Руслан и Пальмира

28 апреля, 2016, 22:00 Распечатать Выпуск №16, 28 апреля-13 мая

"Мелодия для шарманки", "Вечное возвращение", "Настройщик", "Чеховские мотивы" (картины Киры Муратовой), а еще "У реки", "Дом с башенкой", "Песнь песней" (картины Евы Нейман). Эти и другие знаковые украинские фильмы в прямом смысле "одевал" известный украинский художник по костюмам Руслан Хвастов.

Кадр из фильма "Песнь песней"

 

"Мелодия для шарманки", "Вечное возвращение", "Настройщик", "Чеховские мотивы" (картины Киры Муратовой), а еще "У реки", "Дом с башенкой", "Песнь песней" (картины Евы Нейман). 

Эти и другие знаковые украинские фильмы в прямом смысле "одевал" известный украинский художник по костюмам Руслан Хвастов. У него очень много титулов и наград, он стал едва ли не одним из символов нашей Южной Пальмиры. А совсем недавно, согласно итогам опроса кинопрофи, один из популярных порталов признал его лучшим украинским художником по костюмам в нашем кино за последние пять лет. 

В интервью ZN.UA модельер и костюмер из Одессы рассказал о своей работе на площадке с Богданом Ступкой, Ренатой Литвиновой, раскрыл также тайну "веерного" балахона для Примадонны.

 

— Руслан, сегодня ты активно поддерживаешь проект Odessa Fashion Week, тебя даже называют ангелом-хранителем нашей местной Недели моды. Что радует, а что огорчает именно в этом проекте?

— Odessa Fashion Week будет проходить два раза в год, осенью и весной, главное, чтобы у Зарины Семенюк (организатора) не опустились руки, чтобы ей хотелось продолжать и неделю моды, и издание интересного журнала UkrainianFashionAcademy. 

В связи с этой неделей раздражает не мода, а реакция непрофессионалов ("журналистов", "блогеров") на модные события. Вот эта спесь, стремление сравнивать любое отечественное мероприятие с какой-нибудь Меккой мировой фешн-индустрии, с неделями моды в Париже, Милане, Нью-Йорке, причитать, что "прожектор прямо в глаз светил".

Все они забывают, какие миллиарды вкладываются туда государством и спонсорами, и с каким трудом, вопреки всему, это происходит здесь.

До сих пор проводили показы на двух площадках, открытие в отеле "Бристоль", затем в Арт-центре имени Веры Холодной на Одесской киностудии. В дальнейшем локаций будет больше. Возможно, удастся задействовать и Театральную площадь, и Потемкинскую лестницу.

Хвастов_2
Фото Алексея Кравцова

Во всем мире сейчас стараются дефиле проводить нестандартно, уйти от традиционного "языка".

— Как известно, Кира Муратова не так давно заявила, будто бы больше не намерена снимать новые фильмы. О чем все очень жалеют и надеются, что наш гениальный режиссер опомнится. С кем, в таком случае, интересно работать в будущем тебе непосредственно? Много ли кинорежиссеров, которым ты доверяешь?

— Есть Ева Нейман. С ней мы сделали "Песнь песней", планирует съемки, но пока нет конкретных дат. Остальные предложения, увы, просто смех. Безденежье или бездарности с деньгами.

Проще отказаться, чем впоследствии просить убрать твое имя из титров. "Одесское кино" разочаровывает. А в Киеве снимаются либо фильмы об убийствах, либо какие-то "мистические истории", не представляющие интереса.

Возрождение кино возможно благодаря финансовым вливаниям, а они у нас делаются только в дележку территорий и постов.

— В картине "Два в одном" снимался Богдан Ступка… Съемки были трудными, учитывая погодные и другие условия. А вот трудно ли с таким большим мастером в подборе костюма, как Ступка?

— Богдан Сильвестрович, светлая ему память, был потрясающим! Любое недовольство на площадке переводил в шутку. Рассказывал анекдот с намеком, но в его устах это не звучало пошло. Когда снимали "Два в одном", сцену на Потемкинской лестнице, стоял двадцатиградусный мороз. А он должен был бежать вверх по ступеням с голым задом, отбрасывая халат. Отказался от телесного белья с утеплением. Хотел именно мерзнуть в кадре по-настоящему. Чтобы в глазах отражалась вся скорбь.

Надо знать, что Кира очень не любит, когда на площадке пьют спиртное. И вот вечер, замерзшее море, с которого дует ветер, и ощущение, будто мороз уже градусов тридцать… У Ступки на одном из лестничных пролетов палаточка такая стоит с "дуйкой". Но все равно, конечно, холодно. И он мне говорит: "Руслан, я понимаю, что ты боишься Киру. Но глинтвейн тебе нужен!". Я нашел кипятильник. У него оказалось красное вино. И мы нарушили сухой закон.

В другой сцене в Доме ученых (жилище главного героя) он запросто дал автограф моему троюродному брату, который приехал из Кировограда. Ассистенты шипели: "Нельзя, я вхожу в роль!". Богдан сказал: "Если он меня любит, то все "льзя".

Конечно, большие актеры не подарки. "Завоевывать" пришлось и Аллу Демидову, и Нину Русланову, и Лию Ахеджакову. Про Ренату Литвинову вообще молчу! Снимаем "Два в одном". Все оговорено. Вдруг художник-постановщик Евгений Голубенко решает, что в кадре должны быть две Снегурочки: Рената и Наталья Бузько. А я-то понимаю, что на складе костюмы не найду, купить не смогу, пошить не успею за пять часов, причем что одна, что другая актриса — обе непростые, да и Кира… Выкрутился. Сшили! Успели.

В других сценах героиню Ренаты я предложил одеть, как солистку группы "Тату" на пенсии: клетчатая мини-юбочка, колготки в сеточку, почти ортопедические ботинки, свитер красный с попугаями. Крупное кольцо, белая челка, дурацкий хвост — вылитая лимитчица.

Рената стала жаловаться Кире, что ей в этом некомфортно, пыталась надеть какое-то бархатное платьице. Но Кира отрезала: "Мне этот костюм нужен, я его утвердила".

Хвастов_5
Кадр из фильма "Два в одном"

— Многие говорят о трудном характере Аллы Сергеевны Демидовой.

— Демидова — всегда в образе герцогини Мальборо из фильма "Стакан воды". Она приехала в Одессу сниматься в "Настройщике" у Киры. И я встречал ее, сопровождал на квартиру, которую для нее сняли возле театра музкомедии. Она входит туда — величественная. Садится. И вдруг сдувается и превращается в другую, настоящую — уставшую женщину а, не герцогиню: "Руслан, давайте выпьем пива! Сейчас приготовлю мясо и вас покормлю".

Правда, мы не сразу с ней поладили, были и разногласия.

С Ниной Руслановой на "Чеховских мотивах" подружились. Она любила ждать своей очереди в сторонке, никого не трогая, а я ей то одеяльце, то чаю горячего, одним из любимчиков у нее стал.

— Возвращаясь к "Песни песней", не могу не спросить: какова доля винтажа в нарядах героев начала прошлого века, и сложно ли входить в исторический контекст костюма дизайнеру, призванному идти на шаг впереди моды своего времени?

— Много было такого, что специально "старилось", вытиралось, рвалось. Из бижутерии делали пуговицы "под старину", многие вещи удалось разыскать на складе Одесской киностудии, это был тот случай, когда чем хуже состояние, тем лучше, ведь у них должен был быть вид ношеных, а не только что пошитых.

Мы с Евой Нейман ездили до съемок в Санкт-Петербург, консультировались со специалистами. Посетили музей еврейского костюма, где сделали много.

Ева, как и Кира, активно участвует в подборе костюмов. Любит все настоящее. Скрупулезно относится к деталям.

Очень красивые винтажные каплевидные серьги из мелких жемчужинок думали использовать в качестве броши для прекрасной актрисы Виталины Библив.

Ева находила время вникнуть во все детали и при этом мыслить масштабно. Я с удовольствием наблюдал, как она у монитора, как дирижер, спокойно разводила по 100–200 человек массовки.

Мы с ней действовали, как единомышленники, понимаем друг друга с полуслова. А Кира — пусть она и "диктатор", но я много лет с нею, чувствую ее, понимаю, люблю, хотя первое время, признаюсь, было сложно.

— Были случаи, когда звезды после съемок просили продать им вещи, которые носились в кадре?

— Просили. Но я их дарил, а не продавал. У Аллы Демидовой несколько легких пальто и платьев. У Жана Даниэля несколько вещей, Рената Литвинова что-то получила, Нина Русланова тоже.

Красивые вещи появлялись для этих персонажей в кадре оправданно. Рената вообще большая модница. У Ямамото была коллекция, которую на три года закопали в землю, чтобы изменилась фактура ткани, потускнела фурнитура, кожаные детали были словно изъедены временем. У Ренаты Литвиновой были туфли из этой коллекции. Она приехала в них на площадку, я не выдержал, попенял ей: звезда, а в таких старых туфлях… Она отвечает: "Вообще-то это Ямамото!".

Богдан Ступка после фильма "Два в одном" взял свой костюм, чтобы играть в нем на сцене театра имени Франко. Ступка в жизни скромно одевался — джинсы, свитер.

— Твоя коллекция "Альгамбра", завершившаяся выходом невесты в одних бусах и прозрачной органзе, в чадре из цепочек, многих не оставила равнодушным…

— Чадру как раз придумал и сделал я. Другие украшения (кольца, браслеты, венок из хрустальных бабочек) — Елена Арутюнян, экзотичный нейл-арт, бежево-черный с золотом — студия Эллады Луценко. И, конечно, чудесно смотрелась в наших восточных нарядах мисс Таджикистан Парвина Саидова, а в наряде невесты вышла модель, признанная лицом Недели моды, Юлия Сливка. Выбирал приятные к телу фактуры — замша, кожа, шелк, органза.

Хвастов_1
Фото Алексея Кравцова

Альгамбра — Красный замок. Она покорила меня излучением спокойствия, чего-то вечного и сказочного. Судя по тому, что после показа исчезли две вещи, причем мужские, я создаю вполне носибельную одежду, что бы там ни говорили недоброжелатели. В конце мая планирую побывать с показом "Альгамбры" на Неделе моды в Страсбурге и затем во Франкфурте-на-Майне.

Хвастов_3
Фото Алексея Кравцова

— Некоторое время назад едва ли не все СМИ облетела история, как ты в Одессе умудрился "одеть" саму Примадонну, которая, как известно, очень придирчива и избирательна к своим сценическим костюмам.

— Алла Борисовна получала от меня в подарок платья, причем не одно. В последнее время она заметно похорошела, стала чаще носить асимметрию, которая ей очень идет, каблучки носит, подолы разной длины… Все отлично!

Один случай расскажу… Концерт Аллы в Одессе. А я как раз провел фотосессию своей коллекции. Схватил предназначенное для нее платье, но не нашел подарочного пакета (в супермаркете оказались только "длинные", для бутылок). Впихнул туда это платье (оно же тоненькое). И уже за кулисами столкнулся нос к носу с музыкальным критиком Артуром Гаспаряном, он и согласился передать певице мое платье. Она одевалась в гримерной, была очень недовольна своей курткой и юбкой. Злая была! Тут ей и передают пакет. Она тянет ткань: "Это шарфик?". Вытягивает — а там целое платье. И на сцену вышла именно в нем, заявив публике: "Как хорошо, что у вас в Одессе есть такой замечательный Руслан…". А в первом ряду сидит с букетом тогдашний губернатор Руслан Боделан! Он принял это на свой счет. Но когда певица назвала мою фамилию, он стал просто багровым… Примадонна, кстати, носила это платье с красивыми разводами (в виде вееров) и на других своих концертах.

— Когда ты только начинал создавать свои коллекции, то был буквально одержим дорогими "статусными" тканями — парчой, бархатом. А как сейчас?

— Образование и годы практики показали, что даже дешевая обивочная ткань может быть красивой в изделии. Из покрывала "Дивандек" в кубиках и ромбиках я сделал пальто и шапочку для главного героя "Мелодии для шарманки", мальчика. Получилось ярко и необычно. По сюжету это сшила для него покойная мама, а беспризорные мальчишки одежду отобрали, сунули взамен грязную куртку.

Эти пальто и шапка сейчас где-то в Киеве у продюсера Олега Кохана. А я жалею, что не нашел еще таких покрывал, сделал бы что-нибудь интересное.

Молодые дизайнеры, наоборот, стремятся шить из чего-то дорогого, в них вкладывают деньги родители, мужья, жены, любовники, но если нет собственных идей, получается какое-то ксерокопирование того, что уже известно.

Хвастов_4
Фото Алексея Кравцова

Флора Михаэла из Молдовы выиграла у нас конкурс молодых дизайнеров именно благодаря своей креативности, она не стала прятаться за дорогие ткани.

Гораздо "вкуснее" получится, когда сам красишь, вытягиваешь нитки, тогда ткань становится твоей.

Молодой дизайнер должен понимать: если он представляет то, что можно за копейки найти на рынке за углом, это не вызовет интереса. Смелее нужно быть, креативнее.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно