ПРОСТРАНСТВО. ВРЕМЯ. МУЗЫКА

9 июня, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №23, 9 июня-16 июня

Пространство и время — фундаментальные философские категории — в искусстве приобретают такое значение, какое сравнимо лишь с постижением сущностного, обретением мира...

Пространство и время — фундаментальные философские категории — в искусстве приобретают такое значение, какое сравнимо лишь с постижением сущностного, обретением мира. Художественное творчество разворачивается в таком пространственно-временном континууме, который нарушает все придуманные человеком границы, прерывает замкнутую цепь его жизни. Погружение в художественную стихию, нахождение «философского камня» творчества — это реально существующий, параллельный действительности мир, который оказывается более реален, ибо в нем человек освобожден от условностей, оказывается наедине с самим собой и в то же время резонирует с многоголосой палитрой человеческого мира. Его душа вновь и вновь проходит путь мук и радостей творчества, понимая, что ради одного наития стоит повергнуть себя в пучину вечного поиска, сложного, а порой и опасного.

Произрастание структуры из хаоса, обретение личности в мире, понимание себя во времени и пространстве — это те первичные основы, на которых базируется бытие и по поводу которых не прекращают возникать вечные вопросы. Эти вопросы актуализировались именно здесь и сейчас. Просто возникла идея — из ничего? — вероятно, из резонанса времени и пространства, создать дискурс, открыть новые территории рассуждений о времени и пространстве в искусстве. Эта идея возникла у музыкантов, выросла и осуществилась в проекте «Международные музыкальные мастерские. Время — Пространство — Музыка», который объединил музыкантов, литераторов, художников, кинематографистов, философов, искусствоведов. На протяжении трех майских дней в Национальной музыкальной академии Украины все участники и гости находились в особом пространственно-временном континууме, воспользовавшись возможностью пересечься во мнениях, узнать новое, найти истину.

День первый — «На перекрестке времени и пространства». День второй — «Когда время выходит из берегов». День третий — «Человек внутри звука».

Нина Герасимова-Персидская — идейный вдохновитель «мастерских» — сказала: «Закономерно, что инициатива исходила от музыкантов: «искусство муз» снова выявляет свое доктринное качество — предвидеть и воплощать то, что теоретически будет осознано позже или пока что функционирует только в сфере научного знания. Ее ученики стали инициаторами и организаторами «Времени — Пространства — Музыки». Именно музыканты объединили в одном месте и в одно время представителей искусства и науки, вероятно, потому, что музыка как прообраз космологического континуума, разворачивающегося в звуковых формах и претендующего на абсолютную модель феномена мироздания. По звуковым законам строится мир и человеческая жизнь, отношения людей — звуковой резонанс человеческих душ, то, что человек не способен увидеть, он способен услышать.

Основная идея «мастерских» — интервенция времени и пространства новой музыки, новой мысли, нового исполнительства, оформившаяся в трех направлениях: докладах молодых ученых- искусствоведов, музыковедов, философов; художественных мастерских композиторов, литераторов, художников, кинематографистов; концертов старинной и новой музыки.

Доклады конференции стали попыткой нового осмысления Времени — Пространства, обменом интеллектуального опыта, прорывом в неисследованные территории этой проблемы. Важным моментом на конференции была интеграция мысли исследователей искусства и философов, возбужденных полемикой относительно пространственно-временных концепций в искусстве и науке. Это была реализация возможностей взглянуть на проблему с разных сторон, докладчики предлагали свои идеи, спорили, приходили к согласию, расходились во мнениях. Известный украинский философ, размышляя о смерти времени, вызвал живейший интерес у слушателей, вовлекши аудиторию в полемику, ленинградский философ Аскольд Тимофеенко рассуждал о том, в каком понятии времени нуждается истолкование искусства, и дал типологию основных временных схем философского и исторического понимания. Московский композитор Антон Сафронов рассмотрел композиторское творчество в историческом срезе, выявив механизмы композиции и декомпозиции. Киевский композитор Николай Ковалинас совершил попытку приблизить музыковедческий анализ творческому процессу, синтезировать разные смыслы в один смысл-предмет. Выступающие, анализируя произведения искусства, находили новые прочтения, извлекая из глубины музыкальных, литературных и визуальных текстов неосвоенные идеи.

Художественные мастерские предоставили аудитории познакомиться собственно с творческим процессом, а также с его результатами. Композиторская мастерская электроакустической музыки Аллы Загайкевич — освоение звукового пространства третьего тысячелетия. Ее совместный мультимедийный проект с литовским композитором Шарунасом Накасом «Зикурат-II» синтезировал совместные творческие поиски в области звука представителей разных национальных композиторских школ. Гости из Москвы — композиторы Владимир Тарнопольский и Антон Сафронов познакомили участников «Мастерских» с новыми веяниями российской современной музыки, предложив общему вниманию произведение: «Памяти Эдисона Денисова» А.Сафронова и видеопросмотр оперы «Когда время выходит из берегов» В.Тарнопольского.

Кинематографическая мастерская Нелли Пасичник (Киев) познакомила зрителей с тенденциями отечественного неигрового кино. Просмотр ее фильмов «Тисменица» и «Сховок» плавно смодулировал в просмотр фильмов Бунюэля — мастера сюрреалистического кино. А также гости и участники «Мастерских» имели редкую возможность познакомиться с киномузыкой Леонида Грабовского в рамках доклада Виктора Давиденко (Киев).

Ряд концертов, прозвучавших в дни «Мастерских», осуществили идею историко-временного пространства. Это была и старинная музыка в исполнении студентов класса клавесина Светланы Шабалтиной, и современная музыка в исполнении ансамблей новой музыки: «Рикошет», художественный руководитель композитор Сергей Пилютиков (Киев), «Кластер», художественный руководитель композитор Иван Небесны (Львов), Вильнюсский ансамбль новой музыки, художественный руководитель композитор Шарунас Накас (Вильнюс).

Безусловно, невозможно описать все впечатления, накопившиеся за эти три дня. Это действительно был прорыв в новое, возможность увидеть и осмыслить будущее. Перед закрытием «Мастерских» участники собрались за «круглым столом», и сразу всем стало понятно, что это событие останется жить в виртуальном пространстве — в памяти. Не могли расстаться до глубокой ночи, потому что эти три дня заразили всех одними идеями и проблемами. Ибо Время — Пространство стало общим и физические расстояния преодолеваются теплыми воспоминаниями.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно