ПУШКИНСКАЯ ТАТЬЯНА В ЯПОНСКОЙ ТРАКТОВКЕ НА УКРАИНСКОЙ СЦЕНЕ

9 января, 2004, 00:00 Распечатать

Любовь японцев к русскому классическому балету зародилась более полувека назад. С тех пор они — неисправимые балетоманы, боготворящие нашу классику...

Любовь японцев к русскому классическому балету зародилась более полувека назад. С тех пор они — неисправимые балетоманы, боготворящие нашу классику. К тому же они фанаты, с превеликим рвением обучающиеся у русских педагогов: приглашают их к себе на родину и осваивают академическую школу в ведущих хореографических училищах России, Украины, Белоруссии. Результаты их трудолюбия не заставили себя ждать — к концу XX века Япония превратилась в «балетную державу», у которой есть первоклассная труппа (гастролировавший в Киеве «Токио балет»), престижные международные конкурсы, известные танцовщики, работавшие или до сих пор работающие в знаменитых западных труппах. Ведь за редким исключением лучшие исполнительские силы всегда покидают японские острова в поисках счастья и мирового признания. Зато известных балетмейстеров в области классического балета эта страна не имела и, очевидно, до сих пор не имеет.

Еще в 1990 году руководитель «Токио балета» Т.Сасаки на пресс-конференции, посвященной тридцатилетию труппы, отметил, что для постановки национальных балетов приходится приглашать европейцев, которым они всецело доверяют. И прежде всего Мориса Бежара, поставившего ряд балетов на японские сюжеты. Среди них — «Кабуки», балет под названием «М», посвященный судьбе Мисимы... Немало работал в Японии и Джон Ноймайер, другие знаменитости. Но японская хореографическая мысль дальше использования кимоно до сих пор так и не пошла.

Вполне возможно, нас в этом переубедят уже совсем скоро: 15, 16, 17 января наступившего года на сцене Национальной оперы Украины фирма «Антреприза» представит киевлянам и гостям столицы гастроли японской балетной труппы «Шамбр вест». Мы увидим спектакль «Татьяна» по мотивам пушкинского «Евгения Онегина» (либретто Хироаки Имамура) на музыку П.Чайковского. Гастроли пройдут под патронатом Посольства Японии в Украине в рамках небольшого тура труппы: после Киева японцы отправятся в Санкт-Петербург, а затем в Москву. В Северной Пальмире гастроли труппы «Шамбр вест» с вышеупомянутым спектаклем включены в программу празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Это не первые гастроли труппы в Восточной Европе. В августе 2000 года труппа под руководством Х.Имамура успешно гастролировала в Таллине, Санкт-Петербурге и Москве.

Директор фирмы «Антреприза» Роман Ефимов подчеркивает полноценность гастролей. Из Японии приезжают 65 человек — солисты, кордебалет, технический персонал. Японская балетная труппа будет работать в сопровождении Симфонического оркестра Национальной оперы Украины им. Т.Г.Шевченко (дирижер Алексей Боклан). Киевская премьера «Татьяны», которую увидят зрители, интересна разнообразными сценографическими (две машины декораций!) спецэффектами (японцы все-таки!), постоянной сменой изысканных костюмов, в которых японцы попытались скрупулёзно восстановить моду времен Пушкина.

Взыскательные и искушенные балетоманы, зная, что классический балет Японии — явление заимствованное, могут, конечно, скептически отнестись к подобным экспериментам с родной классикой. Вот именно им и хотелось бы напомнить, что подражают тем, кого любят. А значит, нас ожидает самобытная трактовка классического произведения, кстати, никогда доселе не передаваемая языком танца. Кроме того, всем известна фанатичная работоспособность японцев, добивающихся и в искусстве тоже поразительных успехов. Так, у танцовщиц «Шамбр вест» — прекрасный апломб, нежная, утонченная и изящная исполнительская манера. А танцовщики демонстрируют весь набор поддержек и прыжков, ничуть не уступая любому европейцу. Учитывая, что первые уроки в области классического балета японцы получили полвека назад от советских наставников, они склонны как к драмбалету, так и к танцевальным «обобщениям», популярным у нас в 60—70-е годы. «Разговор» руками, набор основных па классики плюс аллегории — излюбленные приемы в балетах труппы.

«Шамбр вест» по-французски означает «западная комната», это словосочетание — производное от места расположения театра в Японии, к западу от центра Токио. Труппа существует 14 лет и наряду с вариациями новых трактовок классических балетов выпускает и оригинальные балеты в постановке худрука Хироаки Имамура (совместно с главой балетной школы при «Шамбр вест» Юрико Кавагучи, оба — ведущие танцовщики труппы).

С момента основания коллектива выпущено одну за другой двенадцать премьер: «Щелкунчик» П.Чайковского (1989), «Испанский балет» на испанскую мелодию (1990), «Жизель» А.Адана (1990), «Лебединое озеро» П.Чайковского (1991), танцевальную сцену из оперы «Кармен» Ж.Бизе (1992), «Золушка» С.Прокофьева (1993), «Коппелия» Л.Делиба (1995), танцевальную сцену из оперы «Травиата» Дж.Верди (1996), «Небесная поэма» М.Исидзима (1996), «Сайге под моросящим дождем» Дзиро Со (1998), «Северный свет» (Nothern Light) М.Исидзима (1998) и «По дорогам» (On the Road) С.Амано (1999), которые были высоко оценены критикой и любителями балета.

В 2002 году балет «Татьяна» был удостоен Гран-При на фестивале искусств, организованном по инициативе Департамента культуры Японии. Авторы балета — художественный руководитель и ведущий солист труппы «Шамбр вест» — Хироаки Имамура и солистка — Юрико Кавагучи.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно