РЕДКИ ЮБИЛЕИ СРЕДИ КИЕВСКИХ ГАЛЕРЕЙ

4 февраля, 2000, 00:00 Распечатать

Появление разнообразных художественных галерей стало возможным только в независимой Украине. Не...

Появление разнообразных художественных галерей стало возможным только в независимой Украине. Не успевали мы привыкнуть к этим галереям, как одни закрывались, зато появлялись другие, но мало среди них осталось «стариков» со стажем. Пятилетие отмечал в декабре «Дім Миколи». Наша беседа — с директором галереи Ольгой Бебко.

— Ольга Владимировна, поскольку галерейное дело в нашей стране сравнительно новое, вы действовали исключительно «на свой страх и риск» или же изучали постановку этого дела в других странах?

— Мне приходилось бывать в развитых странах Европы, но перенимать их опыт непосредственно в наши условия невозможно. Там все по-другому: обилие музеев изобразительного искусства, в том числе и современного, развивает культуру восприятия. Многие увлечены покупкой картин, существуют галереи разных категорий — от низких цен до очень высоких, но большинство ориентированы на средний класс (который у нас практически отсутствует). Например, у моей знакомой, у которой я остановилась в Германии, все стены снизу доверху были увешаны картинами, фотографиями и другими понравившимися ей предметами. А когда она выбросила старый шкаф, тут же обрадовалась, что освободилось место для новых картин, которые она уже где-то присмотрела.

И это не исключение. Если бы у нас была такая покупательная способность, галерейное дело тоже процветало бы. А за последние десять лет многие наши галереи закрылись по причине нерентабельности.

— Но если галереи будут следовать за покупателем, их уровень снизойдет до «салонного», кичевого. Где же будут выставляться художники ищущие, оригинальные, и как сделать так, чтобы их произведения тоже покупали?

— У нас же есть такие, что превращаются в погоне за хоть какой-нибудь прибылью в обыкновенный салон-магазин по продаже изобразительного ширпотреба. Те же галереи, которые находят еще и другие источники финансирования, стараются показать действительно интересных авторов. И тут роль наших галерей даже выше, чем на Западе — они представляют своеобразный Музей современного изобразительного искусства, которого у нас нет, показывают широкий спектр направлений и манер исполнения, поднимают уровень понимания искусства. Это, конечно, не так просто, но и на произведения авангардных авторов находятся покупатели.

Вообще, наши галереи ввиду своей особой роли, в большей степени нуждаются в поддержке государства. В беседах со многими руководителями киевских галерей вызрела необходимость выступить с проектом оптимальной организации галерей: установить их юридический статус, временно освободить от арендной платы и ряда налогов, по крайней мере лет на пять, пока будет разворачиваться деятельность. Ведь если художественную галерею сделать чисто коммерческим предприятием, это губит искусство.

— В вашем «Домі Миколи» всегда можно увидеть что-то необычное — то композицию из раскрашенных бутылок, то утонченную архитектонику бумажной пластики, то фотографии скульптур из песка. Вряд ли за ними выстраивается очередь желающих приобрести (хотя посмотреть — с удовольствием). Как же вам удается существовать?

— Мы являемся частью государственной структуры, а не частной — это галерея молодежного центра искусства Дворца детей и юношества. Не отказываемся и от спонсорской помощи. В прошлом году удалось получить грант от фонда «Відродження» на проведение акции «Бумага в пространстве». Это было очень интересно — и молодежь, и известные художники с увлечением создавали разнообразные пластические формы, отвлеченные и приближенные к образам, представленным на трех выставках. Этот недолговечный материал имеет большие формообразующие возможности и способствует развитию художественного мышления, позволяет отойти от избитых представлений.

— Не считаете ли вы, что узкие возрастные рамки участников выставок мешают вам развернуть деятельность «взрослой» галереи?

— У каждой галереи должно быть свое лицо, есть оно и у нас, это, безусловно, молодежная направленность. Но дело тут не в биологическом возрасте, а в установке на новизну, творческое начало. Если обратиться к биографиям великих художников, то окажется — многое из того, что они создали, было задумано в юности. Ранние стихи Пушкина ничуть не хуже поздних. Так что не стоит проводить четкую границу между искусством молодых и немолодых, должен быть критерий «талантливо-неталантливо».

А если уж говорить о возрасте, то идея создания этой галереи возникла у меня тогда, когда я увидела, что талантливые ученики изостудий и мастерских Дворца вырастают, уходят, и некому их поддержать в творческих исканиях — мешает необходимость зарабатывать, соглашаться с конъюнктурой и т. д. Уже первая выставка, которая состоялась здесь пять лет тому назад, была заявкой на нетрадиционность: «Костюмы, которые не носят» — перформанс переосмысления привычных ценностей. Шествовали девушки с набеленными, как маски, лицами в фантастических одеяниях из расписанного холста, порезанной школьной формы и т. д.

Мне нравится открывать новые имена, помогать им раскрыться, удачно составив и оформив экспозицию. Не вижу никакой заслуги в том, чтобы добывать славу галерее, выставляя только «раскрученных» художников, ориентируясь на готовый, кем-то составленный рейтинг.

— Вы правы, рейтинги могут и измениться, а вот собственные пристрастия к тем или иным талантам — вряд ли. Наверное, и художники относятся с таким галеристам с большей симпатией, зная что их пригласили не за статистические данные?

— Может быть, не знаю. Конечно, приятно, когда устанавливаются с художником теплые отношения, но я готова и к тому, что это встречается далеко не всегда. Творческая личность бывает и «колючей», замкнутой или взбалмошной, но если я вижу талант — прощаю все. Вообще же взаимоотношения художника и галереи, по-видимому, должны регулироваться как-то цивилизованно. Знаю такие случае, когда руководитель галереи потратил немало усилий, чтобы «раскрутить» художника и достаточно высоко поднять цены на его работы (что выгодно им обоим), а тот ему «изменил» и выставился у другого — в два раза дешевле. Этого бы не произошло, если бы с художником был заключен контракт, скажем, год выставляться только в одной галерее. Но практика контрактов у нас почти не срабатывает, так как галерист не может обеспечить своему подопечному хорошую продажу картин, и художников это не устраивает. Многие стараются продать работы прямо из мастерской.

— Какие зрители к вам обычно приходят?

— Самые разные и довольно много, по статистике во Дворце проходит до 10 000 человек в месяц: кружковцы, их родители, гости, сотрудники и т. д. Некоторые интересуются новыми экспозициями, другие заходят в галерею случайно, среди них и те, кто ни разу в жизни не бывали в музее. Хочется, чтобы их встреча с искусством стала для них значительным явлением. Планирую многогранные экспозиции: в одном месте будут выставлены работы известных мастеров, в другом — дебютантов, найдется место и для специальных проектов, как недавно продемонстрированный «Мираж» — инсталляции и зафиксированная на фотопленку акция создания скульптур из песка.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно