Путеводитель по «святому» городу. В одном из ночных клубов киева прошел показ нового фильма Александра Шапиро «путеводитель»

29 декабря, 2004, 00:00 Распечатать

В приглашении на просмотр утверждалось, что Александр Шапиро — «культовый украинский режиссер», ...

В приглашении на просмотр утверждалось, что Александр Шапиро — «культовый украинский режиссер», обещалось выступление детского хора, а всем зрителям предлагалось явиться как минимум за полчаса до начала показа — чтобы успеть занять места, которых, как уверили нас организаторы по телефону, на всех приглашенных может не хватить.
Те, кто дисциплинированно последовал организаторскому призыву, почти сорок минут томились от скуки, поскольку никакими развлечениями, включая выступление детского хора, пришедшую публику не удостоили. Зато те, кто пришел аккурат к началу просмотра, томились на улице, у входа в клуб: охранники не пускали приглашенных, объясняя это тем, … что в зале очень много людей и надо подождать. На вопрос «Чего и сколько ждать?», секьюрити тоном человека, разъясняющего очевидные вещи (например, то, что снег — белый, а дождь — мокрый), терпеливо повторял: в зале много людей, потому вас, приглашенных и аккредитованных, мы впустить пока не можем. В итоге мы поняли, что нам предлагали подождать, пока публика внутри клуба рассосется каким-то неведомым способом. Проникнув наконец-то в помещение, я попыталась выяснить причину столпотворения у девушки, отвечающей за прессу. Но уже на четвертом абзаце ее путаного текста поняла, что ничего не понимаю, и отправилась в зал смотреть новое творение «культового режиссера».
Почему Шапиро считается таковым, выяснять не имеет смысла. Если у нас любая личность, умеющая держать в руках микрофон и производить песнеподобные звуки, считается звездой эстрады, то почему бы любому нашему кинорежиссеру не называться культовым? И коль Шапиро уверен, что его полнометражный дебют «Цикута», согласно трактовке понятия «культовый», породил новую моду в отечественном кино, новое направление и толпу последователей, разочаровывать его не будем. Снимает человек кино, находит на него деньги, не жалуется на окружающую действительность — и замечательно.
«Цикуту», снятую в 2002-м на студии Total Fucking Shit Production, — жесткую картину о наркоманах, проститутках и прочих социальных маргиналах, — режиссер считает комедией, уверяя, что все наркоманы и наркотики в его фильме — настоящие. В этом ему хочется верить, ибо, подавив рвотные рефлексы, вызываемые просмотром этого фильма, честно признаю: «Цикута» — откровенное кино о мире, в котором живем если не все мы, то очень многие из нас.
Таким же откровенным получился и «Путеводитель» по Киеву — картина о городской жизни в двенадцати маленьких историях разного времени. Используя кадры кинохроники, иллюстрирующие диалоги-монологи героев, режиссер (он же автор сценария и монтажа) показывает Киев многоликий и неведомый. Это такое себе «социальное» путешествие среди различных слоев городского общества, благодаря которому киевляне могут узнать друг о друге много нового. Не знаем, как с «культовостью», но вот со своим характерным и оригинальным творческим почерком у Шапиро сложилось. Во всяком случае, уже второй его фильм позволяет об этом говорить. Как и «Цикута», «Путеводитель» снят в полудокументальной стилистике, наряду с профессиональными актерами задействованы любители — яркие городские типажи и просто известные киевские персонажи. Речь героев звучит «живьем» — то есть производит впечатление не отрепетированной игры, а естественных диалогов, «подслушанных» в кафе, квартирах, на улицах и в подворотнях. Все это создает особую атфосферу шапировских картин — ощутимую атмосферу, может, и не совсем приятной, но очень узнаваемой реальности нашего времени. И какие бы картинки ни возникали в «Путеводителе» — вплоть до самых отталкивающих, — авторский посыл очевидно гуманистичен: это наш Город — таков, каков есть, и мы — столь разные его жители — тоже такие, какие есть, и если кому-то не нравится кто-то — это проблемы того, кто не способен понять иного, чужого. Потому что все мы — люди, а значит, больше никому и ничего не надо объяснять. «Город мой — ты святой…» — рефрен саундтрека к «Путеводителю». Добавить к этому рефрену нечего.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно