ПРОСТЫЕ ФОТОГРАФИИ ВИКТОРА МАРУЩЕНКО

24 мая, 1996, 00:00 Распечатать

В выставочных залах Центрального дома художника Союза художников Украины открылась выставка работ украинского фотографа, автора «Зеркала недели» Виктора Марущенко...

В выставочных залах Центрального дома художника Союза художников Украины открылась выставка работ украинского фотографа, автора «Зеркала недели» Виктора Марущенко. Впервые в этих залах показаны фотографии отечественного фотохудожника. Для В. Марущенко это первая персональная выставка на родине. До этого было около двадцати показов его работ в Германии, Швейцарии, Франции, России, Литве, Канаде, США. Если учесть, что в прошлом году один из крупнейших фотомузеев мира - Елисейский музей фотографии в Лозанне - включил три фотографии В. Марущенко (единственного автора из Украины) в антологию мировой фотографии «Образы» (работы от момента изобретения дагеротипии до снимков наших дней), то можно по-хорошему позавидовать оперативности и вкусу наших служителей выставочного дела.

Экспозиция в Центральном доме художника - своеобразный итог двадцатилетнего творческого пути мастера. У В. Марущенко, как и у большинства киевских фотографов, высшее техническое образование. Первый его снимок появился в газете «Культура і життя» в 1975 году. Затем - учеба на факультете журналистского мастерства при Союзе журналистов Украины и приглашение на работу в газету «Советская культура» (Москва).

- Начало сотрудничества с «Советской культурой» стало для меня примером того, что чего-то можно добиться, если не сидишь сложа руки, - говорит Виктор. - Заведующего отделом иллюстраций газеты Николая Еремченко пригласили в Киев прочитать лекцию, в конце которой он посетовал на отсутствие фотоснимков из Украины. Лекцию Н.Еремченко слушало около 100 человек, но лишь я один после этого постоянно присылал фотографии в редакцию. Спустя несколько месяцев меня пригласили работать в газету «Советская культура» собственным фотокорреспондентом в Украине. Журналистская работа позволила мне побывать в разных уголках республики. Снимать приходилось не только людей культуры, но и все важные события в Украине».

Так собирался архив. Постепенно создавалась коллекция выставочных снимков. Когда во время поездки в Швейцарию В. Марущенко показал ее директору Елисейского музея фотографии в Лозанне, господину Шарлю Анри Фавро, то сразу получил приглашение участвовать в фотофестивале «Сто фотографов из Восточной Европы». Это событие состоялось в Лозанне летом 1990 года. Две тысячи фотографий рассказывали о жизни людей за уже разрушенной Берлинской стеной. Сто пятнадцать из них были нашего украинского фотографа. После этой выставки Виктор начал получать предложения на организацию фотовыставок во многих странах мира. Самой памятной из них была, пожалуй, экспозиция «Окно в Украину», открывшаяся осенью 1994 года в мэрии Цюриха. Организатор выставки - энергичная швейцарка Марианна Герольд - сумела превратить это событие в настоящий праздник украинской культуры. Одновременно с работой экспозиции в Цюрихе состоялись концерты певицы Нины Матвиенко, органиста Владимира Кошубы и бандуриста Романа Грынкива. Один из городских кинотеатров демонстрировал фильмы Александра Довженко, Киры Муратовой, Сергея Параджанова, свои спектакли показывал украинский вертеп Владимира Завальнюка, а один из ресторанов города в течение месяца потчевал своих посетителей блюдами украинской кухни. Эта акция имела большой отклик в швейцарских изданиях - и ни строчки в украинских. Осенью этого года госпожа Герольд проведет подобный праздник, теперь уже под названием «Окно в Швейцарию» в Киеве. Вместе со швейцарскими фотографами примет в нем участие и Виктор Марущенко.

Выставка, что открылась сейчас в Киеве, названа «Фотографии». В этом простом названии - творческое кредо автора. «Я занимаюсь документальной фотографией», - говорит В. Марущенко. - Фотография, как любое другое искусство, отличается наличием своего, неповторимого языка, способа передачи мыслей и чувств. Если, например, кинематограф силен возможностями монтажа отдельных кадров в кинофразу, то суть документальной фотографии в остановленном волей автора моменте. Какая-то часть нашей жизни, зафиксированная на фотопленке, становится одновременно и документом времени и, если это сделано с чувством, его образом. Не секрет, что с течением жизни многое меняется. Другие лица, улицы, ландшафты… Скажите, вам сейчас было бы интересно посмотреть на снимки, допустим, строительства египетских пирамид?»

Если сравнивать фотографии мастера, сделанные десять лет назад и сегодняшние работы, то замечаешь явное упрощение изобразительного языка. Исчезают оптические и световые эффекты, композиция становится проще, изображение легче читаемым.

«Можно сделать фотографию - крик или удар, фотографию - шепот или даже фотографию площадную брань, - размышляет фотограф. Но нормальное человеческое общение состоит из простых фраз, сказанных спокойным голосом. Именно так люди говорят о чем-то важном».

На своей персональной выставке фотохудожник показывает сто работ. Они объединены в четыре серии. Экспозиции «Украина. Избранные фотографии разных лет» и «Персоналии» и по количеству снимков и по изображенным по них событиям или личностям более масштабны. Здесь вехи истории бывшего СССР и нашего молодого государства, политики, люди искусства, с которыми автору довелось встречаться или выпала честь дружить. Но, по-моему, более характерны для сегодняшнего В. Марущенко две другие, камерные темы, состоящие каждая всего лишь из десяти снимков. Это «Креничи» и «Чернобыль».

Креничи - маленькое, умирающее село под Киевом. Живут там одни старухи, да приезжает к ним священник отец Александр. Праздники, застолья, обряды, фото на память… Отношения между собой, со священником, с приезжающими… Радости, драмы, обиды, надежды и разочарования… Маленький, целостный, исчезающий мир простых, красивых, мудрых людей…

В серии «Чернобыль» первый снимок был сделан 8 мая 1986 года, последний - в августе

1995-го. Трагедия сорванных с родных мест жителей украинского Полесья, отплясывающая на своем 45-летии с внучкой инвалид-ликвидатор аварии на ЧАЭС…

Да, у нас нет фотографий строительства египетских пирамид. Но есть фотосвидетельства о людях, остановивших и переживших крупнейшую катастрофу XX века.

На свою киевскую выставку Виктор принципиально отбирал снимки, сделанные только в Украине.

«Можно было бы вставить фотографии, сделанные в Германии или Канаде. Но зачем? Для меня очень важно рассказать о людях, живущих рядом. Хотелось поговорить о нашей жизни, о наших проблемах», - говорит фотограф. Но в списке спонсоров фотовыставки вы не найдете названия ни одной отечественной фирмы. Ни город, ни новые украинцы не нашли ни копейки для организации экспозиции. Все средства для изготовления и оформления фотографий, каталога, афиши, аренды залов автору пришлось искать за рубежом. Старая и печальная история отечественной культуры…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно