РАДОСТНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ, КОТОРОМУ НЕЛЕГКО ЖИВЕТСЯ

27 октября, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №43, 27 октября-3 ноября

21 октября в Киеве открылся 25-й Международный кинофестиваль «Молодость». И хотя несложно сегодня к ...

21 октября в Киеве открылся 25-й Международный кинофестиваль «Молодость». И хотя несложно сегодня к любому событию пристегнуть эпитет «международный», «Молодость» и по количеству, и географии гостей, участников и жюри, и по серьезности программы, и, соответственно, официальной регистрации в Международной федерации ассоциации кинопродюсеров - является таковым по праву.

Андрей Халпахчи, генеральный директор фестиваля, как всегда элегантный, подтянутый и внешне абсолютно спокойный, несмотря на вечный цейтнот, нашел время, чтобы поговорить о фестивальных буднях. Шел четвертый фестивальный день.

- Двадцать пять - это возраст для фестиваля солидный, казалось бы, все должно идти по накатанному пути, но в сложной экономической ситуации трудно быть организатором. Благодаря кому и чему он все-таки состоялся и какие были и есть проблемы?

- О, с проблемами все в порядке. Главным образом финансовые. Что касается программы, достаточно зайти в залы, посмотреть, какое количество народу ежедневно присутствует на пресс-конференциях. Все говорят, что программа значительно сильнее, чем в предыдущие годы. Сегодня мы беседовали с господином Бриссоном, президентом крупнейшей продюсерской ассоциации в мире (ФИАПФ), он сравнивал наш фестиваль и сочинский. По бюджету наш изначально в десять раз беднее. Мы, например, не оплачиваем дорогу гостям и участникам. И люди, которые тратят колоссальные деньги, приезжая к нам, считаю, могут рассчитывать на максимальные условия для полноценной работы и отдыха. Обычная система организации таких мероприятий во всем мире такова: бюджет состоит из трех частей. Треть - государственные деньги, треть - муниципальные, треть - спонсоры. Трудно во всех трех категориях. В прошлом году 90% составляли спонсоры, в этом - мы пытались привлечь государство. Город выполнил все, что обещал, как и Союз кинематографистов. Министерство молодежи и спорта тоже помогло - не очень значительная сумма, но та, на которую мы рассчитывали, которая была изначально для нас определена. А вот Министерство культуры?! Месяц тому назад были подписаны все документы о том, что в бюджет фестиваля нам выделяют 18 млрд. карбованцев, что, кстати, составляет четверть всего бюджета фестиваля. Честно говоря, зная ситуацию в нашей стране - ведь то, что написано на бумаге, не соответствует никаким реалиям и никогда не воплощается в жизнь, - можно было предположить все, что произошло. Так вот, этих денег мы не получили. Выбивать их сегодня нет возможности - мы должны решать колоссальное количество текущих вопросов: с гостями, режиссерами, изданиями, студиями. Мы должны это делать, потому что никого не интересуют наши финансовые проблемы. Я уж подумываю, какой залог могу получить за свою собственную квартиру - это выход, ведь мы отвечаем за фестиваль.

- Андрей, вы сделали заявление средствам массовой информации, что оргкомитет фестиваля подумывает обратиться в связи с этим в соответствующие инстанции?

- Мы консультировались с юристами и специалистами по международному праву. Естественно, для нас дорога честь нашей страны, очень не хотелось бы это делать...

- Хватит о грустном, в пресс-релизах - большой список спонсоров, невозможно выразить благодарность всем, назовите хотя бы основных.

- Небольшая ремарка: для того, чтобы спонсоры участвовали в каких-то культурных проектах, должны быть какие-то условия и законы, чтобы меценаты были заинтересованы в этом. У нас есть целый ряд спонсоров, которые работают с нами уже как минимум три года. Во-первых, это все посольства, перечисленные в релизах, это «ИЛТА-КИЕВ», «Свис эйр», Австрийские авиалинии, фирма «Кодак», фонд «Вiдродження» и целый ряд других, которым мы безмерно благодарны. Нас кормил ресторан «Вавилон» в Доме кино, который тоже является спонсором фестиваля. Думаю, наши гости очень довольны. И еще один спонсор - великолепный ресторан «Студио».

- Теперь о духовном - «Молодость» единственный в своем роде фестиваль, дающий старт молодым, не считая номинации «Дебют» на других фестивалях. Кого «открыл» фестиваль?

- Очень многих, благодаря этому концепция нашего фестиваля получила некоторые приоритеты в глазах ФИАПФ. Ни для кого не секрет, что последние годы не только для нашего, для мирового кинематографа являются кризисными. Поэтому сейчас очень важно и интересно видеть работы тех режиссеров, которые вступают во второе столетие кинематографа. И украинский кинематограф в тяжелейшем положении, однако представил очень сильную программу. На нашем фестивале дебютировал Иван Миколайчук, Михаил Беликов. Известные документалисты - Александр Роднянский, Сергей Буковский, Юрий Терещенко. Многие украинские аниматоры стартовали на нашем фестивале. И режиссеры бывшего СССР - Владимир Абдурашитов, Юрий Подниекс, Карен Геворкян, Резо Исадзе и многие другие. Гордиан Маук из Германии, чей фильм «Олимпийское лето» был победителем у нас два года назад, был затем признан лучшим фильмом года Германии. Картина Андраша Мольнара «Метео» получила затем премию, как лучший европейский фильм года. В прошлом году у нас лучшим анимационным фильмом был признан «Гагарин» режиссера Харитиди, а в мае этого года он был увенчан Золотой пальмовой ветвью в Каннах, как лучший короткометражный фильм. Поэтому расширяется интерес зарубежных представителей к нам - они приезжают сюда открывать новые имена.

- Не раздавая на четвертый день призы, можно услышать какие-то собственные оценки?

- Мне кажется, это ошибка даже таких известных фестивалей, как московский и «Кинотавр», - они хотят сразу быть лучше и больше каннского. Мы не пытаемся этого делать, понимая, что надо пройти еще определенный путь, но определенное место в мире мы уже заняли. Наша задача - каждый год набирать ступеньку. Как по уровню программ, так и в техническом обеспечении. Нам, например, очень дорого, дороже, чем было предусмотрено сметой, обошлись наушники, но они уже отвечают международным стандартам. Это очень важно, как и качество проекции, аппаратуры - все стараемся постепенно улучшать.

Говорить конкретно о каких-то фильмах мне бы не хотелось, потому что у меня свои вкусы. Нет возможности смотреть программу на большом экране, но во время предварительного отбора смотрел все программы на видео. Были споры, с чем-то не был согласен я, но решали коллегиально, старались дать весь спектр кино, не только авторское, но и какие-то новые направления, поиски. Мне кажется, что здесь очень много интересных работ, и в короткометражном, и в студенческом конкурсе. В последнем, кстати, очень сильна вся украинская программа, они, на мой взгляд, являются претендентами на победу в этой категории. В полном метре мы планировали показать 15 картин, поступило 13, но еще есть дни. Мне кажется, явление - венгерская картина «Удивительное путешествие Корнела Ешти» молодого режиссера Йожефа Пачковского, греческая картина «Конец одной эпохи» Антониса Коккиноса. И много других фильмов мне представляются очень интересными, думаю, половина из них - претенденты на награду.

- Андрей, вы отметили высокий уровень украинской программы, не опасаетесь обвинений в предвзятости в адрес жюри?

- Я бываю на разных фестивалях и знаю, какие скандалы возникают вокруг жюри, на которое часто оказывают большое давление: колоссальный скандал был три года назад в Венеции. Там были задействованы большие деньги, и продюсеры давили на дирекцию фестиваля. Мы свободны от этого. В этом году ни я, ни один человек из дирекции не был на заседании жюри, оно полностью свободно в своих решениях. Жюри - международное, у каждого - свое субъективное мнение. Когда-то наш известный критик Александр Роднянский поклялся со сцены - судить-де будем субъективно. Именно со своим мнением, а не под давлением. Этот принцип для нас остается постоянным. Согласятся ли зрители - это другой вопрос. У нас есть специальный приз - зрительских симпатий, который мы присуждаем с помощью анкетирования. Интересно, совпадут ли они с мнением жюри?

- На последнем московском фестивале разразился скандал по поводу того, что у жюри не хватало времени смотреть кино, как обстоят дела у вас на фестивале?

- Жюри бывает задействовано в других мероприятиях, но главная задача - смотреть кино. По независящим причинам, два члена жюри опоздали на фестиваль, для них отдельно организован показ тех картин, которые они не успели посмотреть. В ночное время. Наше жюри не изолировано от зрителей, они смотрят в зале со всеми, их присутствие заметно. Это самая настоящая, тяжелая работа.

- Как проходят ПРОКИ на фестивале?

- Это слово появилось после одесского «Золотого Дюка», мы не называем их так. Гости фестиваля живут все вместе на теплоходе «Академик Виктор Глушков». Организовала проживание и отдых наших гостей компания «Червона рута». Я очень благодарен ее генеральному директору Юрию Соколову. Он бывает на корабле каждый день, вся команда работает наравне с нашими сотрудниками. По окончании программы, часов в 10-11, продолжается жизнь на корабле, где в двух барах люди имеют возможность пообщаться, отдохнуть, потанцевать. Кроме того, каждый день в 18 часов в Доме кино проходят пресс-конференции, их проводят ведущие кинокритики, и зал всегда полон. Это для нас и работа, и определенная учеба, ведь многие годы мы лишены были каких-то коммуникативных связей и необходимого общения.

- Чему научились? Планы на будущее?

- Благодаря господину Брюмеру из отдела технической помощи немецкого посольства, мы получили ксерокс и издаем для журналистов информационный листок. Он делается силами нашей команды и тех журналистов, тех критиков, которые работают фактически бесплатно. На удивление зарубежным коллегам. На следующем фестивале мы планируем выпускать ежедневник с журналом «Мувен пикчерз», который это делает на многих фестивалях. Он будет на двух языках - украинском и английском.

- Удачи, Андрей, вам и фестивалю.

* * *

Для полноты картины - три мини-интервью с участниками фестиваля, чьи картины были в программе в первые дни.

Бернар Нисиль, режиссер и автор сценария фильма «Медведь» (Франция).

«Я - актер, решил делать кино, потому что работаю в театре и люблю играть в кино. В Париже публика смеялась во всех смешных моментах. Здесь же фильм шел с переводом. Я делал его в расчете на то, что он говорит о таких вещах, которые все понимают. Я был очень счастлив, что зритель меня понимал, реакция зала превзошла все мои ожидания».

Валентин Гиц, режиссер и автор сценария фильма «Похороны моряка» (Австрия).

«Этот фестиваль очень интересен для меня, потому что дает возможность показать короткие и студенческие фильмы. Это мой первый фестиваль за пределами страны. Я думаю, что это очень здорово иметь такой фестиваль. Это будет старт для меня и для других. Да, это старт!»

Эркли Бунди, режиссер и автор сценария фильма «Дикий голод» (Швейцария).

«Украинские фильмы очень интересные и сильные. Они тронули меня. Люди в Украине очень странные: делают хорошие фильмы при полном отсутствии денег и говорят в них то, что хотят. Швейцария богатая страна, но ты не всегда можешь сказать то, что хочешь, так как зависишь от денег».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно