ПРИРУЧЕНИЕ ОГНЯ

15 марта, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №11, 15 марта-22 марта

В последние годы мы не раз были свидетелями того, как разными путями возвращались, а скорее впервы...

В последние годы мы не раз были свидетелями того, как разными путями возвращались, а скорее впервые попадали на родину авторов произведения, созданные в других странах, но являющиеся неотъемлемой частью истории искусства Украины. Каждый случай превращается в определенное событие, потому что за ним стоит подвижническая судьба творца, кропотливая работа энтузиастов, которые смогли не только открыть дорогу в Украину, но и здесь позаботиться о достойной презентации и дальнейшей жизни произведений. Благодаря этому отечественные музеи и архивы пополнились интереснейшими работами наших соотечественников, завоевавших уважение и славу за рубежом.

По-разному происходят такие акции. Иногда - это обширные экспозиции в залах Национального художественного музея или Украинского дома, а иногда - довольно камерное мероприятие в архиве или библиотеке. Последнее, однако, не влияет на интерес посетителей и значимость происходящего. Это скорее говорит об обстоятельствах, которые сложились в процессе подготовки работ и их транспортировки.

Не секрет, что Национальная комиссия по вопросам возвращения культурных ценностей при Кабинете министров Украины очень ограничена в средствах. Поэтому когда известный издатель и организатор фестивалей «Киев мюзик фест» Марьян Коць взял на себя организацию и доставку из американского города Рочестер в Украину выставки эмалей Ирины Банах-Твердохлиб, многие проблемы отпали сами собой, а киевляне впервые смогли познакомиться с довольно редким явлением в изобразительном искусстве.

Хоть техника эмали была очень популярной в Киевской Руси, сейчас ею занимается очень узкий круг художников - сказывается сложность и трудоемкость технологического процесса, - к тому же это, как правило, мужчины. В Украине их всего несколько человек, среди которых бесспорный лидер - Александр Бородай. Он-то и привил многим поклонникам изобразительного искусства вкус к эмальерству. Поэтому когда появилась возможность увидеть то, что создавала на протяжении нескольких лет за океаном наша соотечественника, ею воспользовались с большим энтузиазмом. Вернисаж в Центральной библиотеке имени Леси Украинки в Киеве не остался незамеченным столичной общественностью.

Выставка небольшая - всего четырнадцать композиций - натюрморты, архитектурные пейзажи, жанровые сценки и один портрет, созданные с 1982 по 1991 год. Хоть и не принято говорить о возрасте женщины, но в данном случае осмелюсь уточнить, что появились они тогда, когда художнице было уже за семьдесят. Это факт немаловажный, ведь ей пришлось работать с металлом и огнем, к тому же самостоятельно освоить химию, чтобы знать, как поведут себя краски в период нагревания и плавления.

Нужно заметить, что ученица из Ирины Твердохлиб, а она именно так подписывает свои работы, получилась отменная: колористическая гамма ее произведений сочная, яркая. Цвет открытый, рисунок уверенный и точный. Этому способствуют и сюжеты, построенные на украинских мотивах («Колядники», «Соревнование», «Подсолнухи», «Церковь св. Юра», «Церковь рождества Богородицы в Ворохте», и т.д.). Ведь что удивительно, композиции создавались в США, а насквозь принизаны украинским духом и ощущением того, что работа велась с натуры.

...Начав с уроков, которые ей давали ученики А.Новакивского, Ирина Твердохлиб, кроме живописи, довольно успешно освоила графику, батик, набойку, керамику. Она даже написала и издала историю набойки.

Ее творчество известно и почитаемо в кругу украинской эмиграции за океаном. В 1987 году в Торонто Украинской могилянской мазепинской академией наук была издана солидная монография, посвященная художнице, анализ деятельности пани Ирины сделал доктор Богдан Стебельский.

Украина только открывает для себя новое имя, и оно не станет малозаметным эпизодом среди других открытий.

- Ирина Твердохлиб войдет в историю украинского искусства, хотя и не достигла художественных вершин. Она тот колосок, который дает щедрый урожай на нашей культурной ниве, - сказал на вернисаже председатель Национальной комиссии по вопросам возвращения культурных ценностей Александр Федорук.

Ему можно верить, ведь он пока единственный искусствовед в Украине, который видел и знает не только эмали, но и все творчество пани Ирины. Он, кстати, обещает вскоре познакомить нас и с интересными монотипиями художницы. А пока четырнадцать изысканных произведений, рожденных в огне, поедут покорять Хмельницкий, Тернополь, Луцк, Кировоград и Херсон.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно