ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В... СОВРЕМЕННАЯ ВЕРСИЯ - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В... СОВРЕМЕННАЯ ВЕРСИЯ

11 августа, 2000, 00:00 Распечатать

В конце XX века путешествия перестали быть для человечества сколько-нибудь серьезной проблемой. У...

В конце XX века путешествия перестали быть для человечества сколько-нибудь серьезной проблемой. Уровень современных технологий таков, что объехать вокруг света можно гораздо быстрее, чем за 80 дней, и уж тем более с большим комфортом, не прикладывая к этому особых усилий. Но, как это ни странно, есть еще люди, для которых трудности, связанные с путешествиями, составляют особого рода удовольствие, чуть ли не саму суть происходящего. Таких людей называют обычно историками или же — путешественниками во времени.

И вот двое таких людей — профессор Национальной музыкальной академии им.П.Чайковского Сергей Тышко и ведущий научный сотрудник Киевского музея А.Пушкина Сергей Мамаев не только совершили путешествие в 30-е годы XIX века, проехавшись из Петербурга в Малороссию и обратно, но и написали о своих впечатлениях книгу. Посвящена она грядущему в 2004 году 200-летию со дня рождения великого русского композитора М.Глинки. Современные путешественники двигались по маршруту, описанному композитором в знаменитых «Записках». В 1838 году М.Глинка, состоявший тогда в должности придворного капельмейстера, отправился в Украину с целью набора певчих для Императорской капеллы. Из этого путешествия он привез в Петербург в числе прочих и Семена Гулака- Артемовского, будущего автора оперы «Запорожец за Дунаем». Впоследствии он зафиксировал свои впечатления в «Записках», которые не раз комментировались в советские времена. Что же заставило сегодняшних украинских путешественников вновь обратиться к этому маршруту?

Распад Советского Союза был не только огромным социально-экономическим потрясением, последствия которого по сей день испытывает на себе практически каждый, — за государственным разграничением последовало разделение культурного пространства, этой огромной территории, подвергавшейся тщательной ассимиляции в течение нескольких десятилетий под девизом «Я говорю — советский, а подразумеваю — русский». И если для народов, отделенных от Москвы большими географическими расстояниями, этот процесс проходил относительно легко, то переделка исторической территории у двух наций, имеющих общие славянские корни, не может обойтись без сложностей и даже перегибов. Нынешние политические деятели, как украинские, так и русские, порой не учитывают, что невозможно однажды утром проснуться украинцем, если до этого в течение 30—40 лет был советским гражданином, как невозможно с точки зрения элементарной психологии ни искусственно спровоцировать, ни активизировать процесс национального самосознания.

С.Тышко и С.Мамаев таких фундаментальных заданий перед собой, казалось бы, не ставят, ограничивая себя задачей «введения накопленного историко-музыковедческого материала в более широкий культурно-исторический контекст». Действительно, их книга представляет собой исключение в советском и постсоветском музыкознании, ибо обилие этнографических деталей малороссийского быта делает ее воистину научно-беллетристической. Внимательный читатель с первых же глав чувствует себя не просто потребителем, а активным действующим участником путешествия русского композитора по стране, которую он называл «второй Италией». И все-таки ощущение, что комментарии к «Запискам» М.Глинки написаны именно в контексте культурологической ситуации в Украине в конце XX века, не оставляет на протяжении всей книги. И дело не в какой-то особой «проукраинской» концепции и не в полемических сносках и комментариях (полемических относительно советских комментаторов «Записок»), иными словами — дело не в букве, а в духе, в той атмосфере подлинного исторического интереса, которой она наполнена.

Издание книги, объявленной первой частью более объемного труда, посвященного странствиям Глинки, осуществлено при содействии благотворительного фонда Конкурса молодых пианистов памяти В.Горовица и вышло в серии «Київське музикознавство». И авторов книг, и ее издателей объединяет Киевское высшее музыкальное училище им.Р.Глиэра, немало делающее для развития современной украинской культуры. Думается, что именно в этом училище заинтересованный читатель и сможет отыскать «Странствия Глинки», которые совершили вместе с ним Сергей Тышко и Сергей Мамаев — историки искусства или путешественники во времени. Счастливого пути!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно