РАДИ ЛЮБВИ ЗРИТЕЛЕЙ ПОЛЮБИТЬ И КОРОВУ

17 декабря, 1999, 00:00 Распечатать

В течение трех дней в конце минувшей недели в Киеве в Доме кинематографистов проходили дни «Мосфильма», посвященные 75-летию этой киностудии, некогда флагмана советского кино...

В течение трех дней в конце минувшей недели в Киеве в Доме кинематографистов проходили дни «Мосфильма», посвященные 75-летию этой киностудии, некогда флагмана советского кино. Нынче и советского кино как понятия давно уже не существует, и кинематограф в странах СНГ влачит жалкое существование, а «Мосфильм», теперь правда именуемый концерном, жив и здравствует. Такой вывод можно сделать хотя бы из того, что киностудия представила в Киеве программу из семи картин, шесть из которых вышли в прокат в 1999 году, то есть абсолютно новые. На минуту представил, пришлось бы сейчас студии А.Довженко где-нибудь показывать свою продукцию, как бы это выглядело? Десяток-два картин отечественной киноклассики, которой мы по праву гордимся, но которая уже, кажется, всем, в том числе и нам, набила оскомину. Ну, киноклассика, как говорится, святое. А вот из последних - нет, не только достижений, а поточной продукции пара-тройка картин за минувшие десять лет. В этом году Гильдии кинокритиков даже некому отдать предпочтение. О какой лучшей картине может идти речь, если за последний год в Украине их вышло всего две. Вопрос уже не в качестве, в количестве, из которого в результате и рождается качество.

На «Мосфильме» дела с этим обстоят более-менее благополучно (не в сравнении с советско-кинематографическим раем, конечно). Но первым впечатлением киевской публики, ринувшейся в Дом кинематографистов, было разочарование. Вторым и третьим, пожалуй, - тоже. Наверное, лишь «День полнолуния» Карена Шахназарова, который как президент киноконцерна «Мосфильм» представлял программу в Киеве, доставил истинное удовольствие киноманам. Хотя бы по той простой причине, что это настоящее кино. Странное, быстротечное, зыбкое и удивительно привлекательное, почти как сама жизнь. Оно состоит из множества осколков-эпизодов (в фильме нет сквозного сюжета, главных героев, кульминации и развязки), которые сами зрители, как в детском калейдоскопе, складывают в целостном картину. Но о «Дне полнолуния» уже и написано немало, и призами кинофестивалей он отмечен. Двухлетней давности фильм стал своеобразной визитной карточкой всех дней «Мосфильма» и установил определенную планку для остальных картин. Увы, приходится констатировать, что высота взята не была.

В подавляющем большинстве представленные фильмы буквально поразили такой безыскусной профессиональной инфантильностью, что впору задуматься, какого же мнения их создатели о потенциальных зрителях своих картин. Согласен, мы, то есть зрители, прикормлены американским киноширпотребом и советско-российско-украинской «чернухой и порнухой» первых постперестроечных лет, но почему кто-то решил, что пустое зубоскальство -то, в чем нуждаются зрительские массы?

Ну как еще отнестись, скажем, к картине «Кадриль», снятой Виктором Титовым, режиссером потрясающего фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!». В «Кадрили» же разыгрывается в стиле «а ля рашен» анекдот о том, что жены решили поменяться на время мужьями и тут же об этом пожалели. Несколько удачных шуток, неудачная попытка воссоздать прелесть атмосферы фильма «Любовь и голуби» (автор сценария в «Кадрили» тот же - Владимир Чурнин) и все это растянуто на полтора часа. Единственное, что спасает абсолютно провальную картину, - игра Олега Табакова, Станислава Любшина, Любови Полищук, Валентины Теличкиной и Нины Усатовой. Они даже «телефонный справочник» сыграют блестяще.

Правда, еще один мосфильмовский «шедевр» - «Китайский сервиз» Виталия Москаленко и опять-таки комедию, к тому же авантюрную, к тому же музыкальную, к тому же дорогостоящую (бюджет фильма более 1 млн. долл.) не спасают даже звезды: Олег Янковский, Сергей Никоненко, Сергей Безруков, Анна Самохина, Владимир Меньшов. История из жизни карточных шулеров начала века рассказана настолько скучно и прямолинейно, словно урок в воскресной школе.

Программа «Мосфильма» изобиловала комедиями. Но особое умиление вызвала картина «Любовь зла» Владимира Зайкина. Если известная поговорка предупреждает, что полюбить можно и козла, то изобретательный Зайкин (он же автор сценария) решил выяснить, можно ли испытать любовное томление к буренке. Можно. Но не нужно. Чтобы понять это, совсем не обязательно, по-моему, было снимать кино. И когда Карен Шахназаров на пресс-конференции рассказывает, что в его обязанности входят в основном хозяйственные вопросы, тогда как в былые времена директор киностудии осуществлял в большей мере идеологический контроль, определял репертуарную политику, то поневоле задумаешься: а может, цензура в разумных пределах - это не так уж плохо.

Не ошибусь, если скажу, что с наибольшим интересом зрители ожидали картину Александра Сурина «Цветы от победителей» - современную интерпретацию романа Ремарка «Три товарища». Скажу сразу, только очень внимательный зритель сможет рассмотреть в фильме ремарковский след. Получилось кино в жанре русского action; где много стрельбы, разборок и мести, но, к сожалению, мало хорошей актерской игры. Короче, получилась история о том, как хорошая братва боролась против плохой братвы. Не случайно в самые напряженные моменты картины, когда герой идет мстить за друга и обещает девушке вернуться целым и невредимым (если помните, у Ремарка мы это воспринимали как историю настоящей, романтической любви), зал разражается хохотом. В общем получилась еще одна комедия.

Наверное, на фоне нашего отечественного безкартинья мои критические выпады покажутся странными. Но может, в программе фильмов, представленных «Мосфильмом», отразились и проблемы украинского кино. Кинематографисты, в паническом желании вернуть зрителей в кинотеатры, кидаются из одной крайности - сермяжной правды жизни - в другую - чистой развлекательности. А нам ведь хочется такую малость: хорошее кино.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно