Прогноз книжной погоды’2005

Поделиться
За шесть лет всеукраинский рейтинг «Книга года» форматировался в довольно адекватное зеркало издательского процесса...

За шесть лет всеукраинский рейтинг «Книга года» форматировался в довольно адекватное зеркало издательского процесса. Только наблюдение за динамикой изменений в ассортименте десяти номинаций (соответствующих основным секторам книжного рынка) дает возможность прогнозировать развитие. А сопоставление с данными полномасштабных социологических исследований читателя/покупателя книг, осуществляемых на протяжении двух последних лет, сводят погрешность этих прогнозов к приемлемому минимуму.

Индикатором здоровья любого книжного рынка является классический ассортимент. Температура 36,6 — это когда в одном книжном магазине вы можете осмотреть, самое меньшее, два разных собрания сочинений одного автора, самые известные его книги в различных вкусовых вариантах (от роскошного фолианта до покет-бука), несколько биографий (от популярной до литературоведческой или философской) да еще и — сейчас очень часто — комиксы. И так по каждому из 10—15 признанных отечественных корифеев. Массовая часть этого ассортимента обязательно представлена в аэропортах и на вокзалах — статистика свидетельствует, что профессионально устоявшийся взрослый читатель общается с классикой чаще всего именно в поездках.

На западных рынках эта картинка сложилась из непрерывной культурной традиции. На постсоветских пространствах читатель пережил глубокий ценностный шок, выйти из которого (то есть вернуть классику на полки) можно было только по желанию государства. Россия эту волю продемонстрировала. В середине 90-х на протяжении двух лет бюджетные средства «на книги» вкладывались почти исключительно в развитие рынка классики. Причем российские стратеги с самого начала ставили на то, чтобы классику покупали: давали гранты издателям, предлагающим современные технологии привлечения покупателя (серийность, рыночный дизайн, изысканная иллюстрация).

Украинские окололитературные чиновники до сих пор терпели только библиотечное существование классики. Дешево и сердито: если книга все равно не попадет на прилавок, не стоит и задумываться над такими вещами, как, например, современная визуализированная психология покупательского выбора. Получается замкнутый круг: читатель дальше уходит от библиотек (даже среди школьников и студентов абонентом является только каждый третий), а на рынке — классики нет. Вот таковы они, украинские стратегии «возрождения духовности».

В прошлом году прогноз развития украинского книжного рынка выглядел так: «Конвертировать потенциал украинской классики в бюджетные (следовательно, и ментальные) поступления сейчас можно только при условии, если государство будет действовать в режиме чрезвычайной ситуации: направит все бюджетные ручейки в один поток (через открытый и прозрачный тендер) — на финансирование структурированного рыночного предложения классики». Год, как известно, выдался совершенно не книжным: первые четыре месяца налоговой неопределенности вызвали системный кризис на книжном рынке; последние четыре месяца госслужащие не смели даже думать ни о чем, кроме как о выборах, а между одним и другим — сезон отпусков.

Недавно вице-премьер-министр по гуманитарной политике Николай Томенко встречался с представителями книжного бизнеса, где обсуждалась идея государственных макрогрантов под такие синтетические проекты. Когда стратегия будет принята, нам, как и россиянам, хватит двух лет, чтобы наполнить рынок критической массой классики. А далее эта масса уже и сама будет стимулировать динамическое развитие сегментов художественной, биографической, мемуарной, исторической литературы, гуманитаристики в общем.

То, что наблюдаем в классической номинации «Книги года» ХРЕСТОМАТИЯ, дает основания к такому кратковременному оптимизму. Именно здесь появляется наибольшее количество издательских неожиданностей, что является признаком готовности издателей к рыночным рискам. Издание-лауреат — Твори у двох томах Володимира СВІДЗІНСЬКОГО — выпущенное киевской «Критикой» без бюджетных дотаций. У этого сугубо академического издания вполне рыночно ориентированный вид. И на фоне многолетнего издательского плача об отсутствии денег «на классику» это является однозначно взрослым ответом. Такую же мужественную рыночную осанку демонстрирует тернопольское издательство «Богдан», выпустив Вибрані твори у трьох томах Миколи ВІНГРАНОВСЬКОГО (2-е место в рейтинге) и положив начало 100-томной серии классики для юношества.

Если бы основанная год назад межиздательская серия «Библиотека Шевченковского комитета» выпускалась на потребности свободного рынка, можно было бы говорить не о возможности выздоровления его классического сегмента, а о преодолении кризиса (наличие этих книжек на прилавках обязательно сдетонировала бы заметную инициативу других издателей). Остается надеяться, что чиновники опомнятся, и библиотеки не будут укомплектовываться за счет лишения права активного читателя на выбор.

Отдельная партия в современном украинском классическом концерте — это Юрий ВИННИЧУК. Кажется, он уже сделал для популяризации отечественной классики не меньше целого академического учреждения. Новая авторская антология Чорт зна що (Л.: Піраміда) — образец понимания специфики бытования классических произведений в современном мире.

Самые лучшие у нас дела с выпуском презентативных изданий классики — на эти дорогие вещи нет массового спроса, но их библиотекообразующая роль вне сомнения. В прошлогоднем ассортименте издали видны: Шота РУСТАВЕЛІ. Витязь в тигровій шкурі (К.: Мистецтво), «Слово о полку Ігоревім» та його поетичні переклади й переспіви в українській літературі (Х.: Акта), Велесова книга — Волховник (Вінниця: Континент-Прим), Григор НАРЕКАЦІ. Книга трагедії (Л: Каменяр), Трістан та Ізольда (К.: Либідь), Давит Сасунці (К.:Дніпро), а также два ШЕВЧЕНКОВИХ Кобзарі (от того же «Дніпра» и от киевской «Просвіти»). Приобретение таких книг — акт интеллектуального самоуважения. Наличие их в домашней библиотеке — магнит ее постоянного пополнения.

К оптимистическим неожиданностям прошлого года, бесспорно, относится презентативный том Антологія японської класичної поезії от киевского издательства «Факт» (5-е место). Это издание радует глаз даже на фоне широкой и взыскательной пропозиции россиян, уже третий год переживающих всплеск япономании. «Факт» демонстрирует почти эксклюзивный на нашем рынке настрой не просто на конкуренцию, а на безусловное первенство. Именно такими являются «фактовские» издания-победители второй хрестоматийной подноминации — «литературоведение»: Лариса Петрівна Косач-Квітка (Леся Українка). Біографічні матеріали. Документи. Іконографія (2-е место) и Дмитро СТУС. Василь Стус: життя як творчість (1-е место и Гран-при). О последней книге еще много будут писать как о точке отсчета новой украинской биографистики (бесспорно, приобщая к этому понятию и изданную двумя годами ранее книгу Михаила Слабошпицкого о Тодосе Осьмачке, недавно отмеченную Шевченковской премией, и совсем свежую книгу Богдана Жолдака о Викторе Гуцале, вышедшую в этом году).

Списком подноминации «литературоведение» можно действительно гордиться. Это — самый мощный сектор украинского книгоиздания вообще. Без комментариев назову только минимум из книг-событий — для них нужны не комментарии, а время для чтения: Мирослав ШКАНДРІЙ. В обіймах імперії: Російська і українська літератури новітньої доби (К.: Факт), Святослав ГОРДИНСЬКИЙ. На переломі епох. Літературознавчі статті, огляди, есеї, рецензії, спогади. (Л.: Світ), Володимир ЯЦЮК. Віч-на-віч із Шевченком: Іконографія 1838–1861 років (К.: Балтія-Друк), Володимир ПАНЧЕНКО. Володимир Винниченко: парадокси долі і творчості (К.: Твім інтер), Родинне вогнище Зерових (К.: Гелікон).

К этим соблазнам относятся и книги, фигурирующие в коротких списках номинаций ФИГУРЫ и ГОЛОСА (подноминация «эссеистика»). Два года назад мы зафиксировали прогрессирующую динамику издания биографий и мемуаров, и в «Книге года» появилась отдельная номинация «Фигуры», являющаяся сейчас одной из наиболее насыщенных и конкурентных. А социологические опросы подтвердили предположения, что эти книги пользуются наибольшим спросом у людей, достигших профессионального и материального успеха. Кажется, понимание именно этого нюанса успешно отражается и на соответствующих программах киевских издательств «Темпора», «Либідь» и на харьковское «Фолио».

В прошлом году мы наблюдали, как ранее единичные издания современной мемуарной эссеистики образовали целое направление, которое должно стать весьма перспективным. Кстати, именно за такой двухтомник Михайлина КОЦЮБИНСКАЯ получила в этом году Шевченковскую премию. И это, в свою очередь, подтвердило приятную для организаторов рейтинга традицию: лауреатами главной государственной премии становятся авторы, чьи книги двумя месяцами ранее признаны победителями экспертами «Книги года».

Но книгу Юрія МАКАРОВА, Ольги ГЕРАСИМ’ЮК та Славка ЧЕРНІЛЕВСЬКОГО Ти не один! З новітньої історії українського телебачення (Х.: Фоліо) оценили, по-моему мнению, неоправданно низко — только 8-е место. А именно это издание — его структура, ракурс и вектор авторского взгляда — открывает путь к публицистическому осмыслению новейших украинских времен. Прошлогодняя избирательная ситуация не была благоприятной для появления книг, способных максимально откровенно рассказать о кулуарной истории современности. Можно осторожно предположить, что нынешняя политконъюнктура будет содействовать выходу таких бестселлеров на рубеже 2005—2006 годов. А в прошлогодней номинации ПОЛИТЛИКБЕЗ заметных неожиданностей не произошло — разве что новая книга Миколи РЯБЧУКА Зона відчуження: українська олігархія між Сходом і Заходом (К.: Критика) не заняла надлежащего ей, по моему мнению, первого места.

Каких-либо прогнозов относительно изменения ситуации в издании философских трудов нет. Зарубежная гуманитаристика выходит у нас едва ли не исключительно благодаря Джорджу Соросу, а когда украинские депутаты одобрят закон о меценатской деятельности в собственной стране — неизвестно (проект лежит в кулуарах Верховной Рады уже несколько лет). Между прочим, книга еще одного нового шевченковского лауреата — Запити філософських смислів Сергія КРИМСЬКОГО (К.: ПАРАПАН) — это квазимеценатский проект. А то, что в «Книге года» она финишировала только второй, является наглядной иллюстрацией специфики рейтинга, где ценится не сам текст, а синкретическое культурологическое событие под названием «Книга». Победитель номинации СОФИЯМарія ЗУБРИЦЬКА. Homo legens: читання як соціокультурний феномен (Л.: Літопис) — это именно Книга, даже на самый придирчивый взгляд. А произведение философа Крымского издано как плановую статью какого-то аспиранта.

Также не наблюдается новых тенденций среди справочной и исторической литературы. Начало издания еще одного энциклопедического проекта — Енциклопедія історії України в 5 т. (К.: Наукова думка), наряду с Енциклопедією сучасної України від І.М.Дзюби, — все равно очень мало для такой страны. Попытка популяризации отечественной истории в трех книгах Україна Inkognita; Дві Русі; Війни і мир (К.: Українська прес-група) — единственная попытка.

Если раньше фоном для триумфов издательства Ивана Малковича служила вся номинация ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК, то сейчас за его спиной неотступно «Видавництво Старого Лева» — и нередко отодвигает «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-Гу» с первой ступени. Не остались без внимания экспертов проекты издания книг для младших подростков от харьковского «Ранку», тернопольской «Навчальної книги — Богдан», столичных «Джерел М» и винницкого «Тезиса». Спрос на такую литературу далек от удовлетворения, поэтому, ко всему прочему, эти серии, думаю, еще и коммерчески выгодны.

Сквозь ассортимент краеведческой номинации проглядывает идея привлечь внутреннего туриста к археологическим памяткам. На книги Античные памятники Крыма (К.: Мистецтво), Борис МИХАЙЛОВ. Кам’яна Могила —- світова пам’ятка стародавньої культури в Україні (К.: Такі справи), Від Трипільської культури до сучасності (Відпочивайте в селах Київщини) (К.: Коло-РА) и на ряд соответствующих изданий киевского «Стилоса» следует обратить внимание Государственной туристической администрации.

И наконец — номинация ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. Еще один победитель нынешнего рейтинга — роман Марії МАТІОС Солодка Даруся — назван шевченковским лауреатом’2005. Далее едва ли не весь краткий список заняли произведения, так сказать, «новой прозы»: Сергій ЖАДАН. Депеш Мод (Х.: Фоліо), Любко ДЕРЕШ. Поклоніння ящірці (Л.: Кальварія), Світлана ПОВАЛЯЄВА. Замість крові (Л.: Кальварія), Ірена КАРПА. 50 хвилин трави (Х.: Фоліо). Привлекательная экзотичность этих произведений объясняется тем, что за ними не стоит отечественная традиция: у нас не было ни Кафки, ни Селинджера, ни Керуака, ни своих «Генералов песчаных карьеров». Интересное, но, по-видимому, недолговечное направление.

Актуальный литературный процесс уже полностью управляем аксиомой: хочешь быть в «обойме» — ежегодно выпускай книгу. Кроме упомянутых авторов, это хорошо понимают и Курков, Кононенко, Покальчук, Слапчук, Роздобудько, Пиркало, Дубинянская (стремительно восходящая звезда), Загребельный, Яворивский, Андрухович, Днистровый, Завгородний, Стриха, Стус, Винничук, Макаров, Гримич, Кокотюха, Забужко (ее Вибрані твори от «Акти» — самая стильная книга прозы за несколько последних лет, как так же в поэзии — книги Мидянки, Билоцеркивец, Позаяка, Федорака, а в зарубежной литературе — Токарчук).

Чем далее более рельефно проступает зависимость литературного успеха от привлечения промо-инфраструктуры. Неоправданно низкий рейтинг Стовпо-творіння Павла ЗАГРЕБЕЛЬНОГО (Х.: Фоліо) или Дня переможених Володимира ЯВОРІВСЬКОГО (Л.: Піраміда) — полностью на совести издателей. Сегодня к услугам книжников не только рубрика «Зеркала недели» (выходящая каждые две недели), которую два года подряд эксперты признавали лучшей книжной рубрикой в стране, а и еженедельные полосы прошлогоднего лидера — газеты «Столичные новости», и фактически все массовые львовские газеты. Медиа наконец «увидели» существование и украинской книги, и украинской литературы. Софиты включены — выходите танцевать.

В общем оптимистическое состояние и писательства, и книгоиздательского дела оставляет после себя тревожный привкус. И возникают в голове странные вопросы: если украинские издатели хорошо запомнили российский урок с экранизацией «Идиота», то почему на прилавках не появился Старицкий после экранизации «Интером» «За двомя зайцями»? Где Франко после «Украденого щастя» на «1+1»? Дяченки сейчас работают над фильмом о Довбуше — будут книги о нем? А Винничуковские «Діви ночі» экранизируются тоже вне внимания издателей?

Оставим кесарю кесарево: расчистить для отечественного производителя оккупированный россиянами рынок должно помочь государство. А готовы ли сами издатели рисковать на том расчищенном пространстве?

Шестая Всеукраинская благотворительная акция
«Книга года’2004»

организаторы: Центр рейтинговых исследований «Элит-Профи»;
Фонд содействия развитию искусств; журнал «Книжник-Ревю»

ХРЕСТОМАТИЯ классика/литературоведение

Володимир СВІДЗІНСЬКИЙ. Твори: у двох томах. Т.1. Поетичні твори. Т.2. Переклади. Статті. Листи. Сер. «Відкритий архів». — К.: Критика

Дмитро СТУС. Василь Стус: життя як творчість. — К.: Факт

ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ
украинская/зарубежная проза

Марія МАТІОС. Солодка Даруся. — Л.: Піраміда

Жан ЖЕНЕ. Щоденник злодія. — К.: Юніверс

ГОЛОСА поэзия/эссеистика

Іван АНДРУСЯК. Часниковий сік; Олег СОЛОВЕЙ. Аль Катик; Володимир ЗАТУЛИВІТЕР. Четвертий із триптиха; Людмила ТАРАН. Книга перевтілень; Юрій БЕДРИК. Цвіт геральдичний та інші поезії; Назар ГОНЧАР. ПРОменеВІСТЬ; Андрей ДМИТРИЕВ. Сторожевая элегия; Петро КОРОБЧУК. Гіллясте лице. Сер. «Зона Овідія». — К.: Факт

Михайлина КОЦЮБИНСЬКА. Мої обрії. В 2 тт. — К.: Дух і Літера,

СОФИЯ зарубежная/отечественная гуманитаристика

Історія європейської ментальности. — Л.: Літопис

Марія ЗУБРИЦЬКА. Homo legens: читання як соціокультурний феномен. — Л.: Літопис

ПОЛИТЛИКБЕЗ
современное украинское/ зарубежное обществоведение

Політична історія України. ХХ ст. У 6 т. — К.: Генеза

Ендрю ВІЛСОН. Українці: несподівана нація. — К.: К.І.С.

ГОРИЗОНТЫ
научно-популярная литература/справочные издания

Степан НАЛИВАЙКО. Індоарійські таємниці України. — К.: Просвіта

Г.де БЛІЙ, Пітер МУЛЛЕР. Географія: світи, регіони, концепти. — К.: Либідь

БЫЛОЕ история до конца XVIII в./ХІХ—ХХІ вв.

Омелян ПРІЦАК. Походження Русі: стародавні скандинавські саги і Стара Скандинавія. Т.2. Сер. «Київська бібліотека давнього українського письменства». — К.: Обереги

Україна Inkognita; Дві Русі; Війни і мир, або «Українці—поляки: брати/вороги, сусіди…». — К.: Українська прес-група

ФИГУРЫ
биографии, мемуары (до 1921 г.)/(новейшие времена)

Михайло МАКСИМОВИЧ. У пошуках омріяної України. Сер. «Пам’ятки історичної думки України». — К.: Либідь

Василь КАСІЯН. Автопортрет. Сер. «Бібліотека Шевченківського комітету». — К.: Веселка

ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК
книги для малышей/для подростков

Туве ЯНСОН. Країна мумі-тролів. — Л.: Видавництво Старого Лева

Всеволод НЕСТАЙКО. Тореадори з Васюківки. — К.: А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА

ВИЗИТКА искусство/краеведческая литература

Давня українська ікона із приватних збірок. — К.: Родовід

Die Dankbare Bukowina. — Чернівці: Золоті литаври

ГРАН-ПРИ

Дмитро СТУС. Василь Стус: життя як творчість. К.: Факт

Полные результаты рейтинга
смотрите на www.review.kiev.ua

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме