РОМАНТИК ВЯЧЕСЛАВ ПОЛЯНСКИЙ

3 марта, 2000, 00:00 Распечатать

Творческий тандем Вячеслава и Тимура Полянских стал известен столичным завсегдатаям музыкальных залов сравнительно недавно, несмотря на то, что отец и сын отлично слаженный и хорошо звучащий дуэт...

Творческий тандем Вячеслава и Тимура Полянских стал известен столичным завсегдатаям музыкальных залов сравнительно недавно, несмотря на то, что отец и сын отлично слаженный и хорошо звучащий дуэт. В то же время каждый из них самодостаточен. Заслуженный деятель искусств Украины Полянский-старший преподает в университете культуры на кафедре эстрадно- инструментальной музыки, а лауреат международных конкурсов Полянский-младший занимается аранжировками для известных украинских исполнителей, среди которых — Астрая, Ольга Юнакова, квартет «Гетьман». Но не только кровные узы объединяют двоих пианистов с почетными званиями. К этому причастен король музыки — джаз. В нем они стали продолжением друг друга. Хотя когда-то все могло сложиться иначе. Да разве реально предусмотреть гром среди ясного неба? Задолго до творческого становления сына Вячеслав Полянский начинал играть с другим пианистом, Юрием Бонем, эмигрировавшим затем в Польшу и оставшимся приятным воспоминанием. Так что маленькому Тимуру в два года даже не пришлось выбирать, направить свои силы на покорение царства Орфея или на что-то еще.

— Сын еще и не родился, а с ним, наверное, все было понятно, — усмехаясь, вспоминает отец. — Я и жена, она тоже музыкант, с раннего детства приобщали его к искусству. Помню, когда Питерсон ко всеобщему удивлению приехал в Союз, мы с Тимуром отправились в Таллинн на концерт, забронировав билеты по телефону. И как ни странно, их действительно оставили. Но мы перестраховались и купили еще два. Да, смешно вспоминать, хотя загвоздка не в том, что сейчас это дико звучит, а тогда на подобных исполнителей приезжали люди не то что из Львова, а из Владивостока и Хабаровска. Гастроли Питерсона планировались и в Киеве, и в Москве, но туда он не попал. Какой-то нахал обозвал его в гостинице чернокожим и не извинился, поэтому выступления по Союзу были прерваны. Так что, знаю по собственному опыту, всегда нужно ехать в первый город. Вот в такой атмосфере «импровизации» рос наш Тима. Позже, в Вильнюсе, он стал лауреатом конкурса импровизации.

Честно говоря, ни тогда, ни теперь Полянский-младший не особенно обижался за подобное воспитание. Тем более если воспринимать все в контексте такого тонкого, рафинированного и демократичного жанра, как джаз. Лучше сказать, так случается всегда, когда иначе быть не может.

Еще совсем недавно Полянские меряли своими шагами старинные лабиринты узких львовских улиц. А сейчас уже намертво привязаны к столице. Здесь работа, концерты, музыка, а значит — жизнь. К смене атмосферы, к повышенной ответственности привыкли быстро. И сразу же приглянулись солидным киевским меценатам — центру развития молодежного сотрудничества «XXI век для Украины» и Фонду содействия развития искусств. Теперь семейство Полянских, к которым добавился еще один лауреат конкурса имени Лысенко (виолончелистка камерного ансамбля «Киевские солисты» под руководством Богодара Которовича) Екатерина Полянская, жена Тимура, — постоянные и незаменимые участники их акций. Организаторы, сделавшие ставку, казалось бы, на темных лошадок, не прогадали. Им, в отличие от других, удалось заполучить хороших исполнителей элитарной музыки, соединивших в себе неоспоримый опыт и «свежую» кровь, знания и дерзкую молодость.

Тимур уже бесспорный ас аранжировки, чем, откровенно говоря, сейчас занимается больше, чем роялем. Но старый друг, безусловно, наложил отпечаток на его новые работы: в них уверенно чувствуются академические приемы. А в жизни Вячеслава Полянского есть еще одна глава, о которой невозможно не вспомнить. Он является музыкальным оформителем более 150 спектаклей и мюзиклов. Опусы маэстро звучат не только во многих театрах Украины, но и в таких недосягаемых точках соседней России, как Нижний Тагил, Томск, Тула. В Днепропетровском театре уже более 10 лет обитает его «Роксолана», а на львовской сцене вскоре появится очередной джазовый мюзикл на польском материале «Рег-тайм для Магдалины». Приблизительно с 1976 года пианист занимается записью серии детских кассет «Музыкальные сказки от Вячеслава Полянского». Уже пять из них вышло в свет. А ведь после исчезновения детских пластинок мы как никогда нуждаемся в подобной продукции. Но дело упирается не только в изобретательность и талант. Гонорары артистам львовского кукольного театра, озвучивавшим сказки, Полянский платил из своего собственного кармана. И несмотря ни на что энтузиазм не иссякает — готовится к выходу шестая кассета.

Сейчас Полянские мечтают сыграть в Национальной филармонии концерт Баха для трех роялей с оркестром. Но совсем не для того, чтобы доказать, что серьезная академическая музыка им тоже под силу. Они подчинили себе разные жанры. Исчезнет первый из них, останется театр, испарится театр — пребудет аранжировка, детская музыка, концертмейстерство и, конечно же, джаз. Когда любимых дел много, они не дадут пасть духом. Что же касается джазовых вечеринок, то Полянским удалось даже сколотить свою команду из старых могикан: «Киев-Стринг-Бенд» Юрия Соловьева, Наталья Потапенко, Карлен Мартчян.

В ответ на вопрос, дает ли о себе знать в отношениях между Полянскими вечная проблема отцов и детей, оба лукаво усмехаются:

— Иногда, из-за пристрастия к своим хобби, работать вместе некогда, не то что спорить, — говорит Тимур.

— Что касается меня, из нормальных хобби сейчас актуальна только литература, — подхватывает разговор Вячеслав. Да и нечего нам делить. У нас абсолютная гармония. Тимур пойдет дальше меня. Если бы человек, встретивший меня впервые и не имеющий отношения к музыке, спросил, кто я такой, без стеснения ответил бы: отец Тимура Полянского.

Слушатель идет на Полянских: когда они играют в Национальной филармонии для Владимира Засухина, на особые джазовые вечеринки, на выступление на майдане, организованное по случаю Дня Независимости. Ради звучания рояля Вячеслав Полянский готов отложить если не все, то многое. Например, выступить бесплатно или вернуться раньше из двухмесячного турне по Америке. Пианист придерживается точки зрения, что блага «дикого Запада» во многом развращают, и наивно думать: «Хорошо там, где нас нет». А если мы туда и попадаем, то гораздо достойнее представить себя не посредством шароваров, а оркестром, в репертуаре которого прекрасная неоспоримая классика. И для того, чтобы быть на виду, не обязательно казаться несравненным. Всегда одни лучше, другие хуже. А если правильно спланировать, то всем хватит места в театре под названием жизнь. Природе не обойтись ни без ворон, ни без соловьев, считает Полянский. Главное — не путать себя друг с другом и не претендовать на чужой смычок, сцену, рояль.

— В Украине сейчас работы больше, и поэтому я здесь, — говорит мне на прощание Вячеслав Полянский. — Хотя многое в нашей психологии меня пугает, например принципы «моя хата скраю» или «добре, коли в сусіда хата згоріла». А жизнь, по большому счету, — это любовь к Всевышнему, к людям. Не нужно разрушать уже созданную гармонию. Что поделаешь, по натуре я романтик.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно