РОМАНТИЧЕСКИЙ КЛАВИРАБЕНД ВЛАДИМИРА ВИАРДО

Поделиться
Колонный зал им.Лысенко Национальной филармонии Украины порадовал киевских слушателей неординарным концертом...
Владимир Виардо

Колонный зал им.Лысенко Национальной филармонии Украины порадовал киевских слушателей неординарным концертом. Впервые за долгое время любители фортепианного искусства имели возможность послушать в филармоническом абонементе не выступление заезжей знаменитости с отделением симфонического оркестра Н.Дядюры «в нагрузку», а полноценный клавирабенд. К тому же за роялем был профессор Владимир Виардо — лауреат международных конкурсов им. Маргариты Лонг и Жака Тибо (Франция) и Вэна Клайберна (США), а программа отличалась нечастой нынче тематической цельностью, монолитностью и незаигранностью. Так что аншлаг и бурные овации зала вполне естественны. Концерт имел действительно грандиозный успех и стал одним из самых ярких событий текущего сезона.

Итак, в программе вечера — Четыре экспромта ор.142 Франца Шуберта (1797—1828) и Восемь прелюдий Оливье Мессиана (1908—1996). Эти произведения нечасто исполняются в филармонических концертах. Поэтому объединение их в одной программе — отнюдь не случайность, не прихоть гастролера, а свидетельство глубоко продуманного замысла, проявление столь редко, к сожалению, встречающейся в последнее время традиции концептуального построения концерта. Экспромты Шуберта — начало эпохи романтического пианизма; Прелюдии Мессиана — ее завершение. Таким образом, Владимир Виардо своим выступлением очертил большой раздел истории европейской музыки. Один только замысел такого концерта ставит его в исключительное положение в киевском филармоническом сезоне.

Экспромты Шуберта — первого «венского романтика» — несут весьма ощутимый отпечаток предшествующей эпохи, некоторый отзвук бетховенских традиций. Структура тематизма, фактурные особенности, принципы развития у Шуберта еще весьма классицистичны; и лишь в материале, базирующемся на песенном начале и «божественных длиннотах», проявляются веяния нового, романтического века — с доминированием чувства над разумом, с тенденциями к демократизации и вниманием ко внутреннему миру конкретного человека. Прелюдии Мессиана (раннее сочинение композитора) находятся в зоне влияния пианизма Дебюсси — колористического, полипластового, с рафинированной нюансировкой и изысканной педализацией. Да и программные названия этих миниатюр («Экстатическая песнь на фоне грустного пейзажа», «Утраченные мгновения», «Бесплотные звуки сна», «Колокола скорби и слезы прощания», «Отражения в воздухе») также вызывают аналогии именно с позднеромантическим искусством — импрессионистическим творчеством Дебюсси.

Владимир Виардо покорил зал стильностью исполнения. Тончайшие градации тихой звучности, детальная прорисовка линий многослойной фактуры, использование всех колористических возможностей рояля, глубокий, объемный звук, — все это присутствовало в его интерпретациях, подчеркивая именно романтическую идею концерта. Экспромты Шуберта были сыграны «на одном дыхании», что придало опусу, имеющему черты классической цикличности (четыре части с типичным для сонатно-симфонического цикла темповым, тональным и образно-жанровым соотношением частей) признаки романтической поэмности. Принцип циклизации миниатюр как иной путь построения крупной формы романтиками, утратившими рациональную цельность ощущения окружающего мира, предстал в Прелюдиях Мессиана, составивших второе отделение концерта.

Простота исполнения романтической музыки мнима. Традиции романтического пианизма, казалось бы, общеизвестны — и в то же время обманчивы. Конечно же, тонкая нить непосредственных связей и слуховых впечатлений (передающихся от учителей к ученикам и накапливающихся в результате опыта) здесь более ощутима, чем, например, по отношению к искусству барокко или более ранних эпох. Много ли мы знаем о манере исполнения, например, знаменного распева — или ренессансной фроттолы, античного гимна — или раннеклассического клавесинного рондо? Отсутствие непосредственных слуховых впечатлений позволяет только строить более или менее правдоподобные предположения о том, как это звучало в реальности. Скажем, древнеегипетские изображения певцов (закрытые глаза, наморщенный нос, напряженные мышцы рта и вытянутая шея) дают основания считать их пение резко гнусавым.

С романтическим пианизмом дело обстоит иначе. Здесь все, казалось бы, предельно ясно, известно, но требует постоянного творческого доказательства — в каждом выступлении, в каждом концерте. Владимир Виардо доказал: Шуберта и Мессиана нужно играть именно так! Так, как играл он — полновесно и материально, колористично и изысканно, виртуозно и концепционно.

Весомым дополнением программы стали «бисы». Первый из них — листовская транскрипция «Серенады» Шуберта — полностью вписался в романтическую программу концерта. Два других могли бы вызвать недовольство и даже негодование пуристов от музыки своей невзыскательностью и «сомнительностью происхождения». Речь идет о салонных пьесах для домашнего музицирования в четыре руки — галопах конца ХІХ — начала ХХ века. Но с первых же звуков этих очаровательных миниатюр стало ясно: то, что звучит, — отнюдь не «музыка низшего сорта». Это так же, как и Шуберт, Мессиан, Лист — весомейший пласт романтической фортепианной культуры. К сожалению, он обычно презрительно игнорируется академическими исполнителями, но от того не становится менее значимым для музыкального искусства позапрошлого века…

Романтический пианизм предстал в интерпретации Владимира Виардо объемно и полно: хронологически — от раннего до позднего, ценностно — от рафинированно-утонченного до демократично-бытового, исполнительски — продолжая и развивая традиции русской фортепианной школы. Такой результат может дать только сольное выступление большого мастера.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме