Рождественская мелодия Киры Муратовой. Знаменитый режиссер посвящает свой новый фильм беспризорникам и Ренате Литвиновой - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

Рождественская мелодия Киры Муратовой. Знаменитый режиссер посвящает свой новый фильм беспризорникам и Ренате Литвиновой

21 декабря, 2007, 16:21 Распечатать

Кира Муратова недолго отдыхала после премьеры картины «Два в одном» (недавно этот фильм, кстати, был показан на телеканале «Интер»)...

Кира Муратова недолго отдыхала после премьеры картины «Два в одном» (недавно этот фильм, кстати, был показан на телеканале «Интер»). Она снова в активном производственном процессе. В Одессе вовсю идут съемки ее новой ленты «Мелодия для шарманки» с Ренатой Литвиновой, Олегом Табаковым и двумя малолетними восходящими звездами в главных ролях. По некоторым прогнозам, это может быть мрачноватая рождественская история — о беспризорниках и вечном сказочном желании счастья и любви. Финансирование проекта обеспечивает Министерство культуры и туризма Украины, а также Sota Cinema Group (продюсер Олег Кохан). Премьера намечена уже на весну наступающего года.

Журналисту легче сняться у Муратовой, чем легально попасть на площадку и пообщаться с режиссером, актерами, последить за ходом работы. Не любит она этого. Поскольку наниматься в массовку не хотелось по причине морозной погоды (рождественская сказка все-таки!), пришлось идти на хитрости, раздобывая некоторые сведения.

Еще месяц назад в Одессе Кира Георгиевна Муратова начала съемки своей новой картины «Мелодия для шарманки». Сценарий фильма написан киевским драматургом Владимиром Зуевым в соавторстве с Кирой Муратовой. Говорят, роль Ренаты Литвиновой подвергалась обработке со стороны самой актрисы.

Рождественская сказка, судя по всему, выйдет несколько мрачноватой. Да и не может быть иначе в нашей стране, где тысячи детей живут в подвалах да канализационных люках. Почему не сказать правду? Главными героями в новой картине станут малолетние брат и сестра, оставшиеся без родителей. Детей пытаются разлучить, отправив в разные интернаты (между прочим, в Одессе некоторые риелторы не стесняются расклеивать объявления, предлагая свои услуги по выписке несовершеннолетнего из квартиры — ни больше ни меньше!..)

Согласно сценарию Зуева, дети убегают, оказываются на улице… И начинают отважно бороться за свое выживание. Детские роли исполняют Лена Косюк и Рома Бурлака. Этим ребятам пришлось победить в серьезном кастинге. Ведь Муратова отсматривала детей-актеров сотнями, если не тысячами. И на Одесской киностудии до сих пор ходят легенды об этих прослушиваниях. Толпы детей, пришедших с родителями, накаленные страсти в студийном коридоре, увлекающаяся Кира Георгиевна, которая может часами репетировать определенную сцену, прежде чем придет к выводу, что тот или иной ребенок ей не подходит. А еще слезы разочаровавшихся, возмущенные крики матерей…

Ассистенты по кастингу перешерстили все одесские школы, все кружки, студии, искали подходящих ребят даже на улице. В процессе работы возникали самые различные варианты вплоть до экзотических: рассматривалась на роль старшей сестрички кандидатура девочки младшего возраста. Ведь бывает и так, что малышка опекает старшего братца… В конце концов остановились на ребятах с разумной разницей в возрасте: девочка постарше, мальчик младше. Вот на его-то долю и выпадает определенное количество неприятностей… В первом варианте сценария он, кстати, погибает ближе к финалу. Как получится в готовом фильме, предсказать не берусь. Хотя чует сердце — без трупа не обойдется.

На взрослые роли Кира Муратова пригласила созвездие своих актеров — Ренату Литвинову, Олега Табакова, Наталию Бузько, Нину Русланову, Георгия Делиева. Оператор-постановщик фильма — Владимир Панков, музыку к будущей картине написал выдающийся отечественный композитор Валентин Сильвестров. Съемки пока проходят в Одессе, а затем переместятся в Киев.

«ЗН» удалось пообщаться с одесскими исполнителями, например, с Анатолием Падукой, руководителем театрального лицея (строго говоря, это студия при районном Доме детского творчества, зато ее выпускники с легкостью поступают кто в «Щуку», кто в «Щепку», кто в РАТИ). Анатолий Иванович в паузах между съемками, которые велись в одном из ресторанов на Дерибасовской, поведал, что у Муратовой ему всегда все равно, в какой роли сниматься. Вот и на этот раз он еще не успел вникнуть, кого, собственно, играет — кладовщика или покупателя…

А фронтмен комик-труппы «Маски», любимый «муратовский» актер Георгий Делиев говорит:

— В этом фильме я играю городского сумасшедшего, читающего проповеди беспризорным детям, которые моего героя в конце попросту избивают. Кира Георгиевна утрировала этот момент, использовала самый настоящий «муратовский повтор», то есть меня избивали не однажды, я вставал, и все повторялось снова… Благодаря постановщикам трюков я не пострадал — все отрепетировал в защитном костюме, а в кадре мне, конечно, «защиту» сняли. Съемки проходили на станции «Одесса-Товарная». По сценарию как раз и требовалось достаточно заброшенное место, где не осуществляется перевозка пассажиров, а происходит отстой вагонов. Меня часто спрашивают, как отношусь к проблеме беспризорности. Точно так же, как и любой нормальный человек, и в бытность мою депутатом Одесского городского совета старался помогать приютам… Только кино — это другое! Расценивать кинопроизведение как что-то, имеющее прямое отношение к жизни, бессмысленно. Это искусство. Да, в какой-то мере искусство похоже на жизнь, но оно дает знания духовные — для иного, для точного ответа на конкретный вопрос (расстояние от Земли до Луны, например) нужен энциклопедический справочник… И я бы не советовал к «Мелодии для шарманки» подходить с житейскими мерками.

Более сдержанно высказалась о своем участии в съемках актриса Наталья Бузько:

— Роль у меня эпизодическая. Настолько маленькая, что даже не стоит говорить. Да и не люблю до премьеры рассказывать о съемках. Снималась два дня с Жаном Даниэлем, изображали участников развеселой компании. Хорошо, что Кира Георгиевна поднимает проблему детской беспризорности. Мне кажется, отношение к бездомным детям «хромает» как у государства, так и у простых граждан.

А вот Рената Литвинова играет в фильме богатую даму, желающую усыновить бедного ребенка, чтобы сделать из него маленького принца. Ее супруг (Олег Табаков) находит подходящего мальчика, и она спешит ему навстречу в костюме феи, чтобы произвести должное впечатление и в итоге сделать дитя счастливым. Но… не успевает. Застревает наибанальнейшим образом в пробках! Припозднившихся прохожих ожидало у супермаркета «Фуршет», что на улице Среднефонтанской, незабываемое зрелище — вихрь искусственного снега, а опереточные китайцы несли паланкин, в котором восседает красавица Литвинова в роскошной шубе и с волшебной палочкой в руках…

Очевидно, что сюжет подведет к обилию шокирующих эпизодов, а в итоге — к трагическому, душещипательному финалу. Хотя… кто знает? Кира Муратова порою в чем-то предсказуема, а во многом и неожиданна…

ДОСЛОВНО

Кира Муратова, режиссер:

— Святочный рассказ или рождественская сказка — этот жанр ничем здесь не нарушен, а лишь адаптирован к сегодняшней реальности. Переплетение нежности и печали можно назвать мелодраматичным. Как и во всякой качественной мелодраме, социальное начало пронизывает эту ткань вдоль и поперек переплетениями категорических императивов. Голод, холод, сиротство, бедность, богатство — все это простые, внятные вещи, открыто и серьезно рассказывающие о своей сущности. Никаких головоломных психологических или формальных изысков не заложено в этом сценарии. Ну, разве что, одна забавная загадка человеческой природы — загадка потребности игры. Я имею в виду изящную и оригинальную мистификацию в супермаркете, когда золотая молодежь изображает из себя воров-клептоманов, подчеркивая, обрамляя и сопровождая действия голодной девочки, ворующей насущный хлеб.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно