ПРОСТРАНСТВО МЕЖДУ СЛОВАМИ - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

ПРОСТРАНСТВО МЕЖДУ СЛОВАМИ

12 октября, 2001, 00:00 Распечатать

В проекте цикла поэтических вечеров «Люблю любити любов», проводимых Национальным союзом театрал...

В проекте цикла поэтических вечеров «Люблю любити любов», проводимых Национальным союзом театральных деятелей Украины, в киевском Доме актера состоялся спектакль Львовского театра им.Леся Курбаса «Марко проклятий, або Східна легенда» — драматическая симфония по поэзии Васыля Стуса (реж.В.Кучинский).

 

Огромное полотнище с абстракцией геометрических фигур, изображением обрывков текстов и правильным кругом посредине обозначило место действия спектакля — это была сцена, обособленный мир. Очерченные границы пространства, впустившие и потом не позволившие выйти за них актеров, с самого начала наталкивали на ассоциации с определенными рамками существовавших (будем надеяться, в прошлом) запретов. Воздух был напоен предвкушением настоящего искусства. Завораживающий внимание круг в центре полотнища напоминал место для парашютистов, указывающее координаты точного приземления. «Нырнуть в судьбу»... Театр, спустившись с высот мастерства, точно «приземлился» в заданный квадрат творческого поиска и «нырнул» в судьбу Васыля Стуса. Спектакль не имеет четкого сюжета: это тихая, но страстная исповедь, в которой буквально осязаемо существуют горькие, пронзительные и счастливые строки поэзии.

Четверо актеров ( Наталка Половинка, Владимир Кучинский, Олег Стефанов, Андрей Водичев) — как некие ипостаси души поэта, мятежные пилигримы его жаждущей справедливости натуры. Они расскажут историю жизни Стуса не только его стихами, но и своим отношением к ним. Трепетная ткань спектакля пульсирует, звучат не только слова, оживает пространство между ними и создается аура удивительного ощущения сиюминутного рождения искусства. Каждое движение актеров, немногочисленные атрибуты спектакля символичны и ассоциативны. Пламя свечи, трепещущее за решеткой самодельного фонаря, пластический этюд — и под созданный ритмичный шум поезда в воображении возникает убогая теплушка мчащегося сибирскими просторами состава. А песенно-музыкальная ткань спектакля... Мелодии «рідної чужини» возникают как из воздуха, выходят из самого сердца, в «якому діра», трагично льется неотвратимая песнь судьбы. Уникальная полифония звучания актерских голосов — вообще отличительная особенность театра им. Леся Курбаса. Здесь это качество уместно вдвойне. Тихое, сокровенное, щемяще-правдивое акапелльное пение не иллюстрирует стихи, оно составляет с ними единую плоть. Мудрые народные слова песен, проверенные десятилетиями, подтверждают болезненные, трагические размышления поэта. Их общий надрыв волнует, заставляет смиряться с неизбежным, и хоть не придумали чего-то вместо солнца, все же необъяснимое философское спокойствие мудрости обещает надежду.

В своих размышлениях о природе творчества В.Стус писал: «Що таке поет — у чистому вигляді? Людина, що виривається з обмежень звичності: поневажає приявним і прагне утраченого й досягненого» (1987р.). Театр им. Леся Курбаса спектаклем «Марко Проклятий, або Східна легенда» сумел через судьбу конкретного писателя выйти на художественные обобщения. Повествование о В.Стусе вылилось в поэтический гимн собственно природе творчества, суть которого всегда бунтарская. Пласты искусства безмерны, и то, что поэзия В.Стуса дает вдохновение рождению нового, иного искусства, доказывает, его «гонка ожидания» в мироздании продолжается.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно