РОЖДЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ

24 января, 2003, 00:00 Распечатать

Выступления камерного хора «Киев», руководимого Николаем Гобдычем, неизменно привлекают повышенное внимание слушателей...

Николай Гобдыч
Николай Гобдыч

Выступления камерного хора «Киев», руководимого Николаем Гобдычем, неизменно привлекают повышенное внимание слушателей. Аншлаги на концертах «киевлян» настолько же привычны, как и объяснимы: хор сегодня — без преувеличения лучший коллектив Украины и один из лучших в Европе. Речь не о высоких регалиях и солидном послужном списке (к слову, того и другого у «Киева» столько, что с лихвой хватило бы на несколько «творческих единиц»). Речь об ином — о высочайшем качестве буквально каждого выступления; об эталонных интерпретациях; о стильных и концептуально продуманных программах; о точнейшей драматургической выстроенности и выверенности, «необходимости и достаточности» каждого нюанса, штриха, жеста, номера, выхода…

«Киев» сегодня воспринимается не как «первый среди равных», не как «равный среди лучших», не как «один из прекраснейших хоров», а как уникальный бренд, своеобразная торговая марка, гарантирующая аудитории качество, эксклюзивность и неповторимость. Все сказанное тем более удивительно, что работает «Киев», по большому счету, на ограниченной территории. С одной стороны, она ограничена в жанрово-исполнительском измерении масштабами и составом камерного хора. С другой — территория творчества «Киева» довольно четко очерчена в национально-стилевом плане: это преимущественно музыка украинских авторов. Но отсутствие исполнительской «всеядности» (и в этом, на мой взгляд, одно из привлекательнейших качеств хора) стимулирует не столько экстенсивность, сколько интенсивность развития коллектива. В исполнении отечественной средневековой монодии, украинских барокковых партесов, европеизированных классицистских концертов, эмоционально-кордоцентричных романтических полотен, переполненных техническими экспериментами современных опусов и разностилевых обработок украинского фольклора «Киеву» сегодня равных нет. Если к сказанному добавить недавний грандиозный проект хора — крупнейшее в истории независимой Украины гастрольное турне (три десятка концертов во всех регионах страны) и с завидной регулярностью осуществляемые традиционные акции коллектива (фестиваль «Золотоверхий Київ» и рождественские концерты), то интерес слушателей к выступлению хора в Колонном зале им.Лысенко и ажиотаж вокруг концерта окажутся вполне понятными.

В этом году рождественская программа хора также была уникальной. Называясь «Рождество с камерным хором «Киев»», она включала не только украинские рождественские мелодии (колядки и щедривки), но и рождественские песнопения народов мира.

«Размыкание» национальных границ рождественского концерта за счет включения в православный контекст католических и протестантских песнопений могло бы показаться эклектичным и пестрым. Судите сами: в одной программе объединялись латинский гимн «Приидите, верные» и леонтовичевский «Щедрик», хорально-балладная композиция Away in a Manger, первоначальный немецкий текст которой приписывается Мартину Лютеру, и знаменитые Jingle Bells, беспощадно эксплуатируемые в рождественских рекламных роликах, украинская народная «Спи, Ісусе, спи» и традиционный для Нового Света рождественский хит «Святая ночь» (O holy Night). Но при диаметрально разведенных интонационных истоках весь концерт воспринимался как грандиозная праздничная сюита, исполненная чувства благости, умиротворения, светлой радости и неизъяснимого очарования. И в этом особое мастерство Виктора Степурко, тонко обработавшего и аранжировавшего рождественские мелодии для хора и оркестра, а также исполнителей, воплотивших замысел композитора (кроме хора «Киев», это — Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины, руководимый Владимиром Сиренко).

Можно было бы усмотреть в этом влияние глобализационных процессов, нивелирующих национальные отличия, подводящих под единый знаменатель различные традиции. Можно — но нужно ли? Ведь музыка, не знающая границ по определению, в который раз подтвердила: «Несть ни еллина, ни иудея»…

И наконец, о приятном для тех, кто не смог в этот вечер попасть в Колонный зал им.Лысенко. Рождественские песни народов мира, аранжированные Виктором Степурко, в исполнении камерного хора «Киев» и Национального симфонического оркестра Украины, зафиксированы на кассетах и компакт-диске. Мировой стандарт — концерт только что состоялся, а любители и коллекционеры уже могут приобрести запись.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно