена на реализацию того из них, что определен академиком Д.Лихачевым как «окно в мир». Через искусство приходит известность и уважение к стране и народу, его создающему.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно