Рождественская сказка от Галины Шигаевой

29 декабря, 2004, 00:00 Распечатать

Новогодние и рождественские праздники дают потрясающий импульс для воплощения фантазий. Загадывают желания, дарят и получают подарки, и сердце сладко замирает в ожидании чуда...

Новогодние и рождественские праздники дают потрясающий импульс для воплощения фантазий. Загадывают желания, дарят и получают подарки, и сердце сладко замирает в ожидании чуда. Закупив, написав, завернув, подарив, приготовив и накрыв, слегка выпив, поцеловав, закусив и поговорив, большинство из нас устремляет взоры на экран телевизора, превращаясь в коллективное дитя, желающее внимать доброй сказке. Нынешнее Рождество, вернее, его канун — Святой Вечер, — приведет в наши дома долгожданный отечественный продукт — рождественскую сказку-комедию «Подарок судьбы».

Режиссер-постановщик картины Галина Шигаева сегодня, пожалуй, единственный комедиограф нашего кинематографа. Путь «кинематографического ребенка», отец и мать которого — художники кино, был предопределен. И почти сразу же определился жанр — комедия. Дипломная работа — «Мистер Твистер» по сценарию Липатова — получила в свое время диплом на МКФ «Молодость». Следующая самостоятельная работа — «Голый» (сценарий Георгия Николаева и Константина Лопушанского) — не только вызвала большой резонанс на вышеупомянутом фестивале, но и завоевала Гран-при Международного фестиваля в Турине. Затем увидела свет «Конотопская ведьма». И тут в нашей стране перестали снимать кино, тем более какие-то комедии, денег хватало на пару-тройку масштабных полотен, претендующих на переосмысление истории. Галина Шигаева, как и многие кинематографисты, ушла на ТВ, взяв на себя роль арт-директора телекомпании «ТЕТ».
— Галя, как же все-таки удалось вернуться к кино?
— Сценарист Мария Мишурина предложила сценарий — комедийный «Подарок судьбы», с ним я запустилась на киностудии Довженко около четырех лет назад. Проработав в режиссерском периоде, остановились — не было денег. Очень хотелось реализовать этот сценарий, но все было бесполезно. Помог Виктор Приходько, ставший директором киностудии. Я рассказала ему, что 4 года назад был запущен такой проект. Он попросил Кохана меня принять, и тот пообещал изыскать возможность сделать этот фильм. Совместно с каким-нибудь телеканалом. Потому что в Украине нет проката в том объеме, который может «отбить» средства, вложенные в фильм. Переговоры шли месяцев пять-шесть, мы приступили к производству «Подарка судьбы» — с Министерством культуры Украины и каналом «1+1».
— Почему ты занялась жанром комедии?
— Я не выбирала. Вообще не задумывалась над жанром как таковым. Когда в институте искала тему для работы, читала рассказы и останавливалась на том, что было мне интересно. Понравились два произведения — «Комедийная притча» Альберта Иванова и «Мистер Твистер» Липатова. И когда снимала «Голые», тоже не искала специально комедийный сюжет. Тогда я даже для себя не понимала, почему комедия — это импульсивно.
— Сценарий был написан несколько лет назад, да и к съемкам долго не могли приступить. Были внесены изменения в первоисточник? Изменилось ли твое отношение к нему?
— Я не из тех режиссеров, которые сразу видят фильм как нечто целое, на бумаге и на пленке. Вижу только отдельные настроения, каких-то персонажей — очень ярко. И если нахожу актера, сразу вижу, что он подходит. Сюжет же этот вечен. Он не может меняться в зависимости от времени, ведь это не модель мобильного телефона, автомобиль или обстановка в квартире. Взаимоотношения четверых героев, о которых написан сценарий, — история вечная.
— Насколько легко было работать с продюсером? Сегодня это одна из самых модных и нужных профессий, которой присущ диктат.
— Мне повезло. Были расхождения по поводу актерских проб, но остались сниматься те актеры, которых хотела я. Убедилась на собственном опыте — сегодня все по-другому в кинематографии. То, что удалось отстоять моих героев, — большой плюс, моя большая победа и мое «втекание» в эту новую среду. С продюсером работать очень сложно. Он преследует свои цели. Понимая эти цели, мы работали 12 часов в день, без выходных. В прежних условиях можно было снимать три месяца, чувствовать себя комфортно, было время подумать. Сейчас таких возможностей нет. Все направлено на то, чтобы делать телепродукцию вовремя и быстро. Было безумно сложно. У нас, например, снималась собака, ставшая за время съемок звездой. И прекрасно это понимала — даже не всегда хотела лаять, когда было необходимо. У нее был бойфренд, который лаял вместо нее. Никого не интересовало, что в кадре животные и нужно немножко больше времени. В очень жестких условиях мы сделали фильм. Когда выходишь на финишную прямую, понимаешь, что не обошлось без потерь.
— Фильм снимался на видео?
— Он будет переведен потом на кинопленку, потому что Министерству культуры нужна кинопленка. 30 декабря мы сдаем фильм в Министерство культуры. Если все нормально, они дадут разрешение переводить картину в Москве на широкую ленту.
— Работа на видео сильно отличается от съемки на пленку. Насколько фильм получился киношным?
— Мы делали все возможное, чтоб «обмануть» этот видеоэффект изображения. Мне очень повезло с оператором-постановщиком Юрием Металевым — это его дебют в кино. Он работает на крупных телевизионных проектах на «Интере», «1+1». Мы задумали изображение в стиле рождественской сказки. Практически большая часть фильма будет светящейся. Это должно напоминать сказочную декорацию. Современный фильм, современные герои, замков строить нельзя было, но мы попытались создать дух сказки и визуальный, и музыкальный (композитор Сергей Берендсон). Анечка Банковская написала слова замечательной рождественской песни о любви.
— Вы снимали на натуре или строили декорации?
— У нас не было декораций. Снима­ли в квартирах, которые сдаются в арен­ду для иностранцев. Работали в Киеве, во Львове, немного в Праге — ведь все события у нас происходят в Праге.
— Главная героиня фильма — собака. А кто из актеров снимается в фильме и как проходили кастинги?
— Кастингов практически не было. Я знала, кто должен сниматься, видела только этих актеров. С самого начала. Много говорили, обсуждали, но было очень мало времени — запустились 15 апреля. К этому времени были уже все исполнители главных ролей, кроме самого главного героя. Здесь мы прибегли к кастингу, никто не подошел. Продюсер Андрей Белоус вспомнил о Данииле Белых. Он лаконичен, трогателен и по возрасту может подойти. Решили, если он мне понравится, сразу утверждаем. А остальных актеров я предложила: Алису Гребенщикову, Юру Гальцева, Сашу Морозова, Леночку Захарову.
— При производстве копродукции делается обязательная ставка на звезду и большое количество российских актеров. Были ли поставлены такие условия?
— Нет. Вот сейчас снимаю новый проект, и есть пожелание (не условие, а пожелание), чтобы пять-шесть человек были из Москвы.
— Кого же считать звездой в «Подарке судьбы»?
— Йоркширского терьера — Бейс Бей — Голубая Мечта, а в народе Зина. В фильме — Катюша.
— Как нашли ее и как с ней работалось?
— Йоркширского терьера я при­думала. В сценарии была дворняжка, в конце фильма появлялся ее двойник. Я поняла, что двойника дворняжки не найдем, это нереально. Поэтому и решила — для главной роли нужна очень маленькая, очень трогательная собака. Она — богатая наследница, бабушка завещала ей 3 млн. долларов. Герои-человеки пытаются собачку уничтожить. И все их попытки не удаются. Гуляя со своими собаками в Павловском скверике, я познакомилась с йоркширскими терьерчиками. Вот — то, что нужно! Правда, они практически не поддаются дрессировке. До появления нашей Зинки на съемочной площадке она не знала, что такое команда. Но хозяйка сказала: «Хорошо, мы попробуем». Я написала, что собака должна уметь: спать на спине, показывая пузик, поворачиваться в кадре, кушать в кадре — масса команд. И мы стали работать. Ее приводили два раза в неделю, и я отмечала положительные сдвиги. Собака полюбила нашу группу, почувствовала себя звездой, у нее появился любимый человек в группе — оператор. Примадонна знала, где камера. Если в дубле ей надо было пройти к камере и от камеры дальше — этого никто не мог добиться, она подходила к камере и садилась. Уйти оттуда было выше ее сил. А мы как изощрялись! Но зато ни один актер не может сделать что-то так искренне, как это делает собака. У нас есть такой эпизод: в центре кадра сидит Катюша и ест макароны, слева сидят актеры, тоже едят макароны. Саша смотрит на собаку и говорит: «Жрет за троих». И дальше следует диалог между актерами, камера делает акцент на собаку. Собака крошечная, ест мало, понятно, если она успеет наесться — все, больше нечего делать. Первый дубль: она ест макароны, забывает слова Даниил Белых. Второй дубль: она ест макароны и забывает слова Саша. Я кричала на актеров: «Да что же это такое? Собака играет, а вы забываете текст?!».
— Сколько же макарон было использовано при съемках фильма?
— Думаю, несколько упаковок «Мивины». Еще она съела упаковку йогурта: Юра Гальцев кормил ее с ло­жечки. Собачка у нас жила в очень хо­роших условиях. Ее купали в дорогих пенах, кормили вкусненько. Теперь нашу актрису стали приглашать и в другие фильмы. Хозяйка рассказывала, как возила ее на съемки сериала. По сценарию наша звезда долж­на бы­ла есть из одной миски с овчаркой. Та ей не понравилась. Конечно, опаса­лись грандиозного срыва! Хозяйка все ей объясняла, уговаривала. И уговорила. Начинается съемка, собаки едят из миски, режиссер снимает. В тот момент, когда говорит: «Стоп! Снято!» — наша Катюша кусает овчарку за нос. Настоящая актриса, спрятала свои настроения до конца съемки! Вот таких профессионалов мы растим!
— Будешь еще экспериментировать с животными в кадре?
— Да. Дома — две собаки и кот. Я их не покупала. Первая пришла сама, а вторую нашла возле Павловского сквера, она умирала. Очень люблю животных, это последние ангелы на земле. Если бы пришлось выбирать из двух равноценных сценариев, в одном из которых есть собака, а в другом нет, не стала бы отказываться от первого, чтобы облегчить себе работу.
— Режиссер — профессия сложная, требует жесткости, умения держать все под контролем. Как ты, человек мягкий по своей природе, справляешься с этим?
— Не знаю. Когда прощались с группой по окончании работы, даже мальчики плакали. Атмосфера была очень хорошая, очень добрая. Все старались сделать все как можно лучше, помогали. Не было козней, интриг. Мне повезло с коллективом. Мы очень сдружились. Открыла для себя новых людей. Хотя всегда есть ситуации, которые провоцируют скандал. Надо относиться друг к другу внимательно, чутко, с любовью. Люди пришли ко мне в группу зарабатывать, но в то же время и делать кино. И стали мне невероятно близкими и родными!
— Что будешь делать дальше?
— Есть предложение от Юрия Рогозы — комедия, новогодний триллер. Мне очень понравился сценарий. Изумительно написано, но очень трудно снять. Там опять собака, ее опять хотят убить. Я уже шутя назвала себя режиссером-кинологом. Придется браться за работу. Кто же кроме меня может снимать собак?
— Очень хорошо, когда есть работа. При этом, когда она есть, не хватает времени на быт, семью. Как справляешься?
— Я одновременно мама и папа. С нами моя мама, ей 74 года. Она художник по костюмам. Сыну 19 лет, учится в Европейском университете на программиста. У него свой круг обязанностей. Очень помогает мама. Не знаю, как могла бы что-то делать без нее и сына, ведь я — очень домашний человек. Пребывание вне моей квартиры, вне моей семьи переношу очень тяжело.
— Комедии обычно заканчиваются хеппи-эндом, это классика жанра. А в жизни?
— Я настроена на позитив, чувствую — что-то хорошее должно произойти.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно