Репетиция оркестра. I’Culture Orchestra: музыкальный и гуманитарный проект

3 декабря, 2010, 15:35 Распечатать Выпуск №45, 3 декабря-10 декабря

I’Culture Orchestra — молодежный оркестр, инициатором создания которого выступил Институт Адама Мицкевича в Польше...

I’Culture Orchestra — молодежный оркестр, инициатором создания которого выступил Институт Адама Мицкевича в Польше. Концертные выступления I’Culture Orchestra входят в специальную культурную программу, которая будет представлена в период польского президентства в Совете Европейского Союза (июль—декабрь 2011г.).

Киев стал первым восточноевропейским городом, в который приехало авторитетное жюри, чтобы прослушать и отобрать молодых профессионалов в этот оркестр.

Музыканты из разных стран становятся участниками подобных оркестров, проходя отборочные туры. Сформированный коллектив репетирует несколько недель, а после этого гастролирует в разных странах.

Международный благотворительный фонд конкурса Владимира Горовица ранее помогал в отборочных прослушиваниях в молодежные оркестры. Так, в 2004 г. подобный отбор был проведен по просьбе Всемирной молодежной музыкальной организации Jeunesses Musicales International. Тогда оркестр сформировался и выступил в Испании.

В этом году, летом, фонд помог польским музыкантам собрать музыкальную молодежь Украины для первой сессии оркестра в городе Гданьск. Сейчас осуществляется поддержка проекта I’Culture Orchestra, рассчитанного на несколько лет.

22 и 23 ноября Павел Котла (художественный директор оркестра, известный дирижер), Питер Томас (скрипач Берлинского оркестра), Мейрик Александр (британский фаготист и глава департамента духовых инструментов Королевского Уэльского колледжа музыки и драмы) и Александр Горностай (генеральный директор Национального заслуженного академического симфонического оркестра Украины) прослушали в Киевском институте музыки им. Р.Глиэра 49 украинских музыкантов из разных городов Украины для I’Culture Orchestra.

После прослушиваний Павел Котла и Питер Томас рассказали о критериях, впечатлениях и профессиональных взглядах.

— Павел, могли бы вы назвать пять качеств, которыми должен обладать музыкант оркестра I’Culture Orchestra?

П.К.: Во-первых, он должен иметь высокий уровень музыкальности. Во-вторых, хорошую технику. В-третьих, осознавать суть игры в оркестре, знать музыку. Он должен быть коммуникабельным. Мы ищем активного музыканта с уникальной индивидуальностью и энергией.

— Вы проводите прослушивания в разных странах. Можете ли охарактеризовать особенности украинской музыкальной школы?

П.К.: Украина — первая страна, где мы провели прослушивание, поэтому не знаю, как именно она выглядит на фоне других стран, но могу сравнить с Польшей… Обычно мы думаем, что представители восточноевропейских стран являются виртуозными исполнителями на струнных инструментах. Но в Украине открыли для себя музыкантов, играющих на медных, духовых и ударных инструментах, обладающих, на наш взгляд, большим талантом.

Буду честным: разочаровал не очень большой выбор среди струнников… Странно, что преподаватели-струнники уделяют намного больше внимания изучению концертов для скрипки с оркестром, чем оркестровым партиям. Уверен, что в Украине есть талантливые струнники. Но они до сих пор считают, что для карьеры игра в оркестре неперспективна.

— Что можете им посоветовать?

П.К.: Сейчас во всем мире есть много хороших солистов. Но, к сожалению, не так много играющих в оркестре. Думаю, Питер Томас — хороший пример. Он был первой скрипкой на протяжении многих лет. И когда он ушел, оркестру было очень сложно найти ему замену. Это действительно непросто. Хорошие оркестранты-скрипачи — настоящее сокровище.

Музыканты должны осознать, что такой вид карьеры — действительно интересный и имеет много преимуществ.

Важно знать оркестровый репертуар. Музыканты в возрасте 19—20 лет должны знать все симфонии Чайковского, все симфонии Шостаковича, а не просто сольные партии. Участники, подготовив оркестровые фрагменты, не всегда играли в нужном темпе, не знали произведение в целом. Если не знаешь произведение, поступая на работу в оркестр и играя прослушивание-конкурс, можешь уступить тому музыканту, который, возможно, не настолько виртуозен, но знает эту музыку.

— Молодежные оркестры как-то поддерживаются городскими властями или учебными учреждениями?

П.К.: В Британии много средств направляется на музыкальное образование. Эти деньги также идут на учебу музыкантов в молодежных оркестрах.

Разницу между Соединенным Королевством, Польшей и Украиной можно продемонстрировать на примере молодежного оркестра, который работает недалеко от Лондона: Лондонский молодежный оркестр графства Хартфордшир. Этот коллектив два года назад получил награду «Граммофон» за запись произведения Арнольда Шёнберга «Песни Гурре». Такая награда — честь для лучших оркестров мира.

— Наверное, сложно отобрать талантливых музыкантов в оркестр после всех прослушиваний?

П.К.: Сложно. Прослушав всех украинских участников, мы точно знаем, что имеем полную группу инструментов. Это хорошие исполнители. Есть несколько прекрасных музыкантов на одно место. Таким образом, будет очень сложно сделать выбор.

— Как происходит окончательное определение участников оркестра I’Culture Orchestra?

П.Т.: Все решения принимаются коллегиально. Я, как специалист по струнным инструментам, не буду много говорить о духовых. Обычно ответы на те или иные вопросы очевидны. Мы стараемся избежать ошибок в решениях, чтобы не потерять кандидатов с действительно высоким уровнем квалификации.

П.К.: Как дирижер, всегда прислушиваюсь к педагогам, которые будут обучать музыкантов на мастер-классах. Они лучше знают, чему могут научить музыкантов за три-пять дней. Таким образом, прослушаем всех музыкантов, вернемся к нашим записям в марте следующего года и примем окончательное решение.

— В марте 2011 года?

П.К.: Именно так. Планируем объявить результаты отбора в начале апреля 2011 года. Как показывает практика, прослушивания могут длиться месяцами и участники могут узнать результаты даже через полгода. Мой совет украинским музыкантам — будьте терпеливыми.

— Что, на ваш взгляд, могут получить музыканты, которые пройдут такой проект, как I’Culture Orchestra?

П.Т.: Эти музыканты получат несравненный опыт: они будут работать в оркестре на протяжении двух-трех лет.

П.К.: Такой проект важен для украинских исполнителей, которые не имеют возможности получить летние стипендии для обучения за границей. Участие в нашем проекте — бесплатное. Кроме того, музыканты совершат концертное турне.

Работаю более 20 лет в Великобритании и не помню, чтобы польский оркестр выступал с симфоническим репертуаром в Royal Festival Hall. Наш оркестр выступит в этом зале 6 ноября 2011г.

— А какой опыт получает дирижер, работая с молодежными оркестрами?

П.К.: Когда я работаю с профессиональными оркестрами, должен менять их привычки. А I’Culture Orchestra — белое полотно, на котором можно написать все, что считаешь нужным. К тому же энергия, которой обладают молодые музыканты, передается дирижерам, заставляя даже лучших из них «танцевать»…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно